Рабочая программа «Группы выходного дня» кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Программа предназначена для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни  и  воспитателей.

Программа направлена на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение из-за условий жизни и труда его семьи, и что как следствие, является причиной дезадаптации детей кочевников при поступление в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmagruppa_vyhodnogo_dnya.docx99.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с. НЫДА НАДЫМСКОГО РАЙОНА» ___________________________________________________________________________________

629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72,

E-mail: dscheburashka@nadym.yanao.ru

ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП 890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым


Рабочая программа «Группы выходного дня» кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни  

Рабочая программа «Группы выходного дня» кратковремменного пребывания для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни:

Автор программы:

  • Салиндер С.В., воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района»

Программа предназначена для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни  и  воспитателей.

Программа направлена на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение из-за условий жизни и труда его семьи, и что как следствие, является причиной дезадаптации детей кочевников при поступление в школу.

Упражнения и игры, предлагаемые в программе, можно применять в любой совместной деятельности взрослых и детей, на занятиях и в домашних условиях.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел………………………………………………………………………………..4
  1.  Пояснительная записка………………………………………………………………….4
  2.  Цели и задачи реализации программы……………………………………………......5
  3. Принципы реализации программы………………………………………………….....7
  4.  Планируемые результаты усвоение программы……………………………….........8

Целевые ориентиры дошкольного образования к трем годам ребенок…………...8

Целевые ориентиры на этапе завершения освоение Программы………………….9

  1. Организационный раздел……………………………………………………………………11
  1.  Организация режима пребывания детей в группе кратковременного

 пребывания………………………………………………………………………………….11

  1.  Традиционные события, праздники, мероприятия………………………………...11
  2. Организация развивающей предметно – пространственной среды………………12
  1. Содержательный раздел………..……………………………………………………………11
  1.  Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса…………………………………………………………………………………….15

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В Ямало-Ненецком автономном округе ведется активная работа по сохранению этнокультурных ценностях коренных малочисленных народов Севера. Одним из приоритетных направлений в этой сфере является организация кочевого образования детей тундровиков в местах их традиционного образования, которая направлена на создание эффективной образовательной системы для детей малочисленных народов Севера, в поднятии статуса семьи, в сохранении неразрывной связи родителей и детей, в подготовке интеллектуальной цивилизационной личности.  

В МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда» организована «Группа выходного дня» кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Деятельность «Группы выходного дня» направлена на организацию предшкольной подготовки, оказание индивидуальной педагогической помощи детям, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Пребывание ребенка в группе кратковременного пребывания способствует формированию умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных ситуациях. Детский сад в этом случае успешнее строит сотрудничество с родителями, учитывает индивидуальные особенности семьи, влияет на формирование грамотной родительской позиции (уважительное отношение к своему ребенку, умение поддержать его; осознавать свои возможности в образовательной и развивающей работе с детьми).

В работе педагога отражены основные направления его воздействий на интеллектуальную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы личности ребенка.

Особенности программы:

- содержание программы строится на основе понимания психофизиологических особенностей детей, закономерностях психических новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании;

- социальное развитие ребёнка рассматривается в единстве с эмоциональной составляющей;

- ориентация на обеспечение необходимого уровня социального развития ребёнка в группе кратковременного пребывания в соответствии с ФГОС;

- акцентирование на интеграцию различных видов деятельности ребёнка в группе кратковременного пребывания в соответствии с ФГОС;

- планирование воспитательно-образовательного процесса в группе кратковременного пребывания осуществляется на основе комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС;

- обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей через объединение усилий семьи и педагогов.

Главная особенность программы состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т.е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

При составлении программы учитывалась специфика групп выходного дня:

1. «Сжатость» времени (обычно свободная совместная деятельность и общение детей развертываются во второй половине дня, во время утренней и вечерней прогулки, которых лишены дети в группах кратковременного пребывания)

2. Компактность образовательного процесса

3. Возможность применения разных методик и технологий с учетом индивидуальных особенностей детей.

  1. Цели и задачи реализации программы

    Цель программы:

  • всестороннее развитие детей, проживающих с родителями в тундре;
  • создание условий для успешной социальной адаптации детей из числа коренных малочисленных народов к жизни в современном социуме.

     Задачи:

Для детей:

  • развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;
  •  формирование у детей основ готовности к школьному обучению;
  • развитие социальной компетентности ребёнка, оказание помощи в овладении навыками общения с другими детьми и взрослыми;
  • укреплять  физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Для родителей:

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • развитие у родителей  педагогической компетентности по отношению к     собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

   Концепция программы опирается на теоретическиеосновы программы «От     рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  

       Содержание и структура программы

  • Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении:

•        Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения

•        Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

•        Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;

•        Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

•        Приказом ДО ЯНАО от 28.12.2012 года №2406 «Об утверждении комплексных мер, направленных на эффективную реализацию проектов Программы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012-2016 годы «Кочевая школа», «Сетевая школа», «школа ступеней»;

•        Приказом ДО ЯНАО от 29.12.2013года №471 «Об утверждении планов по реализации комплексов мер, направленных на эффективную реализацию проектов Программы социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012-2016 годы «Кочевая школа», «Сетевая школа», «Школа ступеней» на 2013 года;

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

•        Устав МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.НыдаНадымского района»;

•        Локальные и нормативные акты МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.НыдаНадымского района».

С целью нормативно – правового обеспечения деятельности группы разработан пакет документов, включающий в себя:

  1. Положение о «Группа выходного дня»для детей  дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни.  
  2. Должностная инструкция воспитателя «Группы выходного дня»
  3. Должностная инструкция помощника воспитателя  «Группы выходного дня»
  4. Договор между МДОУ и родителями.

1.3.  Принципы реализации программы:

  • вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
  • научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
  • непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;
  • преемственность – воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания.

Основные критерии:

• Эмоциональное состояние

• Отношение к предметному миру и игрушкам

• Речевая активность

• Двигательная активность

• Общее состояние организма

• Взаимодействие со взрослыми

• Взаимодействие со сверстниками

Работа с детьми

• Формирование культурно-гигиенических навыков

• Развитие речи, чтение художественной литературы

• Познавательно-исследовательская деятельность

• Познавательное развитие

• Игровая деятельность

• Физическое развитие

• Формирование игровых умений и навыков, дидактических, подвижных и сюжетных игр

• Музыкальное развитие

• Изобразительная деятельность

Работа с родителями.

• Передача родителям педагогических, психологических, медицинских знаний

• Формирование положительного образа ребенка

• Создание мотивации для сотрудничества с педагогами ДОУ.

  1. Планируемые результаты усвоения программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры  дошкольного образования

К трем годам ребенок:

  1. интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
  2. стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
  3. владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
  4. проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.  Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
  5. в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
  6. проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
  7. любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
  8. с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

  1. ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ
  1.  Организация режима пребывания детей в группе кратковременного пребывания

        Режим пребывания составлен с учётом возрастных особенностей детей  группы. Приём детей осуществляется с 9.00 утра, в режиме прописана деятельность детей, количество и продолжительность которой соответствует возрастным нормам.

    Режим работы группы: по субботам с 9.00 до 12.00 без питания.

В режиме есть место, как обязательным моментам, так и самостоятельной игровой деятельности детей.

Особое место отводится проведению группового  общения, которое направлено на сплочение группы вокруг актуальных и важных для детей жизненных содержаний и дают возможность расширить сферу коммуникативной практики детей.

Режим дня группы выходного дня

        Режимные моменты/ Группы

Разновозрастная группа кратковременного пребывания

1 подгруппа

3 - 4 года

2 подгруппа

4 - 5 лет

3 подгруппа

5 - 6 лет

4 подгруппа

6 – 7 лет

1

Прием детей «Мы вам рады!». Утренняя зарядка. Групповое общение.    

9.00 – 9.30

9.00 – 9.30

9.00 – 9.30

9.00 – 9.30

2

Непосредственно-образовательная деятельность.

9.30 – 09.45

9.30 – 09.50

9.30 – 09.55

9.30 – 10.00

3

Групповое общение. Свободная игровая деятельность детей.  Индивидуальная работа с детьми.

09.45 – 10.10

09.50 – 10.10

09.55 – 10.10

10.00 – 10.10

4

Непосредственно-образовательная деятельность.

10.10 – 10.25

10.10 – 10.30

10.10 – 10.35

10.10 – 10.40

5

Групповое общение. Свободная игровая деятельность детей.  Индивидуальная работа с детьми.    

10.25 – 11.10

10.30 – 11.10

10.35 – 11.10

10.40 – 11.10

6

Подготовка к прогулке. Прогулка

11.10 - 12.00

11.10 - 12.00

11.10 - 12.00

11.10 - 12.00

  1. Традиционные события, праздники, мероприятия

Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. Важным компонентом работы ДОУ являются праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

Создавать условия для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через организацию праздников и развлечений, посвящённых календарным событиям, традициям страны, региона, учреждения в соответствии с возрастом в разнообразных видах деятельности: День знаний, День пожилого человека, Прощание осени, День матери, Праздники, посвящённые встрече Нового года, Масленица, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Выпускной, День защиты детей.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда  МДОУ (далее - РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. РППС - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями МДОУ, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Основные принципы организации РППС в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ организована педагогами для:

- развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей,

- повышения уровня активности и заинтересованности каждого ребёнка, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

Для выполнения этих задач РППС МДОУ является:

  1. содержательно - насыщенной: включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  2.  трансформируемой: обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
  3.  полифункциональной: обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  4.  доступной: обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
  5. безопасной:        все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса в ДОУ, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Организация пространства РППС в ДОУ обеспечивает условия для:

  • физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей;

Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены зоны для разных видов двигательной активности детей - бега, прыжков, лазания, метания и др. В МДОУ имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

  • эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно - вспомогательных сотрудников;

В МДОУ созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

  • развития игровой и познавательно - исследовательской деятельности детей;

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители. Выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательно - исследовательской деятельности детей – центр книги, центр экспериментирования и др.

  •     художественно - эстетического развития детей;

Помещения МДОУ и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

  •     информатизации образовательного процесса;

Для этого в групповых и прочих помещениях имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.). Обеспечено подключение некоторых помещений МДОУ к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом.

В свете требований ФГОС в группах ДОУ созданы уголки (центры) развития ребёнка:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  •  уголок ряжения (для театрализованных игр);
  •  книжный уголок;
  •  зона для настольно-печатных игр;
  •  выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);
  •  уголок природы (наблюдений за природой);
  •  спортивный уголок;
  •  уголок для игр с песком;
  •  уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей -конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  •  игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
  •  игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Представленный перечень является примерным и может корректироваться (расширяться, заменяться) в зависимости от возможностей МДОУ, приоритетных направлений деятельности, запросов детей и родителей (законных представителей), инициативы педагогов и других факторов.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса

Образовательный процесс строится на основе свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием в деятельности.

В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:

- организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);

- гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности;

- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми.

При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, обеспечивают перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, ограниченное развитие на протяжении всего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.


КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

 

Месяц  

Тема недели

Цель  

Итоговое мероприятие

Сентябрь  

I неделя

сентябрь

(суббота)

«Здравствуй, детский сад»

-Вызвать у детей заинтересованность, положительные эмоции с приходом в детский сад.

-Способствовать развитию социальной активности детей в освоении пространства группы и групповых помещений, воспитывая бережное отношение к предметам и игрушкам, находящимся  в группе.

-Расширить представления о профессиях сотрудников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник),

Игра – путешествие «Прогулка по детскому саду».

Рисование карандашами «Мой любимый детский сад».

II неделя

сентябрь

(суббота)

«Мой край»

 - Систематизировать представления о родном крае.

-Расширять представление детей о родном крае, о богатсвах и достопримечательностях родного края.

- Развивать творческие способности детей в технике платинографии.

Игра - путешествие «Искатели сокровищ».

Пластинография «Ягоды растущие в моём края».

III неделя

сентябрь

(суббота)

«Краски осени»

-Познакомить детей с временем года осень - нгэрё.

-Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе: понижение температуры воздуха; стало больше пасмурных дней и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое серое.

- Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьеви методом "набрызга".

- Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные).

Игровое интегрированное занятие «Золотая осень».

Нетрадиционная техника рисование (отпечатывание сухих листьев + набрызг) «Осень в тундре».

IV неделя

сентябрь

(суббота)

«Дары осени»

- Ознакомление с традициями праивльного питания, использования в рационнеоввощей и фруктов.

- Формировать представления о некоторых растениях, ягодах растущих на Севере.

- Расматривание, сенсорное обследование овощей и фруктов (развитие обоняния, осязания).

Интегрированное развивающее заняте «Овощная компания».

Изготовление коллективное панно «Корзина фруктов и овощей».

Октябр

ь

I неделя

октябрь

(суббота)

«Животный мир»

- Познакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью живущих на ЯМАЛЕ.

- Вызвать интерес к осеннему периоду времени года, познакомить детей с осенними явлениями в природе, уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона

- Учить детей вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования – учить делать ежика, грыбочко для него.

 Интегрированное занятие «Незнайке в гостях у лесных жителей»

Нетрадиционная техника рисование (тычкования) «Еж в осеннем лесу».

II неделя

октябрь

(суббота)

«Я – человек»

-Представление о частях и органах тела (нос, рот, глаза, руки, ноги, тело, голова); правило здоровьясберегающего поведения (чистота, опрятность, умывания и мытье рук, забота и гигиена частей тела (уши, глаза, рот, нос);

Некоторые предметы и атрибуты, инструменты доктора (градусник, трубка, емкость для лекарств и т.д.).

- Формирование  и развитие средств общения: рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта,  использовать в речи сложноподчиненные предложения; передавая свое отношение к героям и событиям;  чисто произносить звуки родного языка.

Игра – путешествие «Путешествие в организм челоека».

Лепка из соленного теста «Человек гуляющий в лесу».

III неделя

октябрь

(суббота)

«Народная культура и традиции»

-Приобщать познанию творчества народной культуры (ненцев), воспринимать красивые предметы быта, произведения народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

-Познакомить детей с легендами Севера содержащими информацию о быте и труде коренных народов, с ненецкими играми.

Сюжетно – ролевая игры «Мы встречаем гостей Аппликация «Украсим малицу узорами».

IV неделя

октябрь

(суббота)

«Наш быт»

-Конкретизировать представления о труде взрослых в тундре, представления о жизни человека в селе, в городе

Систематизировать знания  детей с предметным миром и расширять знания детей о предметах быта ненцев, о жилище – чум.

-Уточнить представления о свойствах материалов и выяснить зависимости изготовления изделий из них.

-Воспитывать интерес к культуре ненецкого народа.

Конструирование из подручного материала «Мой чум».  

Ноябрь  

I неделя

ноябрь

(суббота)

«Дружба»

-Воспитывать интерес        к         жизни   людей         разных  национальностей  на   территории  России, их   образу              жизни,              традициям.

-Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

-Познакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали друзей.

Интегрированное занятие «В гостях у трех поросят».

Коллективная лепка «Дружба народов».

 

II неделя

ноябрь

(суббота)

«Транспорт»

-Формировать представления о различных машинах, их функциональном назначении, строении.

- Расширять знания о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре. Закреплять знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности». Закрепить знания о понятии «транспорт»

- Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте.

- Учить безопасному поведению на улицах. Расширять представления о других видах транспорта: водный, воздушный.

- Учить детей в различных ситуациях соблюдать правила безопасности, проявлять вежливость по отношению к другим людям.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»: сюжет «Вежливый пассажир».

Коллаж «Мы пешеходы».

III неделя

ноябрь

(суббота)

«Здоровей-ка»

- Расширять представления о здоровье и важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

- Развивать представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма.

- Формировать умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять активный словарный запас по теме

- Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными знаниями, впечатлениями, представлениями

- Учить сопровождать речью игровые и бытовые действия

Игра-занятие «Путешествие на планету здоровья».

Создание плаката «Пирамида здоровья».

IV неделя

ноябрь

(суббота)

«Кто как готовится к зиме»

 Формировать представление о лесе и тундре, как о сообществе живых организмов, связанных между собой.

- Обогащение представлений детей о зимовье зверей: способах добывания пищи, защиты от сильных морозов.

- Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

- Расширять знания о том, как некоторые животные готовятся к зиме.

Игра – путешествие «Прогулка в тундру, к братьям нашим меньшим».

Лепка композиции «Зимовье зверей» 

Декабрь  

I неделя

декабрь

(суббота)

«Здравствуй, зимушка-зима!»

- Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.

- Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

- Упражнять в печать паралоном по трафарету, тычок полусухой кистью. Закреплять умение рисовать пальчиком.

Игра – занятие «Зимние забавы!».

Нетрадиционная техника рисование (печать по трафарету) «Зимний лес».

II неделя

декабрь

(суббота)

«Край мастеров»

- Уточнить         представления детей о Севере, познакомить их с особенностями природных условий тундры;

- Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилище, труд, уточнить и обогатить представления о коренных жителях Севера  - ненцах;

- Воспитывать         интерес         к творчеству ненецкого народа.

Рассказывать детям об искусстве, традициях и быте разных народов, населяющих родной край (особенности строений, предметы быта, национальная одежда и т.д.).

Интегрированное занятие «В гостях у Вакоʼ».

Выставка рисунков «Я живу на Ямале».

III –неделя

декабрь

(суббота)

«На пороге Новый год»

- Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении.

- Закладывать основы праздничной культуры.

- Создать эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его п Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

- Развивать умение поддерживать беседу.

Колективный работа (аппликация) «Украшаем группу сами».

IV–неделя

декабрь

(суббота)

«Новогодний калейдоскоп»

- Вызвать         стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

- Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению.

- Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке.

- Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

- Совершенствовать интонационную выразительность речи.

-Учить самостоятельно пользоваться средствами интонационной выразительности: изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания.

Новогодний утренник  «Путешествие в Новогоднюу ночь»

Январь  

II-неделя

январь

(суббота)

«В гостях у сказки»

- Развивать умения понимать скрытые мотивы поведения героев произведения, смысл сказок

- Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев

- Формировать представления об окружающем мире, развивать любознательность, закрепить знания детей о народных сказках (знание и узнавание персонажей, название сказок)

- Учить отбражать в рисунке особенности образовположительных сказочных героев; подбирать изобразительные техники.

 Инсценировки ненецкой сказки И. Истомина «Почему рыбы живут в воде?».

Нетрадиционная техника рисование (цветной граттаж, восковые мелки +акварель) «Мои любимые сказки».

III-неделя

январь

(суббота)

«Этикет»

- Помогать детям, осознавать себя членом детского сообщества, усвоить правила поведения, установленные в группе.

- Формировать привычку соблюдения элементарных правил поведения во время еды, умывания.

- Стимулировать детей к употреблению вежливых слов, воспитывать у детей доброе отношение к людям.

Интегрированное занятие «Что нам расскажет Лунтик».

Лепка из соленного теста «Цветы для Милы».

Феврал

ь

I неделя  

февраль

(суббота)

«Моя семья»

- Формирование представлений о родственных отношениях и способах их поддерживания (по телефону, посещение гостей, поздравления с праздниками), месте проживания, работе взрослых членов семьи.

- Помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к семье, себе, как неотъемлемой части своей семьи

- Формировать этническое отношение к бытовым предметам и их изображению в натюрморте: упражняться в комбинировании в двух различных техниках.

Игровое интегрированное занятие «Путешествие колобка».

Нетрадиционная техника рисования (обрывание скатывания) «Завтрак куклы Маши».

II неделя

февраль

(суббота)

«Азбука безопасности»

- Развитие у детей представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях.

- Формировать навыки жизнесберегающего поведения.

- Закрепление и расширение знаний детей о правилах поведения (в случае пожара звонить 01, вызов милиции - 02, «Скорой помощи» - 03), единый телефон 01.

- Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми

- Научить детей выполнять главные правила безопасного поведения; предвидеть опасность; по возможности избегать; при необходимости действовать.

Спортивное - развлечение «Светофория».

Коллаж «Мы за безопасность».

III – неделя

февраль

(суббота)

«Наши защитники»

- Расширять гендерные представлений: формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

- Формировать знания детей об армии, армейских профессиях. Познакомиться с воинскими подвигами прадедов, дедов, отцов во время защиты страны от врагов.

- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Российскую армию.

- Продолжать знакомить детей с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой.

- Расширять знания детей о Российской армии, формировать уважение к защитникам Отечества.

 Спортивное мероприятие  «Веселые эстафеты».

Конкурс рисунков «Могучи и сильны российские богатыри».

IV- неделя

февраль

(суббота)

«Маленькие исследователи»

- Формировать умения устанавливать закономерности.

- Учить самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали.

-Формировать интерес в поисково-исследовательской деятельности.

- Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды, воздуха.

- Развивать способности к практическому и умственному экспериментированию, способствовать накоплению «багажа» исследовательских умений, овладению различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями.

- Формирование представлений о целостной «картине мира», осведомленности в разных сферах жизни.

Игра-экспериментирование «Определение чистоты снега»; «Очистим воду».

-Опытно-экспериментальная деятельность и наблюдения: «Какая поверхность теплее».

- Изготовления цветных льдинок (рыбки).

Март  

I неделя  

март

(суббота)

«Женский день»

- Воспитание чувства любви и уважения к женщинам, желания

помогать им, заботиться о них

- Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях.

- Расширение гендерных представлений.

-Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям (маме, бабушке), потребности радовать близких добрыми делами.

- Продолжать учить вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам.

- Показать разные приемы декорирования цветка.

Конкурсная программа «Наши мамы все умеют».

Изготовление открыток (аппликация) к 8 марта.

II неделя

март

(суббота)

«Миром правит доброта»

- Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

- Продолжать развивать представление о изменении позиции ребёнка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим).

- Развивать осознание ребёнком своего места в обществе, расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектив.

- Продолжать формировать умение проявлять заботу об окружающих, желание прийти на помощь.

Игра – занятие «Путешествие в самый добрый город».

Нетрадиционная техника рисовние ладошками и пальчиками «Красивая полянка цветов».

III неделя  

март

(суббота)

«Весна шагает по планете»

- Развивать интерес к природе, желание активно познавать и рассказывать о природе, действовать с природными объектами.

- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

- Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека

- Обобщить знания детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные).

Игра – путешествие «Путешествие в вессенний лес».

Составление палитры весенних цветов и оттенков (на основе коллекции  цветных клякс), эксперементирование по смешиванию красок (на основе схем).

IV неделя

март

(суббота)

«Быть здоровыми хотим»

- Способствовать появлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.

- Продолжить формирование представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

- Развитие самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек.

- Развитие умения избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения.

- Помочь детям осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира.

Игра – занятие «В гостях у Айболита».

Коллаж «Радуга здоровья».

Апрель  

I неделя  

апрель

(суббота)

Книжкина неделя

-Рассматривание любимых книжек, объяснить для чего нужна книжка, из чего она сделана (из какого материала).

-Формировать представление детей о роли книги в жизни человека.

-Дать знание о библиотеке.

-Развивать, выразительность речи, логическое мышление.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

-Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения, понимать тему, образное содержание и идею сказки; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, формулировать тему и основную мысль сказки.  

-Учить детей составлять небольшой рассказ о книжке.

-Активизировать словарь детей.

-Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин».

Книжная мастерская (изготовление книжки из подручного материала) «Моя любимая книжка».

II неделя  

апрель

(суббота)

Планета Земля. Космос.

-Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира

-Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Развивать техническое мышление, умение работать по схеме, чертежу. Развивать интерес к космосу и людям, покоряющим его просторы.

-Формировать чувство гордости за подвиг Ю.А. Гагарина.

-Сформировать элементарные представления Космосе и о Земле;

-Закрепить знания детей о Земле как планете солнечной системы.

Игра - путешествие «Полет на луну».

Нетрадиционная техника рисование (печать по трафарету, набрызг) «Звездное небо».

III неделя

апрель

(суббота)

«Волшебница вода»

-Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

-Формировать элементарные представления о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; некоторые предметы в воде тонут, а некоторые не тонут, водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.).

-Развивать способности устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (идёт дождь – на земле лужи, растениям и животным нужна вода и т.п.).

-Знакомить с правилами поведения в природе.

-Экспериментирование «Тонет, не тонет», «Холодная теплая вода».

- Опыты «Отчего идет дождь?».

IV неделя

апрель

(суббота)

«Встречаем птиц»

Расширение представлений о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)

-Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).

Опытно – эксперементальная деятельность «Опыт с птичьими перьями».

Изготовление из подсобного материала «Кормушек для птиц».

Май  

I неделя  

май

(суббота)

«Труд в жизни человека»

-Формировать положительное отношение к труду взрослых.

-Формировать первичные ценностные представления о Празднике весны и труда, учить читать наизусть небольшие стихотворения.

-Дать представления об особенностях труда людей воспитывать уважение к результатам труда людей.

-Совершенствовать умение и навыки в свободном эксперементировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционном рисовании.

 Интегрированное занятие «Кем работают наши родители».

Нетрадиционная техника рисование все имеющие в наличии. По замыслу.

II неделя  

май

(суббота)

«День победы»

-Воспитание уважения к защитникам Отечества.

-Развивать эстетическое восприятие.

-Продолжать формировать представления об армии, о представителях разных родов войск (лётчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки), об особенностях службы в мирное время, воспитывать чувство гордости за солдат, желание быть похожими на них.

-Закрепить умение детей работать в смешанной технике (восковой мелок и акварель), композиционные знания, умения и навыки детей.

-Учить детей рассматривать иллюстрации с изображением праздника, отвечать на вопросы по содержанию беседы.

-Продолжать учить складывать лист бумаги по вертикали, соединяя углы и стороны, украшать поздравительную открытку декоративным узором (центр, края и углы), чередуя по цвету, величине, развивать желание сделать открытку аккуратной и красивой.

-Учить детей создавать линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету, форме. Развивать чувство формы, цвета и ритма, совершенствовать умение наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа, способствовать воспитанию самостоятельности. 

Изготовление открытки (аппликация) «День  победу».

III неделя  

май

(суббота)

«Мир природы»

-Развивать интерес к опытной деятельности.

-Воспитывать бережное отношение к растениям и насекомым.

-Воспитывать интерес к наблюдению за растениями. Привлечь детей к посильной деятельности по уходу за растением, воспитывать желание ухаживать за растением, беречь его.

-Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с животными: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

-Уточнить знание детей о жизни животных в тундре, о ягодах.

 -Экспериментирование «Разноцветные шарики»,   «Солнечный зайчик», «Где ночует солнышко?»

- Отгадывание загадок «Вако хобцокоця»

IV неделя

май

(суббота)

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа»

«На пороге лета»

- Дать доступное сведения о временах года, учить детей называть состояние погоды.

- Создание условий для формирования и развития простейших навыков, самостоятельности, опрятности, аккуратности, правильного поведения за столом.

-Приучать убирать игрушки на место, поддерживать порядок в игровой комнате.

-Учить слушать и пересказывать тексты, развивать внимание, память, речь, мышления.  

- Упражнять детей в смешивании красок. Формировать  умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, соответствующую радостному настроению; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Нетрадиционная техника рисования: монотипия предметная «Поляна цветов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа познавательно-речевой направленности по основам безопасности детей дошкольного возраста «Зелёный огонёк» на 2016-2017 год (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают и будут в...

Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах формирования здорового образа жизни.

В контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено совершенствование системы взаимодействия с семьям воспитанников, ...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)

учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)....

Рабочая программа по предшкольной подготовке воспитателя кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышо

Рабочая программа воспитателя для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышок» по предшкольной п...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...