Игры и занятия для детей дошкольного возраста, направленные на социально-личностного развитие
методическая разработка на тему
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_sotsialno-lichnostnoe_razvitie_doshkolnikov.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и занятия для детей дошкольного возраста, направленные на социально-личностного развитие.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Чтобы эффективно общаться, он должен овладеть рядом умений:
• внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
• проявлять уважение к говорящему, не перебивать его, выражать свое отношение к предмету разговора - излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о мнением собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли;
• ориентироваться в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении;
договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
• завершать общение, используя этикетные формулы.
Предлагаемые мною игры направлены на достижение главной цели - установить партнерские отношения между детьми - и сопутствующих целей - развивать навыки общения, социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя.
Игры:
-для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения:
«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки»- разыгрывается бессловесное действие.
«Муравьи»
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя.
Воспитатель. Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и всё лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые тёплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.
Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
- Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы: «Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул», «Передача чувств», «Моя любимая игрушка», «Подарок другу», «Солнечный зайчик», «Волшебный цветок», «Волшебники», «Пирамида любви» - воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу, умение быть ласковым, умение слушать друг друга, учат взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие, развивают атмосферу тепла, любви и ласки.
«Пирамида любви»
Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
- Игры на развитие коммуникативных способностей: «Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Игра в тарелочку», «Менялки»- развивают умение сотрудничать: учат слышать, понимать и подчиняться правилам (подвижные игры).
Зайчики и лиса
Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».
Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».
Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».
Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
-Игры на воспитание доверия друг к другу, чувство ответственности за другого: «Я не должен», «Звери на болоте».
Звери на болоте
Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.
У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его «пара»).
В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.
Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
-Игры, которые учат задавать открытые и закрытые вопросы: «Почта», «Да» и «нет» не говорите», «Как тебя зовут?», «Азбука почемучек», «Пум – пум – пум».
Пум – пум – пум
«Сейчас мы сыграем в игру «Пум – пум – пум». Пум – пум – пум – это какой-нибудь предмет, который есть в нашей группе».
Выбирают ребёнка, который должен загадать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться, что это за «пум – пум – пум» такой.
Вопросы могут быть, например, такими: «Почему ты загадала этот пум – пум – пум? Для чего он нужен? Этот пум – пум – пум большой или маленький?». И т. д.
Тот, кто загадал предмет, должен отвечать на вопросы полными предложениями.
- Игры, которые учат перефразировать сказанное (сохранив главный смысл): «О чём я сказала», «Объясни Незнайке!», «Слушай и повторяй»
Объясни Незнайке!
Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». И т. д.
- Игры на развитие умения устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения: «Что на что похоже», «Я бросаю тебе мяч», «Задом наперёд», «Почему? А потому!».
Я бросаю тебе мяч
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».
- Игры на развитие умения излагать свои мысли точно и лаконично: «Художник слова», «Магазин», «Библиотека», «Знакомство».
Магазин
Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
- Игры на преодоление негативных эмоций, гнева: ««Ругаемся овощами», «Изобрази животное», «Уходи, злость, уходи».
«Ругаемся овощами».
Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.
Предлагаются ряд занятий, которые учат выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям, проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учат чувствовать настроение и желания друг друга, оценивать индивидуальные качества друг друга; формировать уважительное отношение друг к другу; повышать самооценку детей, учат видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого; формировать уважительное отношение друг к другу; преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом.
Занятие 1. «Как я чувствую мир»
Ход занятия
Воспитатель. Сядьте в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Внимательно слушайте своих собеседников, помните: каждый имеет право на собственную точку зрения.
Воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить (по желанию).
1. Я чувствую себя счастливым, когда...
2. Я обижаюсь, когда...
3. Я злюсь,, когда...
4. Я боюсь, когда...
5. Самое хорошее - это...
6. Самое плохое - это...
7. В дождь я чувствую себя...
8. В снегопад я ощущаю...
9. В солнечный день я ощущаю...
10. Сегодня я чувствую себя...
11. Если бы я был животным, я был бы...
12. Если бы я был птицей, я был бы...
13. Если бы я был растением, я был бы...
14. Если бы я был зданием, я был бы...
15. Если бы я был волшебником, я бы...
16. Если бы мне разрешили, я бы в детском саду...
17. Если бы я оказался в сказке, то я бы был...
18. Когда я представляю себе синий цвет, я думаю о...
19. Когда я представляю себе оранжевый цвет, я думаю о...
20. Когда я представляю себе коричневый цвет, я думаю о...
21. Когда я представляю себе желтый цвет, я думаю о...
22. Когда я представляю себе черный цвет, я думаю о...
23. Когда я представляю себе красный цвет, я думаю о...
24. Когда я представляю себе зеленый цвет, я думаю о...
25. Когда я представляю себе розовый цвет, я думаю о...
Далее детям можно задать вопросы:
1. Было ли трудно высказывать свои мысли?
2. На какой вопрос было сложнее дать ответ?
3. Над каким вопросом вы раньше не задумывались?
4. Что нового вы узнали о ком-то из ребят?
Занятие 2. "Друзья"
Занятие 3. "Интервью"
Занятие 4. «Я глазами других»
Занятие 6. «Таланты»
Итак, развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми. Поможем им в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для детей дошкольного возраста, направленные на социально-личностное развитие ребенка.
В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" обеспечение социально-личностного развития детей - одна из задач дошкольного образования.Федеральные государственные...
Игры для детей дошкольного возраста, направленные на развитие психических процессов
Данные игры рекомендованы для специалистов ДОУ....
Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Витаминная страна» Социально-личностное, познавательное, физическое развитие
Цель: формирование экологического сознания и закрепление знаний детей об окружающей среде.Задачи:Обучающие:познакомить детей с понятием «витамины», как они обозначаются и их пользе дл...
Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»
Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с воспитателями консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...
Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"
Протокол организации и проведения практикума для педагогов ДОУ по развитию мышления средствами математической деятельности...
Практикум для педагогов ДОУ по распространению собственного опыта работы "Организация математической деятельности детей дошкольного возраста, направленной на развитие мышления"
Протокол проведения практикума...
Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».
laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...