Консультация для воспитателей "Организация музыкальной развивающей среды в ДО с учетом ФГОС"
консультация по теме

Дементьева Эльвира Динисовна

Организация музыкальной развивающей среды

в ДО с учетом ФГОС

консультация для воспитателей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация музыкальной развивающей среды

в ДО с учетом ФГОС

консультация для воспитателей

Составила Дементьева Э.Д.

музыкальный руководитель

Сентябрь 2017

Организация музыкальной развивающей среды в ДО с учетом ФГОС

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде:

1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала в пяти образовательных областях: 
социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

2. Доступность среды, что предполагает:

  • Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Младшая группа.

Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим необходимо спланировать расстановку оборудования еще до прихода малышей в детский сад.

Средняя группа

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Средний дошкольный возраст — время расцвета сюжетно-ролевой игры. 

Старший дошкольный возраст

При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекать в сам процесс преобразований.

Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.  Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования (детских музыкальных и шумовых инструментов, дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности, иллюстративного материала  по музыкальным произведениям )

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Рациональность расположения, доступность, подвижность.

6. Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки
• воспроизведение музыки
• музыкально-творческая деятельность.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

·   с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

·   с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

·   с одним фиксированным звуком (дудки):

·   шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия:  компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет:

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

  • шумовые инструменты (нестандартные) – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т.д.

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм «Котик» «Козлик», «Лиса и Зайчики» «Медведи» «Самолет», «Паровозик», «Лошадки», «Ежики», «Вальс», «Марш», «Петушок»;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

  • альбомы с картинками к песням, выученных на муз. занятиях

 •фланелеграф или магнитная доска, фишки, изображения «Петушок», «Солнышко», «Цветочек», «Елочка» (большие и маленькие); 

  • атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
  • платочки, маски, элементы ряжения

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и  большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• CD проигрыватель, набор программных аудиозаписей.

 

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

 

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• бубны, барабаны, треугольники и др.;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

•иллюстрации по теме П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»;

•музыкальные игрушки -самоделки (шумовой оркестр) – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т.д.;

•портреты композиторов Чайковский П.И., Кабалевский Д.;

•иллюстрации  «Деревянные солдатики», «Баба-Яга», «Полька» «Лошадки», «На слонах в Индию» ,«Клоуны», «Вальс», «Утки идут на речку», «Болезнь куклы», «Молитва» «Игра в лошадки»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и  др.;

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

 

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

•музыкальные инструменты (ложки, маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны, гармонь, гитара, скрипка, саксофон, труба и др.);

•портреты композиторов- П.Чайковский, Э.Григ, Д.Кабалевский, С.Прокофьев, М.Глинка, Н. Римский-Корсаков;

•иллюстрации по теме «Времена года», к музыкальным сказкам, песням (Осень, Моя мама, Моя Россия, Новогодняя, Зимняя песенка, Будем моряками, Идет весна, Песенка о светофоре, В лесу, Масленица, Сагаалган, День Победы, До свидания, детский сад, Лето, Солнышко;

•картинки к слушанию музыки-Танец дикарей, Вальс игрушек, Осенняя песнь, В пещере горного  короля, Снежинки, У камелька, Инструменты симфонического оркестра, Жаворонок, Марш Черномора, Лягушки, Три подружки;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра– баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, бусины, камушки и т.д.;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы, кокошники) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

•CD проигрыватель и набор программных аудиозаписей или дисков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ в ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО...

Презентация ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ДОУ

Образовательная среда- часть совокупность условий целенаправленно создаваемых в целях обеспечения  полноценного образования и развития детей. ...

Предметно - развивающая среда. Современные подходы с учетом ФГОС

ГБОУ СОШ 2092 , дошкольное подразделение «Надежда».Круглый стол «Обновление образовательного процесса с учетом ФГОС».Выступление по теме: «Предметно-развивающая среда. Со...