Я-будущий первоклассник
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кривова Ирина Владимировна

Поступление в школу можно считать переломным моментом в жизни каждого ребенка и важным этапом формирования его личности. С поступление ребенка в школу завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста, во многом изменяется образ жизни ребенка и родителей, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, перед ребенком стоят новые задачи,  складываются новые формы деятельности. Учебная деятельность приходит на смену игре и теперь  становится ведущим видом деятельности. 

В данной работе представлен сценарий мероприятия, который проводится совместно  с родителями и детьми.  

Основная цель данного мероприятия – привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе и повышению их компетентности  по данному вопросу.

         В  данном мероприятии присутствует короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivova_i.v._rubrika_6.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Я-первоклассник»  

       “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)

Цель:

  1. Способствовать расширению представлений родителей, дети которых поступают в 1 класс, о готовности к школьному обучению.
  2. Организация совместной работы школы, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

  1. Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
  2. Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”
  3. Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

Форма работы: групповая

Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.

(В зал, взявшись за руки, входят родители и дети и занимают свои места)

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, дети и гости! Дети очень быстро растут. И вот вчерашний малыш, уже стал большим и идет в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый, но самое главное это психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Практическое задание № 1 «Портрет идеального первоклассника»

Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.

       Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”

Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”

Психолог: Что же такое психологическая готовность? Психологическая готовность – это  сложное образование, предполагающее  достаточно высокий уровень развития мотивационной  и интеллектуальной сферы ребенка. Оба эти аспекта очень важны  для того, чтобы учебная деятельность у ребенка была успешной, и он мог легко адаптироваться  к новым условиям.

        Рассмотрим первый аспект  МОТИВАЦИОННУЮ (личностную) готовность ребенка. Очень трудно научить ребенка чему-то, если он  сам того не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к новым знаниям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания  влияет отношение близких взрослых, других детей сама возможность подняться на новую возрастную ступень. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

       Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою  работу отметки и просто похвалу. Что же такое «психологическая готовность к школе»? Это прежде всего мотивационная,  т.е. наличие у детей желания учиться.

       Пусть ребенок еще полностью не осознает, что для приготовления уроков ему придется пожертвовать игрой, но он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка, правила поведения будут ему в  тягость.

Психолог: многие родители считают, что достаточно научить ребенка писать, читать и считать, и он уже готов к школе. Это убеждение ошибочно. Гораздо важнее, чтобы ребенок имел представление об окружающем мире, умел выделять главное, мог сравнивать предметы и явления, видеть сходства и различия. Он должен учиться рассуждать, делать выводы.

         Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др.

Практическое задание №2 «Самый внимательный»

Инструкция: Каждому участнику (родитель, ребенок) раздается воздушный шар разного цвета. Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с цветом воздушного  шара, участники поднимают их вверх и машут.

Психолог:

-Уронило солнце лучик золотой (желтый);

-На старой кадушке, плясали лягушки (зеленый);

-Ах, красивый цветок, мой любимый василек (синий);

-На опушке лесной земляничка под листвой (красный);

-Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (голубой);

- А на небе расцвела радуга-дуга (поднимают все шары).

Практическое задание №3 « Собери картинку»

Инструкция: На столе лежат разрезанные части картинки. По команде психолога родители совместно с детьми должны собрать из частей цельную картину (изображение «Школа»).

Психолог: очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Коммуникативная готовность включает в себя:

1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.

Практическое задание №4 «Пойми меня»

Инструкция: Все участники делятся на две группы. Затем каждый участник, кроме первого, надевает наушники. Психолог показывает картинку первому участнику с изображением какого-либо предмета (например, ручка, книга, тетрадь), он должен объяснить следующему  участнику что было изображено на картинке и так далее.

 Психолог: Большое значение иметь и волевая готовность. Речь идет о том, что ребенок должен быть самостоятельным аккуратным и уметь организовать свою деятельность.  

        Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.

        К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Практическое задание №5 «Режим дня»

Инструкция: Работа происходит в парах родитель-ребенок. На столах лежат все необходимые предметы (ножницы, бумага, клей, картинки, карандаши цветные). Родители и дети, используя подручные средства должны на листе бумаги сделать  «Режим дня», которым будет пользоваться ребенок во время обучения в школе.

Психолог: Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Мы говорим вам: «До свиданья! До новых встреч!»

Литература

1.Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.

2.Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред. Е.Л. Ерохиной. – М.: Олимп, 2001. – 160 с.

3.Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 2005. 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...