Воспитание любознательности средствами природы
материал на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Воспитание любознательности
средствами природы»
Форма проведения: круглый стол.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.
План проведения
- Педагогический всеобуч в форме «вопрос-ответ».
- Самостоятельная работа.
- Работа с памяткой.
- Подведения итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
- Подготовить перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников средствами природы по количеству родителей или 1 экземпляр на двоих.
- Подготовить материалы к выставке по теме собрания (художественная литература, загадки, поисковые вопросы по экологии, игры и т.п.)
- Оформить памятку для родителей по развитию любознательности дошкольников (приложение Б)
2. Организационный этап
В целях создания эмоционального настроя на тематику собрания в начале можно включить спокойную музыку, отображающую звуки природы: журчанье ручья, пение птиц и т.д.)
Следует оформить выставку по теме собрания.
3. Этап проведения педагогического всеобуча
В е д у щ и й. Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть Вас на нашей встрече.
- Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? ( Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.)
- Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразия взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Что же такое любознательность?
(Высказывания родителей.)
- Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шведова). Любознательность - общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратить в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.
- А что же такое любопытство? (высказывания родителей.)
- У слова «любопытство», согласно все тому же «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведова, есть 2 значения.
- Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например - праздное любопытство, спрашивать из любопытства).
- Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например – возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).
- Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, тот ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.
- Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушение, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается.)
- С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему трава зеленая?», «А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?
- Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно хорошо.)
Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.
- Задают ли Вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы?
(О высоком уровне развития ребенка.)
- Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. А. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь-узнаешь»- значить гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Можете вспоминать какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам было трудно ответить? (Родители делятся воспоминаниями.)
- Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перезагружать детей сложными ответами.
- Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствует развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.
- В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача- поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучен в его развитии.
- Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы? ( Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)
- Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «Качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудиться ли сам, что бы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.
4.Этап самостоятельной работы
- Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень (приложение А) ).
(Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Ведущий подытоживает сказанное.)
- Да, прежде всего- это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляют. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит установленную дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимание и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было сказать ребенку.
- «Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи»,-говорил В.Сухомлинский. Согласны? (Высказывания родителей.)
- Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущения интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.
Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха.
Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов – увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Отгадать загадку- значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.
- Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка. Какие темы можно развивать? (Например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, осень в природе и др.)
- Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.
- Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, пробуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музей!
- Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об имеющемся, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для школьников уровня. А в этом- залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.
(Родителям предлагаются «Памятка по развитию любознательности дошкольников» (приложение Б). Можно провести следующую работу с памятками. Родителям предполагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые, используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение предположенных советов, родители делятся своим опытом. Проект решения родительского собрания готовится рабочей группой по ходу собрания, в виде отдельных предложений и наиболее важным вопросам, рассматриваемые на собрании.)
Решение родительского собрания:
- Широко использовать прогулки в природу для развития любознательности детей.
- Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его
вопросы встречным «А как ты думаешь?»
3. Стимулировать любознательность ребенка и поощрять за нестандартные вопросы.
4. В общении с детьми широко использовать загадки, вместе придумывать и свои.
5. Организовывать совместные с ребенком походы и музеи.
Приложение А. Перечень факторов, способствующих формированию любознательности дошкольников
- Общение с ребенком.
- Прогулки и экскурсии в природу.
- Наблюдение за природой и окружающим миром.
- Беседы с ребенком.
- Посещение музеев, выставок, зоопарка, театров.
- Чтение познавательной литературы.
- Просмотр телевизионных передач о природе.
- Опытническая и экспериментальная работа с детьми.
- Загадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов.
- Игра в шашки и шахматы.
- Проведение викторин и конкурсов.
- Подвижные игры.
Приложение Б. Памятка для родителей по развитию любознательности
- Внимательно относитесь к детским вопросам.
- Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
- Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
- Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
- Научите его играть в шашки и шахматы.
- Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.
- Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.
- Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
- Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.
- Поощряйте экспериментирование детей.
- Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.
Любите своего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любознательности средствами природы
Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...
Воспитание любознательности средствами природы. "Круглый стол" (Родительское собрание)
Ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ...
Мероприятие с родителями. "Воспитание любознательности средствами природы"
Круглый стол с родителями подготовительной к школе группы. Задачи состоят в том, чтобы повысить педагогическую грамотность родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшег...
Консультация для родителей: "Воспитание любознательности средствами природы"
Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...
Воспитание любознательности средствами природы
Воспитание любознательности средствами природы...
Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Воспитание любознательности средствами природы"
в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...