Если ребёнок не помогает по дому...
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Если ребенок не помогает по дому, он никогда не повзрослеет»
Современные родители слишком опекают детей, освобождают их от домашних обязанностей в пользу учебы, развития. Это ошибка, считает писатель Джулия Литкотт-Хэймс. В книге «Отпустите их» она объясняет, чем труд полезен, что должен делать ребенок в три, пять, семь, 13 и 18 лет. И предлагает шесть эффективных правил трудового воспитания.
Родители нацеливают детей на учебу и развивающие занятия, на овладение интеллектуальными навыками. И ради этого освобождают от всех домашних обязанностей – «пусть учится, делает карьеру, а остальное приложится». Но именно регулярное участие в рутинных делах семьи позволяет ребенку повзрослеть.
У ребенка, который делает работу по дому, больше шансов преуспеть в жизни, считает доктор Мэрилин Россман. Причем у самых успешных людей домашние обязанности появляются в три-четыре года. А те, кто начал делать что-то по дому лишь в подростковом возрасте, менее успешны.
Даже если нет необходимости, чтобы ребенок мыл полы или готовил завтрак, он все равно должен что-то делать по дому, знать, как это делать, и получать одобрение родителей за свой вклад. Это формирует правильный подход к труду, который пригодится на рабочем месте и в общественной жизни.
ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Вот основные умения и жизненные навыки, которые Джулия Литкотт-Хэймс приводит со ссылкой на авторитетный образовательный портал Family Education Network.
К трем годам ребенок должен:
— помогать убирать игрушки;
— самостоятельно одеваться и раздеваться (с некоторой помощью взрослого);
— помогать накрывать на стол;
— чистить зубы и умываться с помощью взрослого.
К пяти годам:
— выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
— кормить домашних животных;
— чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
— помогать стирать одежду, например, приносить ее в место стирки.
К семи годам:
— помогать готовить (перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом);
— готовить простые блюда, например, делать сэндвичи;
— помогать убирать продукты;
— мыть посуду;
— безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
— приводить в порядок туалет после использования;
— заправлять постель без посторонней помощи.
К девяти годам:
— складывать одежду;
— освоить простые приемы шитья;
— заботиться о велосипеде или роликовых коньках;
— правильно пользоваться веником и совком;
— уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
— помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
— выносить мусор.
К 13 годам:
— ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
— менять простыни;
— пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
— жарить и печь в духовке;
— гладить;
— косить газон и убираться во дворе;
— присматривать за младшими братьями, сестрами.
К 18 годам:
— очень хорошо освоить все вышеперечисленное;
— выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например, менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
— заготавливать продукты и готовить сложные блюда.
Возможно, прочитав этот список, вы ужаснетесь. Так много в нем обязанностей, которые мы выполняем сами, вместо того чтобы делегировать их детям. Во-первых, нам так удобнее: мы сделаем это быстрее и лучше, а во-вторых, нам нравится им помогать и чувствовать себя знающими, всемогущими.
Но чем раньше мы начнем приучать детей трудиться, тем меньше шансов услышать от них в подростковом возрасте: «Почему вы от меня это требуете? Если это важные дела, почему же я раньше этого не делал?»
Помните о давно проверенной и научно доказанной стратегии развития навыков у детей:
— сначала делаем за ребенка;
— затем делаем вместе с ним;
— затем наблюдаем, как он это делает;
— наконец, ребенок делает это совершенно самостоятельно.
ШЕСТЬ ПРАВИЛ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Перестроиться никогда не поздно, и если вы не приучали ребенка к труду, то начните делать это прямо сейчас. Джулия Литкотт-Хэймс предлагает шесть правил поведения для родителей.
1. ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР
Не отправляйте ребенка работать, когда сами лежите на диване. Включаться в работу и помогать должны все члены семьи независимо от возраста, пола и статуса. Пусть дети видят, как вы трудитесь. Попросите их присоединиться. Если вы собрались что-то сделать на кухне, во дворе или в гараже — зовите ребенка: «Мне нужна твоя помощь».
2. ОЖИДАЙТЕ ОТ РЕБЕНКА ПОМОЩИ
Родитель — не персональный ассистент школьника, а первый учитель. Иногда мы слишком заботимся об удовольствии ребенка. Но мы должны подготовить детей ко взрослой жизни, где им очень пригодятся все эти навыки. Ребенок может быть не в восторге от новой нагрузки — несомненно, он предпочел бы уткнуться в телефон или посидеть с друзьями, но выполнение ваших поручений даст ему чувство собственной нужности и ценности.
3. НЕ ИЗВИНЯЙТЕСЬ И НЕ ВДАВАЙТЕСЬ В НЕНУЖНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ
У родителя есть право и обязанность просить своего ребенка о помощи в домашних делах. Не нужно бесконечно объяснять, почему вы об этом просите, и заверять, что вы знаете, как это ему не нравится, но сделать все равно надо, подчеркивать, что вам неудобно его просить. Из-за лишних объяснений вы будете выглядеть так, словно оправдываетесь. Это только подрывает ваш авторитет. Просто поставьте перед ребенком задачу, с которой он способен справиться. Он может немного поворчать, но в будущем будет вам признателен.
4. ДАВАЙТЕ ЧЕТКИЕ, ПРЯМЫЕ УКАЗАНИЯ
Если задача новая, разбейте ее на простые этапы. Скажите конкретно, что надо делать, а потом отойдите в сторонку. Не надо над ним нависать. Просто добейтесь полного выполнения задачи. Позвольте ему попробовать, ошибиться и пробовать снова. Попросите: «Скажи, когда будет готово, а я приду и посмотрю». Затем, если дело не опасное и надзора не требуется, уйдите.
5. БЛАГОДАРИТЕ СДЕРЖАННО
Когда дети делают простейшие вещи — выносят мусор, убирают за собой со стола, кормят собаку, — мы склонны излишне их хвалить: «Здорово! Какой ты умница!» Простого, доброжелательного, уверенного «спасибо» или «у тебя хорошо получилось» вполне достаточно. Приберегите большие похвалы для моментов, когда ребенок действительно добился чего-то необычного, превзошел самого себя.
Даже если работа сделана хорошо, вы можете рассказать ребенку, что можно улучшить: так когда-нибудь будет на работе. Можно дать несколько советов: «Если держать ведро вот так, из него не будет выпадать мусор». Или: «Видишь полоску на твоей серой рубашке? Это потому, что ты ее постирал с новыми джинсами. Лучше в первый раз стирать джинсы отдельно, иначе они окрасят другие вещи».
После этого улыбнитесь — вы ведь не сердитесь, а учите — и возвращайтесь к своим делам. Если ребенок привыкает помогать по дому и делать что-то по своей инициативе, покажите ему, что вы видите и цените то, что он делает.
6. СОЗДАЙТЕ РУТИНУ
Если вы решите, что одни дела надо делать ежедневно, другие еженедельно, а третьи каждый сезон, дети привыкнут к тому, что в жизни всегда нужно чем-то заниматься.
Если говорить ребенку: «Послушай, мне нравится, что ты берешься за дело и помогаешь», и помогать ему сделать что-то сложное, со временем он начнет помогать другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)
Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....
Статья "Как научить ребёнка помогать по дому"
Статья о том, как родители, следуя советам статьи, найдут самых лучших помощников в лице своих детей...
Беседа с родителями «Если ребёнок остался один дома»
В связи с тем, что ситуации, когда ребенок может неосторожно себя вести с пожароопасными предметами, чаще всего возникают вне рамок дошкольного учреждения. Поэтому для педагогов важно, чтобы сведения,...
консультация для родителей. "Если ребёнок остался один дома"
В связи с тем, что ситуации, когда ребенок может неосторожно себя вести с пожароопасными предметами, чаще всего возникают вне рамок дошкольного учреждения. Поэтому для педагогов важно, чтобы сведения,...
Памятка "Если ребёнок остался один дома"
Уже сегодня необходимо научить ребенка элементарным правилам безопасности, чтобы воспитать ребенка осторожным, но уверенным в себе, способным принимать решения....
Что делать, если ребёнок не хочет помогать по дому родителям?
При воспитании бытовых навыков избегать следует:- принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!- ограничения самостоятельности ...