Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника.
статья на тему
СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_maam.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника.
Обращаясь к теме «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника», необходимо, прежде всего, уточнить значение слова «комфорт».
В большом энциклопедическом словаре «комфорт» означает - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комфорте, т.е. о душевном состоянии.
Именно гармония с собой и окружающим миром делает нас счастливыми, помогает нам реализовать себя и передать свои знания подрастающему поколению.
Что же такое психологический комфорт ребенка в детском саду?
По мнению ведущего российского психолога С.А.Козлова «психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой».
Да образовательная среда, наличие развивающих зон привлекает и развивает дошкольника, но не только окружение и обстановка привлекает детей. Немаловажную роль, а может одну из главных, играет дружеская атмосфера общения, понимание и принятие каждого ребенка, как индивидуума.
Как создать эмоционально-психологическую комфортность в детском саду?
Автор программы «Открытия» О. В. Юдина предлагает следующие условия создания эмоционально-психологической комфортности:
- по возможности снять стрессообразующие факторы образовательного процесса;
- создать в образовательном учреждении такую атмосферу, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома»;
- приспособить среду к особенностям ребенка: способностям, склонностям, интересам, возможностям, ценностным установкам;
- признать за ребенком существенную роль в образовательном процессе;
- безоценочно принять взрослым ребенка, его чувства и переживания, признание права ребенка на самоуважение;
- сохранить и поддержать позитивную самооценку ребенка.
Психологический комфорт обеспечивает:
-сохранение психофизиологического здоровья детей;
-высокую продуктивность образовательного процесса;
-высокие показатели качества образования детей;
-успешную социализацию: при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
- успешность школьного обучения.
Из собственного опыта работы хочется отметить, что немаловажную роль играют стрессообразующие факторы, прежде всего, со стороны родителей, поэтому, совместная деятельность семьи и детского сада – одно из главных условий психологического комфорта ребенка.
На первый взгляд, кажется, что родителей тяжело привлечь к той или иной деятельности, но успехи ребенка заинтересовывают родителей быть нашими союзниками. Совместно формируется положительное эмоциональное состояние.
Приведу пример из практики. Работая с детьми младшего возраста, мы провели для детей и родителей вечер, приуроченный ко Дню Матери, фотовыставку «Я и моя мама», которая на протяжении месяца позволила детям видеть фотографию и ощущать присутствие самого родного и близкого человека - маму.
Интересным стало совместное «украшение праздничного торта» и поздравление мам самостоятельно изготовленными подарками.
На следующей семейной встрече родители познакомились с играми, физкультминутками, проводимыми в группе.
После совместного с родителями развлечения был разработан ряд семейно-литературных встреч.
Литературной встречей «Моя любимая игрушка» стала викторина по творчеству А. Барто. На протяжении месяца дети изучали стихотворения из цикла А. Барто «Игрушки». А на литературном вечере кроме совместной с родителями презентации своей любимой игрушки, родители с удовольствием слушали исполнение юных чтецов понравившегося стихотворения из цикла «Игрушки», отвечали на вопросы викторины.
В продолжение таких мероприятий разработаны литературный вечер по творчеству К.Чуковского с инсценировкой произведения «Чудо-дерево» и литературный вечер по творчеству С.Я. Маршака с инсценировкой сказки «Теремок».
Идеей заинтересовать родителей старших дошкольников, создать уютную домашнюю атмосферу послужило совместное создание в группе мини-музея. Первой музейной выставкой был «Семейный ларец», где каждый ребенок рассказывал о своей шкатулке, чувствовал частичку своего домашнего уюта.
Выставка «Приглашение к чаю» стала своеобразным вкладом в сплочение семьи и детского сада. Чайные пары, самовары красовались в нашем мини-музее, рассказы детей о чайных традициях семей, в заключении чаепитие с играми, стихами, загадками.
После таких встреч застенчивые дети стали более открытыми в общении, с интересом участвовали в совместных коллективных работах в различных конкурсах, стали осознавать свою значимость.
В заключении могу поделиться успехами: у ребят доминируют положительные эмоции, радостное настроение, дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, отсутствует агрессия, высокая познавательная и творческая активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль образовательной среды в развитии дошкольников
консультация для педагогов...
Роль образовательной среды в развитии дошкольников.
Тема: «современная образовательная среда.» Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в...
Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
В большом энциклопедическом словаре «комфорт» означает - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комф...
Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
Обращаясь к теме «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника», необходимо, прежде всего, уточнить значение слова «комфорт»....
Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника Обращаясь к теме «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника», необходимо, прежде всего, уточнить значение сло...
Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника...