«Это вечно живой мир»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированного занятия. Знакомство старших дошкольников с бытом, домашней утварью, играми, различными видами хороводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_vechno_zhivoy_mir.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА: «ЭТОТ ВЕЧНО ЖИВОЙ МИР»
Выполнила: музыкальный руководитель
Файзуллина Раиса Васильевна
Нижневартовск, 2016г.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
рассматривание иллюстраций одежды и предметов быта крестьян; посещение мини-музея ДОУ; слушание народных песен в исполнении детского фольклорного ансамбля «Отрадушка»; просмотр фильма о колыбельных "Этот вечно живой мир".
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
-потешки, рушник, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз;
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
диалог (беседа на актуальную тему);
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
ЦЕЛЬ:
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой наших предков;
-знакомить детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
-обогатить знания детей народными играми, скороговорками, загадками.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-развивать творческие способности дошкольников;
-развивать навыки и умения приёмов игры на ложках;
- формировать и развивать вокально-хоровые навыки;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному искусству;
-воспитывать и формировать личность ребенка;
-формировать любовь и уважение к традициям своего народа;
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
- практический: игра «Пирог»; игра «Вейся, капуста».
- наглядные: презентация по теме «Этот вечно живой мир»;
- словесные: рассказы по теме занятия; беседа с детьми по содержанию; чтение детьми стихотворений, загадок.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийное устройство, экран, ноутбук; фотографии схем хороводов; предметы быта; русские народные костюмы;
Аудиозапись песен «Вейся, капуста» р.н.п.;
Под аккомпанемент (баян) «Во кузнице»;
Деревянные ложках.
ХОД НОД (непосредственно образовательная деятельность).
- Вводная часть
Дети входят хороводным шагом в зал под русскую народную мелодию «Белолица-круглолица». Музыкальный руководитель встречает хлебом и солью на рушнике.
Музыкальный руководитель:
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
На крыльце того встречаем
С белым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
А еще мы соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай-ка хлеб из рук.
Русская душа гостю рада!
Гость в дом – хозяину отрада!
II. Основная часть.
Музыкальный руководитель: Сегодня, я хочу пригласить вас отправиться в далёкое прошлое нашего народа. Подсмотреть, как же жили, работали и отдыхали наши предки. Люди были доброжелательные, щедрые, работящие и сегодня, мы встречаем вас хлебом и солью на рушнике, так называлось полотенце из домотканого сукна сделанный, ждет вас здесь угощенье знатное и времяпровождение приятное. На Руси люди всегда славились гостеприимством. Накрытый стол, то есть на столе блюда с едой, называли «Божьей ладонью», т.е., что дал Бог или «сердце матери», то есть заботится обо всех.
Дел было очень много, и чтобы пообщаться, повидаться и при этом не терять время даром (сидеть без дела), женщины брали с собой на посиделки (собирались в каком-либо доме, на скамеечке, на завалинке (насыпь вокруг дома)поговорить, потанцевать, вязание (носки, варежки и платки). Молодушки-девушки, рукодельницы жили в старые времена. Тихо поет прялка, позвякивают спицы, как колокольчики, поскрипывают пяльцы при вышивании - работа спорится.
Во время работы, девушки пели попевки, песни, частушки.
Девочка:
Игла - барыня, княгиня,
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Девочка:
Она тонкая, да длина,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.
Девочка:
А я тычу - потычу!
В носик стальной,
В носик стальной,
Хвостик льняной.
Девочка:
Хвостик льняной.
Тяну - тяну за собой.
Сквозь холст он проходит
Конец себе находит.
Музыкальный руководитель: А ребята, добры молодцы, озорничали и подхватывали, да и ну в ложки расписные веселить, да пристукивать.
Мальчик 1: «Ложки»
Деревянная подружка, без нее мы как без рук
На досуге − веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
Пришли на праздник постучать немножко.
Деревянные…
Деревянные, резные,
Расписные, озорные.
А в руках как застучат −
Всех порадуют ребят.
Русская народная песня «Во кузнице»
Ансамбль ложкарей
Музыкальный руководитель: Может кто-то из вас вспомнит, какие-либо способы игры на деревянных ложках? Назовите, покажите!
(Дети показывают приёмы игры по своему усмотрению)
Музыкальный руководитель: А в парах попробуем в ложки поиграть!.
Приём «Игра парами».
Условия: Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.
Приём «Игра с соседями»
Условия: Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.
Музыкальный руководитель: А что же наши девицы красавицы, чем они у печи заняты? Да конечно же, они хлеб пекут, а из чего же они пышные, да румяные пироги испекли?
Воспитатель: Я вам расскажу, да покажу. Вначале опару ставим. В опару положили муку, соль, сахар, молоко да хмель, вместо дрожжей, добавляли хмель, чтобы хлеб был мягкий, да пузырчатый . Пока мы разговоры вели, опара у печи, подошла, да поднялась, ну, и девицы положили в кадку муку, да и замесили хлебушек. Колобки кругленькие скатали, да и в печь на камни положили. Чуточку постоят, да и поспеет хлебушек то румяный, да пышный, да и будем пить чай с вареньем брусничным, да яблочным. А не загадать ли вам загадку, отгадайте-ка, ребятки. Вот она какая, большая – пребольшая. Вытащить её решили, вшестером одну тащили. Но уселась крепко. Что же это? (Репка) В чугунки (Чугу́н — крупный сосуд, горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи) « РЕПУ» разложили, да и в печь.
Музыкальный руководитель: Вы девицы не сидите, хоровод свой заводите, толи кругом, толи змейкой, толи улицей, а то и стенка на стенку.(Вот какие хороводы ранее знавали).Посмотрите, сколько различных хороводов водили девушки, да парни: (показывает схемы хороводов). А может, девочки да парни, станцуют нам хороводный танец-игру «Вейся, капуста»?
Девочки и мальчики водят хоровод «Вейся, капуста».
Музыкальный руководитель: Ребята, а сколько разных басенок да побасенок, да приговорок, небылиц, да скороговорок сказывали, дабы пошутить, развеселить компанию. Ну, а кто из вас говорить скороговорки может? Начну я скороговорки говорить. Три сороки-тараторки тараторили на горке. Повторять много раз и не ошибиться.
Музыкальный руководитель: А взгляните на русские народные костюмы в которых пришли сегодня наши девочки, одежда из самотканого полотна называлась сарафан. И ранее была мужская одежда, с иранского языка переводится как одежда с ног до головы, только в прошлом столетии сарафаны начали носить и девушки. А вот узоры служили не только элементом красоты (декора), каждый узор на сарафане говорил о принадлежности к какой- либо губернии. У молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.
III. Заключительная часть.
Музыкальный руководитель: Ребята, пора заканчивать наши посиделки, я хочу пожелать вам здоровья, ведь наши предки славились силой духа и крепким здоровьем. И обязательно одаривали друг друга подарками. Сегодня мы тоже приготовили для вас подарок, это пирог к чаю. А прощаясь с вами, желаем счастья и чистоты души. Да низкий поклон на прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Японский журавлик – вечно живой сувенир»
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста...
Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне в процессе реализации проекта «Вечная память павшим, слава живым»
Проект посвящён работе с дошкольниками по ознакомлению с героическим прошлым нашего народа в годы Великой Отечественной войны...
Проект в старшей группе "Вечная память павшим, слава живым"
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но...
Лэпбук "Сыны земли Тамбовской и России, вы вечно живы в памяти людской..." для детей подготовительной к школе группы
Материалы лепбука направлены на развитие понимания детьми темы ВОВ, воспитание патриотизма, уважения к истории нашей страны, своей малой родины....
Мероприятие .посвящённое встрече с воинами интернационалистами «Вечная Слава ушедшим, вечная Слава живым….»
Мероприятие .посвящённое встрече с воинами - интернационалистами...
ДОКЛАД «Крым литературный» (…и вечно живое вдохновение…)
Синее безбрежье моря, причудливые очертания гор, сказочная природа, богатая история Крыма – все это будоражило человеческую фантазию, обостряло чувства и заставляло об этом рассказывать, ...
Сценарий концерта "Память вечно жива" для ДОУ
quot;Память вечно жива".Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы Ведущие: 1 и 2. 1-й ведущий (А): Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать ...