«Это вечно живой мир»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Файзуллина Раиса Васильевна

Конспект интегрированного занятия. Знакомство старших дошкольников с бытом, домашней  утварью, играми, различными видами хороводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_vechno_zhivoy_mir.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                              ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №49 «РОДНИЧОК»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ

В СВЕТЕ  ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО  

ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

ТЕМА: «ЭТОТ ВЕЧНО ЖИВОЙ МИР»

                         Выполнила: музыкальный руководитель

  Файзуллина Раиса Васильевна

Нижневартовск, 2016г.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 

рассматривание иллюстраций одежды и предметов быта крестьян;  посещение  мини-музея ДОУ; слушание народных песен в исполнении детского фольклорного ансамбля «Отрадушка»; просмотр фильма о колыбельных "Этот вечно живой мир".

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  

-потешки, рушник, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз;

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

диалог (беседа на актуальную тему);

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОБЛАСТЕЙ:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

ЦЕЛЬ: 

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой наших предков;

 -знакомить детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

-обогатить знания детей народными играми, скороговорками, загадками.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

азвивать  творческие способности дошкольников;  

-развивать  навыки  и умения  приёмов игры на ложках;

- формировать и развивать вокально-хоровые  навыки;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитывать устойчивый  интерес и любовь  к народному искусству;

-воспитывать и формировать личность ребенка;

-формировать любовь и уважение к традициям своего народа; 

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

- практический:   игра  «Пирог»; игра «Вейся, капуста».

- наглядные: презентация по теме  «Этот вечно живой мир»;

- словесные: рассказы по теме занятия; беседа с детьми по содержанию; чтение детьми стихотворений, загадок.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийное  устройство, экран, ноутбук; фотографии  схем хороводов; предметы быта; русские народные костюмы;

Аудиозапись песен «Вейся, капуста» р.н.п.;

Под аккомпанемент (баян) «Во кузнице»;

Деревянные  ложках.

ХОД НОД (непосредственно образовательная деятельность).

  1. Вводная часть

Дети входят хороводным шагом в зал под  русскую народную мелодию «Белолица-круглолица». Музыкальный руководитель встречает хлебом и солью на рушнике.

Музыкальный руководитель:

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук.

Русская душа гостю рада!

Гость в дом – хозяину отрада!

II.  Основная часть.

Музыкальный руководитель: Сегодня, я хочу пригласить  вас отправиться в далёкое   прошлое нашего народа. Подсмотреть, как же жили, работали и отдыхали наши предки.  Люди были доброжелательные,  щедрые, работящие и сегодня, мы встречаем  вас  хлебом и солью на рушнике, так называлось полотенце из домотканого сукна сделанный,  ждет вас здесь угощенье знатное и времяпровождение приятное. На Руси люди  всегда славились гостеприимством.  Накрытый стол, то есть на столе блюда с едой, называли «Божьей ладонью», т.е., что дал Бог или «сердце матери», то есть заботится обо  всех.

Дел было очень много, и чтобы пообщаться, повидаться и при этом  не терять время даром (сидеть без дела),  женщины брали с собой на посиделки (собирались в каком-либо доме, на скамеечке, на завалинке (насыпь вокруг дома)поговорить, потанцевать, вязание (носки, варежки и платки). Молодушки-девушки,  рукодельницы жили в старые времена. Тихо поет  прялка, позвякивают спицы, как колокольчики, поскрипывают пяльцы при вышивании - работа спорится.

Во время работы, девушки пели попевки, песни, частушки.

Девочка: 

Игла - барыня, княгиня,

Весь мир нарядила,

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила.

Девочка: 

Она тонкая, да длина,

Одноуха, остра,

Одноуха, остра,

Всему миру красна.

Девочка: 

А я тычу - потычу!

В носик стальной,

В носик стальной,

Хвостик льняной.

Девочка: 

Хвостик льняной.

Тяну - тяну за собой.

Сквозь холст он проходит

Конец себе находит.

Музыкальный руководитель: А ребята, добры молодцы, озорничали и подхватывали, да и ну в ложки расписные веселить, да пристукивать.

Мальчик 1:  «Ложки»                                                              

 Деревянная подружка, без нее мы как без рук

На досуге − веселушка и накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.

Пришли на праздник постучать немножко.

Деревянные…

Деревянные, резные,

Расписные, озорные.

А в руках как застучат −

Всех порадуют ребят.

Русская народная песня «Во кузнице»

Ансамбль ложкарей

Музыкальный руководитель:  Может кто-то из вас вспомнит, какие-либо способы игры на деревянных ложках?  Назовите, покажите!

(Дети показывают приёмы игры по своему усмотрению)

Музыкальный руководитель: А в парах попробуем в ложки поиграть!.

 Приём «Игра парами». 

Условия: Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так: удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

 Приём «Игра с соседями»

Условия:  Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.

Музыкальный руководитель: А что же наши девицы красавицы, чем они  у печи  заняты? Да конечно же,  они хлеб пекут, а из чего же они пышные, да румяные пироги испекли?

Воспитатель: Я вам расскажу, да покажу. Вначале опару ставим. В опару положили муку, соль, сахар, молоко да хмель, вместо дрожжей, добавляли хмель, чтобы хлеб был мягкий, да пузырчатый . Пока мы разговоры вели,  опара у печи, подошла, да поднялась, ну, и девицы положили в кадку муку, да и замесили хлебушек.  Колобки кругленькие скатали, да и в печь на камни положили. Чуточку постоят, да и поспеет хлебушек то румяный, да пышный, да  и будем пить чай с вареньем брусничным, да яблочным. А не загадать ли вам загадку, отгадайте-ка, ребятки. Вот она какая, большая – пребольшая. Вытащить её решили, вшестером одну тащили. Но уселась крепко. Что же это? (Репка) В чугунки  (Чугу́н — крупный сосуд, горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи) « РЕПУ» разложили, да и в печь.

Музыкальный  руководитель: Вы девицы не сидите, хоровод свой заводите, толи кругом, толи змейкой, толи улицей, а то и стенка на стенку.(Вот какие хороводы ранее знавали).Посмотрите, сколько  различных  хороводов водили девушки, да парни: (показывает схемы хороводов). А может,  девочки да парни, станцуют нам хороводный танец-игру «Вейся, капуста»?

Девочки  и мальчики водят хоровод «Вейся, капуста».

Музыкальный руководитель: Ребята,  а сколько разных басенок да  побасенок, да приговорок, небылиц, да скороговорок сказывали, дабы пошутить, развеселить компанию. Ну, а кто  из вас говорить скороговорки может?  Начну я   скороговорки говорить. Три сороки-тараторки тараторили на горке. Повторять  много раз и не ошибиться.

Музыкальный руководитель: А взгляните  на русские народные костюмы в которых пришли сегодня наши девочки, одежда из самотканого полотна называлась сарафан. И ранее была мужская одежда, с иранского языка переводится как одежда с ног до головы, только в прошлом столетии  сарафаны начали носить и девушки. А вот узоры служили не только   элементом красоты (декора), каждый узор на сарафане говорил о принадлежности к какой- либо губернии. У  молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.  

III. Заключительная часть.

Музыкальный руководитель: Ребята,  пора заканчивать наши посиделки, я хочу пожелать вам здоровья, ведь наши предки славились силой духа и  крепким здоровьем. И обязательно  одаривали друг друга  подарками. Сегодня мы тоже приготовили для вас подарок,  это  пирог к чаю. А прощаясь с вами, желаем счастья и чистоты души. Да низкий поклон на прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Японский журавлик – вечно живой сувенир»

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста...

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне в процессе реализации проекта «Вечная память павшим, слава живым»

Проект посвящён работе с дошкольниками по ознакомлению с героическим прошлым нашего народа в годы Великой Отечественной войны...

Проект в старшей группе "Вечная память павшим, слава живым"

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но...

Лэпбук "Сыны земли Тамбовской и России, вы вечно живы в памяти людской..." для детей подготовительной к школе группы

Материалы лепбука направлены на развитие понимания детьми темы ВОВ, воспитание патриотизма, уважения к истории нашей страны, своей малой родины....

ДОКЛАД «Крым литературный» (…и вечно живое вдохновение…)

Синее безбрежье моря, причудливые очертания гор, сказочная природа, богатая история Крыма – все это будоражило человеческую фантазию, обостряло чувства и заставляло об этом рассказывать, ...

Сценарий концерта "Память вечно жива" для ДОУ

quot;Память вечно жива".Сценарий праздничного концерта ко Дню Победы  Ведущие: 1 и  2.  1-й ведущий (А): Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать ...