Как помочь природе в городе
материал (подготовительная группа) на тему

Ларина Татьяна Валентиновна

Проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Как помочь природе в городе»

Дата проведения: 12 сентября – 12 октября 2016.

Место проведения: ГБОУ ММГ дошкольное подразделение «Земля».

Участники проекта: воспитанники группы №5, родители и воспитатели.

Необходимость проведения данного проекта обусловлена ежегодно возрастающими факторами риска для всех жителей больших городов: в воздух попадает все большие объемы выхлопных газов от увеличивающегося с каждым днем числа автомобилей, происходит повсеместное асфальтирование придомовых территории для удобства размещения личного автотранспорта, производится строительство новых транспортных магистралей, сокращая тем самым число зеленых насаждений в городе, а так же возможностей для поддержания жизни местной флоры и фауны. Данные обстоятельства со одной стороны безусловно способствуют созданию более функциональной среды для жизни горожан, а с другой - наносят неоценимый вред здоровью, ведь концентрация оксида азота в воздухе достаточно высока, а процентное соотношение асфальтового покрытия к зеленым насаждениям создает эмоционально и физиологически некомфортную среду для жизни горожан. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные, мы, взрослые, должны помочь им в этом. Мы должны объяснить детям, что все живые организмы на планете взаимосвязаны, что мы являемся частью природы. А наш город – это наш дом. В погоне за удобством жизни в городе, мы должны помнить о ценности природы (деревьев, растений, птиц, насекомых) для психического и физического здоровья человека.  

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Целью данного проекта, с моей точки зрения, является становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления личности.
Проект предполагает решение нескольких задач: 
приобщать детей к изучению природы Москвы;
способствовать пониманию значения взаимосвязи всего живого в природе;

формировать у детей ответственное отношение к природе;

формировать у детей экологическое сознание и поведение;
развивать добрые чувства и заботливое отношение к окружающей среде;
побуждать детей к самостоятельной исследовательской деятельности;
развивать любознательность детей, их кругозор;
развивать навыки корректного общения в процессе совместной деятельности;
развивать творческую активность, воображение, умение пользоваться навыками: рисования, конструирования, моделирования, активного речевого общения;
развивать умение выявлять проблему и стремиться решить её совместными усилиями;
воспитывать желание довести начатое дело до конца.

Проект проводился в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое. В группе мы заранее вывесили яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остались равнодушными и подготовили вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.

 Описание проекта и комментарии

«Зачем на площадке деревья и клумбы с цветами, ведь без них места было бы больше и не было бы столько опавших листьев?» - спросил на прогулке малыш.
Деревья и кустарники не просто растут, а ежедневно и ежечасно проводят огромную работу: поглощают пыль и углекислый газ, вырабатывают кислород, выполняют водоохранные и шумозащитные функции, формируют микроклимат. Без деревьев шума было бы больше, порывы ветра ощущались бы нами сильнее. В жаркий день температура под деревом ниже, чем на открытом солнце. Деревья и кустарники (более 500 видов) выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать микроорганизмы.  А так же деревья являются домом для птиц и грызунов. А благодаря цветам на участок прилетают красивые бабочки.

Мы должны задаваться вопросом, что МЫ можем сделать, чтобы во дворе нашего детского сада было много красивых растений, а деревья зеленели летом, а осенью радовали нас красочной листвой. Ответ на этот на этот вопрос мы искали во время экскурсий по территории детского сада. На прогулках мы провели беседу «Для чего нужны деревья», «Деревья – наши друзья». По завершении каждой прогулки дети занимались художественно изобразительной деятельностью. Все мероприятия и беседы позволили воспитанникам утвердиться в понимании важности всего живого вокруг и понять, что главной помощью природе в городе и на участке детского сада является бережное отношение к ней и посадка новых зеленых насаждений. Во время прогулки мы собрали опавшие желуди и принесли их в группу. Желуди, находясь около недели в теплом месте, дали ростки. За данным процессом дети наблюдали каждый день. Когда ростки стали достаточно большими, дети взяли желуди и посадили их в горшочки с землей, разрыхлив и полив почву. Теперь мы каждый день наблюдаем за процессом прорастания ростков, и планируем весной пересадить их на участок детского сада. Таким образом, дети принимают живое участие в озеленении  участка детского сада, помогают  природе в городе, приумножают зеленые насаждения, учатся ухаживать за ними и беречь их.  

Во время прогулок в течение месяца мы с детьми наблюдали постепенную смену цвета листвы различных деревьев. И узнали, что изменение цвета листвы происходит постепенно, и у разных деревьев (березы, липы, дуба тополя, клена) листва меняет цвет и опадает в разное время. Таким образом, осенью на участке мы можем наблюдать как полностью зеленые насаждения, так и деревья с желтой и красной листвой, а также деревья с полностью опавшей листвой. Дети рассматривали листву различных деревьев растущих на участке детского сада, сравнивали листья по цвету форме размеру конфигурации, научились  узнавать и называть деревья, растущие на участке детского сада. Из собранных листьев и плодов  на участке, дети делали поделки и аппликации. Огромный вклад в проектно – исследовательскую деятельность внесли родители. В выходные дни родители вместе с детьми посещали парки, скверы рассматривали деревья листья, кустарники  собирали каштаны, желуди, делали с детьми поделки из природного материала. В детском саду дети с большим желанием рассказывали своим сверстникам  и воспитателю о впечатлениях полученных детьми в процессе  посещения парка с родителями.  

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дали им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Дети на прогулках организовывала игры с природным материалом (песок, вода, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на газоне оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, я наглядно показывала детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Воспитанники поняли, что одним из главных принципом помощи природе в городе является принцип – «Не навреди!».

Непосредственно-организованная образовательная деятельность

Формирование целостной картины мира. 
Рассмотренные темы: «Живая природа и растения тоже дышат»,  «Деревья – наши друзья».
Речевое развитие.
Разучивание пословиц и скороговорок о природе;

Чтение стихов детям и детьми о природе и временах года (С.А.Есенин, А.Фет, А.С.Пушкин, А.Н.Плещеев, Н.А. Некрасов, А.Майков, А.В.Кольцов)

Художественно – эстетическое развитие.

Знакомство с картинами И.И.Левитана: «Осенний день», «Березовая роща», «Золотая осень».

Прослушивание музыкальных произведений русского композитора П.И. Чайковского «Времена года» и итальянского композитора А.Вивальди «Времена года».
Ознакомление с художественной литературой. 
Художественные произведения: чтение стихотворений о природе  русских поэтов:

С.А.Есенина, А.Н.Плещеева, Н.А.Некрасова, А.Майков, А.В.Кольцова.

 «Тридцать зёрен» (Е. Носов), «Рассказы о живой природе» ( Е.И.Чарушин), «Серая шейка», «Экологические сказки Натальи Рыжовой» и др.
Конструктивная деятельность, моделирование и ИЗО-деятельность. 
«Цветы (астры)» (конструирование из бумаги); «Осенние деревья», «Осенний букет» (аппликация); «До свидание лето», «Осенний пейзаж» (рисование) ; « Осеннее дерево» (лепка).

Трудовые поручения

Сбор плодов дуба – желудей. Сбор листьев и мусора на участка детского сада, забота о цветах на участке детского сада и в группе, подготовка цветов к зиме.
Игровая деятельность 

Подвижные эко-игры: "Не наступай на газон".  «Не задень цветочек».
Дидактические игры: работа с карточками-шаблонами экологической направленности «Найди пять отличий». «Найди такой же?»,  «Посчитай листья», «Узнай и назови», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?»
Игры-викторины: «Узнай деревья по описанию»; «Узнай цветы по описанию», «Угадай, чего не стало?».
Настольные игры: «Собери цветок», «Собери осенний пейзаж» пазлы.

Проектно-исследовательская деятельность

Наблюдение за прорастанием корня каштана, посадка каштана в горшочек с землей, уход за посадками и ожидание прорастания.

Заключение

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Дети посадили желуди в горшочки и ухаживают за ними в ожидании роста. Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Литература

1. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» // Дошкольное воспитание, 2003,  № 12;

2. Зебзеева  В.А. « О формах и методах экологического образования дошкольников»  // Дошкольное воспитание, 1998, № 7;

3. Зенина  Т.  «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»  // Дошкольное воспитание, 2000, № 7;

4.Молодова Л.П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», Интерпрессервис, Современная Школа»,  2005;

5. Николаева С.Н.  «Совместная деятельность взрослого и детей»  // Дошкольное воспитание, 2000, № 5;

6. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада 6 - 7 лет. М. 2015;

7. Рыжова  Н.А. «Наш дом  - природа», –  М., 1996;
8. Энциклопедия для детей «Почемучка», ОНИКС, 2010;
9. Материалы сайта mospriroda.ru.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ Московская Международная Гимназия Дошкольное подразделение « Земля» группа №5

Слайд 2

Как помочь природе в городе

Слайд 3

В природе живые организмы не могут существовать отдельно друг от друга, все живые организмы тесно связаны, и любое нарушение не проходит бесследно, поэтому очень важно формировать правильное поведение человека в природе с детского возраста!

Слайд 4

Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься, если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни

Слайд 5

Мы сажаем желуди в горшочки

Слайд 6

Мы сажаем желуди в горшочки

Слайд 7

Мы сажаем желуди в горшочки

Слайд 8

Ухаживаем за цветами на участке Все мы знаем, что цветы для добра и красоты Ухаживаем за цветами в группе

Слайд 9

Все мы знаем, что цветы для добра и красоты

Слайд 10

Наши Я гербарий собираю – листья, веточки, цветы. Я природу изучаю и люблю ее, а ты? поделки

Слайд 11

Наши работы

Слайд 12

Я гербарий собираю – листья, веточки, цветы. Я природу изучаю и люблю ее, а ты?

Слайд 13

Я гербарий собираю – листья, веточки, цветы. Я природу изучаю и люблю ее, а ты?

Слайд 14

Наши поделки

Слайд 15

Наши поделки

Слайд 16

Нам в дождь и в зной поможет друг зеленый и хороший: протянет нам десятки рук и тысячи ладошек

Слайд 17

Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры

Слайд 18

Нам в дождь и в зной поможет друг зеленый и хороший: протянет нам десятки рук и тысячи ладошек Наши рисунки

Слайд 19

Наши рисунки

Слайд 20

Наши рисунки

Слайд 21

Наши рисунки

Слайд 22

Очень важно знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это!

Слайд 23

Во время прогулки мы все вместе убираем территорию детского сада

Слайд 26

Мы собираем листья на территории детского сада

Слайд 27

Мы заботимся о клумбах с цветами на территории детского сада

Слайд 28

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему: "Как помочь природе".

Основная цель конспекта сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе....

НОД "Как помочь жителям Цветочного города?"

План-конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности детей, подготовлен для подготовительной группы....

Как помочь природе

Рекомендации что и как можно сделать для улучшения экологии у себя в доме или квартире и на участке....

Буклет "Как помочь природе"

Помните, что охрана природы слишком важное дело, чтобы им занимались только взрослые! Каждый из вас может внести свой посильный вклад в защиту окружающей среды и для этого не обязательно становиться м...

Экологический проект "Чем я могу помочь природе в городе?" старшая группа

В проекте поднимаются экологические проблемы района, проблемы переработки мусора. Бумага и ее повтороное использование, использование бросового материала для изготовление поделок....

Экологический проект "Как помочь природе в городе?"

конкурсная призентацию "https://drive.google.com/file/d/1mOlTU6W-zyF3UNLptrF1WNKYEHqOUPD0/view?usp=drivesdk...

Экологический проект "Как помочь природе в городе?".

Наминация:"Покормите птиц зимой"https://drive.google.com/file/d/1ma_YV_CZ2CQwit3k-cKIPHJwI65j6oKY/view?usp=drivesdk...