Тренинг для родителей средней группы "Играем - пальчики развиваем!"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Игровой тренинг для родителей детей, посещающих ДОУ для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга»
г. Балаково Саратовской области
«Играем – пальчики развиваем!»
Тренинг для родителей средней группы.
Подготовил: учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Веселовская Елена Викторовна
2016 г.
Пояснительная записка.
Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.
Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.
Так зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира.
Часто родители незрячего ребенка, уделяя много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту - кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки - хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения.
Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них нарушено, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.
Таким образом, осязание и мелкая моторика:
- помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
- навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;
- позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;
- способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.
Игровой тренинг для родителей детей, посещающих ДОУ для детей с нарушением зрения среднюю группу (4-5 лет), представляет собой набор игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики, которые родители легко могут проводить дома со своими детьми. Родителям предлагается ненадолго стать детьми и поиграть, чтобы самим почувствовать и понять, как нужно развивать мелкую моторику детей. В конце мероприятия раздаются буклеты, которые помогут закрепить полученные знания и умения участникам тренинга дома.
Цель: Формирование у родителей представлений о методах и приемах развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Задачи:
- Показать важность работы направленной на развитие у детей с нарушением зрения осязания и мелкой моторики.
- Обучение родителей совместным играм и упражнениям, направленным на развитие осязания и мелкой моторики.
- Вызвать у родителей желание заниматься с ребенком дома.
Подготовительная работа:
- Изготовление приглашений для родителей.
- Выставка игр способствующих развитию осязания и мелкой моторики.
- Буклет для родителей: «Развитие мелкой моторики».
Оборудование:
- Плакаты с высказываниями:
- «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)
- «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
- Трубочки от коктейля, макаронные изделия, емкость с гречневой крупой, мелкие игрушки, клубочки, прищепки, цветной картон, ножницы, цветная бумага, картон и др.
- Тарелочки с манной крупой.
- Заготовка «открытка» - с контурным изображением вазы с цветами.
- CD проигрыватель.
Участники: учитель-дефектолог, воспитанники средней группы, родители.
Содержание.
Добрый вечер, уважаемые родители!
В нашем детском саду уделяется большое внимание развитию осязания и мелкой моторики. И нам хотелось, чтобы вы в этом приняли активное участие. Потому, что дети, безусловно, усваивает информацию, которую преподносит ему педагог. Но намного глубже это происходит среди близких ему людей, то есть в семье. Важную роль для ребенка всегда будут играть его родители – мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.
Вы легко можете применить или повторить дома, то чем мы занимаемся с детьми в детском саду. И это необходимо, потому, что только вы сможете обеспечить регулярное закрепление умений и навыков, которые ребенок осваивает.
Раздается стук в дверь. Входит Красная шапочка (ребенок).
Учитель-дефектолог: Здравствуй Красная шапочка! Почему ты грустишь? Почему не веселая рядом стоишь?
Красная шапочка: Сегодня у моей бабушки день рождения. И я хочу поздравить ее. Мама напекла пирожков, а я пыталась сделать для нее поздравительную открытку. Но у меня ничего не получается! Пальцы не слушаются!
Учитель-дефектолог: Чтобы твои пальчики тебя слушались надо их тренировать. Как говорят – развивать мелкую моторику!
Красная шапочка: А что такое мелкая моторика?
Учитель-дефектолог: Вот мы сейчас и разберемся, что такое мелкая моторика и как ее развивать.
Мы тебе поможем друг,
Для начала встанем в круг,
Пальцы сделают зарядку,
Чтоб поменьше уставать,
А потом они покажут
Как картину рисовать.
«Пальчиковая гимнастика»
Пальчиковая гимнастика это комплекс упражнений, который способствует развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук. В результате усвоения этих упражнений кисти рук приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это способствует развитию координации движений, а так же подготавливает руку к письму.
Учитель-дефектолог предлагает родителям вместе с детьми сделать пальчиковую гимнастику. (Звучит музыка.)
Мальчик-пальчик лег поспать,
На ладошку, как в кровать,
А когда прохладно стало,
Он укрылся одеялом.
И всю ночь там пролежал,
А когда он утром встал,
Начал братцев поднимать,
Чтобы вместе поиграть.
Игра «Золушка».
Игра состоит из емкости с различной крупой. Необходимо разложить зерна разного вида в разные контейнеры. Игра способствует развитию точности движений, координированности, умению поочередно действовать правой и левой рукой.
Учитель-дефектолог предлагает немного потрудиться. Все помнят сказку про Золушку. Злая мачеха смешала крупу и велела Золушке разобрать ее. Вот сейчас и ребятам необходимо выбрать из емкости всю фасоль, а родители будут помогать им – держать стаканчик.
Практикум «Изготовление игры для развития мелкой моторики»
Совместная игра ребенка и родителей, это не только развитие, но и прекрасный способ общения. Как известно, играя у дошкольника, развивается не только мелкая моторика, но и мышление, творческое воображение. Совместные игры родителей с детьми способствуют так же духовному и эмоциональному обогащению детей, восполняют потребность ребенка в общении с родными людьми, а так же укрепляют веру в себя, в свои возможности.
- Уважаемые родители, перед вами лежат различные предметы, которые вы можете найти у себя дома, они не только помогут развить ловкость рук, но и пообщаться с ребенком, порадоваться его успехам.
- Подумайте, какую игру можно сделать и как можно поиграть в нее.
(на столе: трубочки от коктейля, макаронные изделия, емкость с гречневой крупой, мелкие игрушки, клубочки, прищепки, цветной картон, ножницы, цветная бумага, картон и др.)
Родители придумывают простые игры для развития мелкой моторики.
Физминутка.
Учитель-дефектолог приглашает немного снять излишнее напряжение и усталость.
Пальчиковый театр.
Учитель-дефектолог:- Еще одним из способов развития мелкой моторики является пальчиковый театр.
Пальчиковый театр – это замечательная возможность разыграть сказку у ребенка на ладошке. В этой сказке он сможет сыграть роль любого героя. Можно инсценировать любые истории. Но главное способствует развитию мелкой моторики рук малышей, развивает мышление, творческую фантазию и речь. Выполняя различные упражнения пальчиками, у ребёнка происходит развитие мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на его общее развитие, но и подготавливает дошкольника к овладению карандашом, а в дальнейшем и к письму. Играя пальчиками развиваются тонкие движения пальцев рук, а значит появляется речь. Играя очень важно работать разными пальцами, одной и двумя рукам, парами пальцев и, несколькими пальцами одновременно.
Инсценировка русской народной сказки «Репка».
Учитель-дефектолог (обращается к Красной шапочке):- Ну, что Красная шапочка поняла, что значит, мелкая моторика и с помощью каких игр и упражнений необходимо развивать пальчики.
Красная шапочка: - Поняла. (отвечает грустно, вздыхает).
Учитель-дефектолог: - А почему ты грустная?
Красная шапочка:- Я очень боюсь, что не успею сделать подарок для бабушки.
Учитель-дефектолог: - Не расстраивайся, мы тебе поможем!
Учитель-дефектолог приглашает детей и их родителей принять участие в изготовлении поздравительной открытки.
На листе ватмана с помощью цветного песка, скатанных из салфеток шариков дети и родители делают поздравительную открытку.
Заключительная часть.
Учитель-дефектолог: - Уважаемые родители! В конце нашей встрече хотелось бы отметить, что, к сожалению, иногда о проблемах с координацией движений и мелкой моторики рук многие родители узнают, когда ребенок пошел в школу. Это оборачивается удвоенной нагрузкой на ребенка, потому, что ему приходится помимо усвоения новой информации еще и учиться держать карандаш и ручку. Поэтому поощряйте, если ребенок интересуется конструированием, лепкой, играм с мозаикой. Подключайтесь и вы к этим играм: словесным, пальчиковым. Надеюсь, что если и дальше мы будем сотрудничать с вами, то нашим детям таких трудностей придется избежать.
Каждому участнику вручается буклет: «Развитие мелкой моторики. Советы заботливым родителям». В котором раскрывается значение развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения и приведен пример простых игр, в которые можно поиграть с ребенком дома в выходной день.
Рефлексия.
Уважаемые родители, если вам понравилось наше мероприятие и наша встреча была, плодотворна, вы получили новые знания, были активными участниками передайте свое отношение и симпатии в рисунке. А рисовать мы будем пальчиком по крупе. У вас на столе стоит тарелочка с манной крупой. Рисование по крупе это тоже один из увлекательных и полезных способов развития мелкой моторики.
- В заключении хочется пожелать вам удачи, радости, счастья и семейного благополучия!
Ожидаемые результаты.
- Родители сформируют представления о работе в ДОУ по развитию осязания ми мелкой моторики у детей 4-5 лет.
- Смогут устанавливать доброжелательные отношения с ребенком.
- Расширят свои представления о приемах и методах развития детей.
- Пополнят игры на развитие мелкой моторики дома.
Список использованных источников.
- Галкина Г. Г. , Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить» Издательство: Гном, 2015г.
- Дружинина Л. А. «Коррекционная работа в детском саду для детей с на-рушением зрения». Издательство «Экзамен», Москва 2006.
- Ермакова В.П., Щеглова А. А. «Воспитание слабовидящего ребенка в семье». Издательство: –М., 1986.
- Мясникова Л. В. «Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения» Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006г. http://pedlib.ru/Books/3/0478/3_0478-1.shtml#book_page_top
- Плаксина Л. И. « Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида» Издательство: «Экзамен», Москва 2005.
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Издательство: АСТ 2003г.
- Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику» Издательство: Эксмо, 2013г.
- http://gdou7spb.jimdo.com
- http://www.detskiysad.ru/aforizm/citaty_o_detyah.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...
консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".
большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....
Консультация для родителей"Играем в пальчики-развиваем память"
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная активно...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....
Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР
Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...
Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»
Мастер-класс для повышения профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....