Тренинг для родителей средней группы "Играем - пальчики развиваем!"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Игровой тренинг для родителей детей, посещающих ДОУ для детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга»

г. Балаково Саратовской области

«Играем – пальчики развиваем!»

Тренинг для родителей средней группы.

Подготовил: учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Веселовская Елена Викторовна

2016 г.

Пояснительная записка.

Часто можно услышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что эти чувства у него развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению, это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Так зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет малышу, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающего мира.

Часто родители незрячего ребенка, уделяя много внимания его интеллектуальному развитию, не заботятся о развитии его осязания. Многие взрослые, жалея малыша, не дают проявить ему самостоятельность в быту - кормят его, одевают, обувают. А ведь социально-бытовые навыки - хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения.

Необходимо отметить, что слабовидящие дети, как ни покажется это странным для некоторых родителей, нуждаются в развитии этих навыков в большей степени, чем слепые. В повседневной жизни такие малыши привыкли пользоваться своим зрением для познания окружающего, а оно у них нарушено, поэтому дети получают ограниченную, а иногда и искаженную информацию об окружающем. Поэтому таких детей надо учить рациональному использованию остаточного зрения и осязания.

Таким образом, осязание и мелкая моторика:

  • помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;
  • навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;
  • позволяют ребенку на равных со зрячими участвовать в играх;
  • способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Игровой тренинг для родителей детей, посещающих ДОУ для детей с нарушением зрения среднюю группу (4-5 лет),  представляет собой набор игр и упражнений на  развитие осязания и мелкой моторики, которые родители легко могут проводить дома со своими детьми. Родителям предлагается ненадолго стать детьми и поиграть, чтобы самим почувствовать и понять, как нужно развивать мелкую моторику детей. В конце мероприятия раздаются буклеты, которые помогут закрепить полученные знания и умения участникам тренинга дома. 

Цель: Формирование у родителей представлений о методах и приемах развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  

Задачи:

  1. Показать важность работы направленной на развитие у детей с нарушением зрения осязания и мелкой моторики.
  2. Обучение родителей совместным играм и упражнениям, направленным на развитие осязания и мелкой моторики.
  3. Вызвать у родителей желание заниматься с ребенком дома.

Подготовительная работа:

  1. Изготовление приглашений для родителей.
  2. Выставка игр способствующих развитию осязания и мелкой моторики.
  3. Буклет для родителей: «Развитие мелкой моторики».

Оборудование:

  1. Плакаты с высказываниями:
  • «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А.    Сухомлинский)      
  • «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
  1. Трубочки от коктейля, макаронные изделия, емкость с гречневой крупой, мелкие игрушки, клубочки, прищепки, цветной картон, ножницы, цветная бумага, картон и др.
  2. Тарелочки с манной крупой.
  3. Заготовка «открытка» - с контурным изображением вазы с цветами.
  4. CD проигрыватель.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники средней группы, родители.

Содержание.

Добрый вечер, уважаемые родители!

В нашем детском саду уделяется большое внимание развитию осязания и мелкой моторики. И нам хотелось, чтобы вы в этом приняли активное участие. Потому, что дети, безусловно, усваивает информацию, которую преподносит ему педагог. Но намного глубже это происходит среди близких ему людей, то есть в семье. Важную роль для ребенка всегда будут играть его родители – мама и папа, а не педагоги, какими бы хорошими они ни были.

Вы легко можете применить или повторить дома, то чем мы занимаемся с детьми в детском саду. И это необходимо, потому, что только вы сможете обеспечить  регулярное закрепление умений и навыков, которые ребенок осваивает.

Раздается стук в дверь. Входит Красная шапочка (ребенок).

Учитель-дефектолог: Здравствуй Красная шапочка! Почему ты грустишь? Почему не веселая рядом стоишь?

Красная шапочка: Сегодня у моей бабушки день рождения. И я хочу поздравить ее. Мама напекла пирожков, а я пыталась сделать для нее поздравительную открытку. Но у меня ничего не получается! Пальцы не слушаются!

Учитель-дефектолог: Чтобы твои пальчики тебя слушались надо их тренировать. Как говорят – развивать мелкую моторику!

Красная шапочка: А что такое мелкая моторика?

Учитель-дефектолог: Вот мы сейчас и разберемся, что такое мелкая моторика и как ее развивать.

Мы тебе поможем друг,

Для начала встанем в круг,

Пальцы сделают зарядку,

Чтоб поменьше уставать,

А потом они покажут

Как картину рисовать.

«Пальчиковая гимнастика»

Пальчиковая гимнастика это комплекс упражнений, который способствует развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук. В результате усвоения этих упражнений кисти рук приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это способствует развитию координации движений, а так же подготавливает руку к письму.

Учитель-дефектолог предлагает родителям вместе с детьми сделать пальчиковую гимнастику. (Звучит музыка.)

Мальчик-пальчик лег поспать,

На ладошку, как в кровать,

А когда прохладно стало,

Он укрылся одеялом.

И всю ночь там пролежал,

А когда он утром встал,

Начал братцев поднимать,

Чтобы вместе поиграть.

Игра «Золушка».

Игра состоит из емкости с различной крупой. Необходимо разложить зерна разного вида в разные контейнеры.  Игра способствует развитию  точности движений,  координированности, умению поочередно действовать правой и левой рукой.

Учитель-дефектолог предлагает немного потрудиться. Все помнят сказку про Золушку. Злая мачеха смешала крупу и велела Золушке разобрать ее. Вот сейчас и ребятам необходимо выбрать из емкости всю фасоль, а родители будут помогать им  – держать стаканчик.

Практикум «Изготовление игры для развития мелкой моторики»

Совместная игра ребенка и родителей, это не только развитие, но и прекрасный способ общения.  Как известно, играя у дошкольника, развивается не только мелкая моторика, но и мышление, творческое воображение. Совместные игры родителей с детьми способствуют так же духовному  и эмоциональному обогащению детей, восполняют потребность ребенка в общении с родными людьми, а так же укрепляют веру в себя, в свои возможности.

- Уважаемые родители, перед вами лежат различные предметы, которые вы можете найти у себя дома, они не только помогут развить ловкость рук, но и пообщаться с ребенком, порадоваться его успехам.

- Подумайте, какую игру можно сделать и как можно поиграть в нее.

(на столе: трубочки от коктейля, макаронные изделия, емкость с гречневой крупой, мелкие игрушки, клубочки, прищепки, цветной картон, ножницы, цветная бумага, картон и др.)

Родители придумывают простые игры для развития мелкой моторики.

Физминутка.

Учитель-дефектолог приглашает немного снять излишнее напряжение и усталость.

Пальчиковый театр.

Учитель-дефектолог:- Еще одним из способов развития мелкой моторики является пальчиковый театр.

Пальчиковый театр – это замечательная возможность разыграть сказку у ребенка на ладошке. В этой сказке он сможет сыграть роль любого героя. Можно инсценировать любые истории. Но главное способствует развитию мелкой моторики рук малышей, развивает мышление, творческую фантазию и речь. Выполняя различные упражнения пальчиками, у ребёнка происходит развитие мелкой  моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на его общее развитие, но и подготавливает дошкольника к овладению карандашом, а в дальнейшем и к письму. Играя пальчиками развиваются тонкие движения пальцев рук, а значит появляется речь. Играя очень важно работать разными пальцами, одной и двумя рукам, парами пальцев и, несколькими пальцами одновременно.

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

Учитель-дефектолог (обращается к Красной шапочке):- Ну, что Красная шапочка поняла, что значит, мелкая моторика и с помощью каких игр и упражнений необходимо развивать пальчики.

Красная шапочка: - Поняла. (отвечает грустно, вздыхает).

Учитель-дефектолог: - А почему ты грустная?

Красная шапочка:- Я очень боюсь, что не успею сделать подарок для бабушки.

Учитель-дефектолог: - Не расстраивайся,  мы тебе поможем!

Учитель-дефектолог приглашает детей и их родителей принять участие в изготовлении поздравительной открытки.

На листе ватмана с помощью цветного песка, скатанных из салфеток  шариков дети и родители делают поздравительную открытку.

Заключительная часть.

Учитель-дефектолог: - Уважаемые родители! В конце нашей встрече хотелось бы отметить, что, к сожалению, иногда о проблемах с координацией движений и мелкой моторики рук многие родители узнают, когда ребенок пошел в школу. Это оборачивается удвоенной нагрузкой на ребенка, потому, что ему приходится помимо усвоения новой информации еще и учиться держать карандаш и ручку. Поэтому поощряйте, если ребенок интересуется конструированием, лепкой, играм с мозаикой. Подключайтесь и вы к этим играм: словесным, пальчиковым. Надеюсь, что если и дальше мы будем сотрудничать с вами, то нашим детям таких трудностей придется избежать.

Каждому участнику вручается буклет: «Развитие мелкой моторики. Советы заботливым родителям». В котором раскрывается значение развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения и приведен пример простых игр, в которые можно поиграть с ребенком дома в выходной день.

Рефлексия.

Уважаемые родители, если вам понравилось наше мероприятие и наша встреча была,  плодотворна, вы получили новые знания, были активными участниками передайте свое отношение и симпатии в рисунке. А рисовать мы будем пальчиком по крупе. У вас на столе стоит тарелочка с манной крупой. Рисование по крупе это тоже один из увлекательных и полезных способов развития мелкой моторики.

- В заключении хочется пожелать вам удачи, радости, счастья и семейного благополучия!

Ожидаемые результаты.

  1. Родители сформируют представления о работе в ДОУ по развитию осязания ми мелкой моторики у детей 4-5 лет.
  2. Смогут устанавливать доброжелательные отношения с ребенком.
  3. Расширят свои представления о приемах и методах развития детей.
  4. Пополнят игры на развитие мелкой моторики дома.

Список использованных источников.

  1. Галкина Г. Г. , Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить» Издательство: Гном, 2015г.
  2. Дружинина Л. А.  «Коррекционная работа в детском саду для детей с на-рушением зрения». Издательство «Экзамен», Москва 2006.
  3. Ермакова В.П.,  Щеглова А. А.  «Воспитание слабовидящего ребенка в семье». Издательство: –М., 1986.
  4. Мясникова Л. В. «Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения» Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006г. http://pedlib.ru/Books/3/0478/3_0478-1.shtml#book_page_top
  5. Плаксина Л. И. « Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида»  Издательство: «Экзамен», Москва 2005.
  6. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Издательство: АСТ 2003г.
  7. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику» Издательство: Эксмо, 2013г.
  8. http://gdou7spb.jimdo.com
  9. http://www.detskiysad.ru/aforizm/citaty_o_detyah.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".

большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....

Консультация для родителей"Играем в пальчики-развиваем память"

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная активно...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР

Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс для повышения профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....