Программа диагностики готовности к школьному обучению
методическая разработка на тему
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике , готовности детей к школьному обучению, которое позволяет взрослому понять в правильном ли направлении он ведет подготовку детей к школе. Диагностика выявляет причины затрудняющие продвижение ребенка на более высокий уровень развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа диагностики готовности к школьному обучению
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике , готовности детей к школьному обучению, которое позволяет взрослому понять в правильном ли направлении он ведет подготовку детей к школе. Диагностика выявляет причины затрудняющие продвижение ребенка на более высокий уровень развития.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.
Методика. Тест Керна-Ирасека.
Керна Я. Йирасек выбрал три задачи: рисунок мужской фигуры, подражание письменным буквам и срисовывание группы точек. Все три задания данного теста носят графический характер и направлены на определение развития тонкой моторики руки и зрительно-моторной координации.
Задания теста выполняются испытуемыми по инструкции и образцу. Тест может применяться индивидуально и в группе. Выполнение каждого задания оценивается по пятибальной системе (1 – высший балл, 5 – низший), а затем вычисляется суммарный итог по всем заданиям
«Рисунок мужской фигуры».
Иструкция: «Нарисуй какого- нибудь мужчину».
Обработка данных Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) идет по каждой задаче отдельно.
Задача 1. Рисунок мужской фигуры (ключ). 1 балл – нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закончены рывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки окончены кистями, на каждой – пять пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда – мужская. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического метода.
2 балла – исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
3 балла – рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
4 балла – примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.
5 баллов – не хватает ясного изображения туловища («голово-ногое» изображение или преодоление «головоногого» изображения) или обеих конечностей. Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста.
«Подражание письменным буквам»
. Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же
1 балл – совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Начальная буква имеет заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.
2 балла – достаточно разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
3 балла – очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца.
4 балла – на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку «писания».
5 баллов – черкание
«Срисовывание группы точек»
. Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».
1 балл – почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка недопустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен образцом.
2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на полови-промежутка между рядами или столбцами.
3 балла – целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его бо.льше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой повороот – даже на 180°.
4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.
5 баллов – черкание
12-15 баллов – готов к обучению в школе 9-11 баллов – условно готов 3-6 баллов – не готов
Методика 2. «Дорисовывания фигур»
Цель методики: исследование развития воображения детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале. Оценка: 0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.
3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы
Ключ 8 - 10 баллов – готов к обучению в школе 3 - 7 баллов – условно готов 0-2 балла – не готов
«Пространственно-арифметический диктант».
Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Далее ребенку задаются следующие вопросы: 1. Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько? 2. Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок? 3. Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок? 4. Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее осталось? 5. Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколько у нее теперь морковок? Что-нибудь изменилось? 6. Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 морковки. Сколько у нее осталось?Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он просто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает. Критерии оценки: 2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.
1 балл – Условно готов. Ребенок правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных. 0 баллов – Не готов. Ребенок правильно выполнил 1-2 действия из 6 возможных.
«Последовательные картинки»
Этот тест позволяет выявить уровень сфрмированности у ребенка причинно- следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ). Инструкция: Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: « У меня есть картинки (см. приложение № 8). Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю (составь рассказ)»
2 балла – Готов к обучению в школе. Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ;
1 балл – Условно готов. Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности;
0 баллов – Не готов. Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок.
Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти.
Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Описание: задание выполняется на отдельных листах. Для работы у каждого ребенка должны быть графический карандаш и набор цветных карандашей. Ребенку предлагается нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему
инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд 10 треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Условия теста произносятся в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом. Оценка выполненного задания: 5 баллов – задание выполнено правильно, учтены все условия: форма геометрической фигуры, их количество, выбран цвет карандаша, последовательность заштрихованных фигур
4 балла – допущена одна ошибка.
3 балла – допущены две ошибки.
2 балла – допущены три ошибки.
1 балл – более трех ошибок
. 0 баллов – не справился с заданием.
Ключ: 5 баллов - готов к обучению в школе
3 – 4 балла - условно готов
0-2 балла - не готов
«Аналоги».
Цель: Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии. Инструкция: « Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к т2 балла - ребенок нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
1 балл - ребенок нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.
0 баллов - ребенок нашел правильное слово в 1-2 случаях из 6 возможных. Ключ: 2 балла – готов к обучению в школе;
1 балл – условно готов к обучению в школе;
0 баллов – не готов к обучению в школе
К третьему слову, то есть найти ему пару. Слова такие: - ОКУНЬ – РЫБА, а РОМАШКА - …? ( цветок) - МОРКОВЬ – ОГОРОД, а ГРИБЫ - … ( лес) - ЧАСЫ – ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК - …? ( температура) - ГЛАЗ – ЗРЕНИЕ, а УШИ - …? ( слух) - ДОБРО – ЗЛО, а ДЕНЬ - …? ( ночь) - УТЮГ- ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН - …? ( звонить)
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (пока-зать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отры-ваться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы ма-шина не съехала с дороги».
Итоговый уровень:
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невиди-мая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.
Крупные движения
Уровень развития проверяется по выполнению совокупности упражнений:
• пройти по линии длиной 2-3 метра пяточка к носочку;
• встать на левую ногу, правая нога подогнута, глаза закрыты. Можно балансировать руками. Норма 15 секунд;
• ребенок на расстоянии 3-4 метров ловит маленький мячик и кидает обратно (6-7 бросков).
Итоговый уровень:
Недостаточный: 1) неровная походка; 2) наличие большого количества движений, которые сопутству-ют основному заданию и мешают его выполнению; 3) нарушение координации: ребенок не может поймать мячик, удержать его или кинуть обратно.
Достаточный – отдельные незначительные нарушения инструкции при выполнении заданий.
Методика «Лабиринт»
Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления.
Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме. отражающей последовательность этапов пути.
Методика «Два домика»
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Методика «Секрет»
Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
Инструкция: Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям вашей группы? (Получив положительный ответ, взрослый продолжает). Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?
Методика «Пиктограмма»
Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании. Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов
. Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово
Методика «Цветовой тест Люшера»
Цель: Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Тест «Рисунок школы»
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
1) цветовая гамма;
2) линия и характер рисунка;
3) сюжет рисунка.
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1) Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
2) Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
3) Сюжет рисунка:
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер.
1 балл – обе характеристики присутствуют.
Анализ результатов
6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
«Знание цвета» (задание)
Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл
«Знание названий предметов». (задание)
Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок : яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.
Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
«Порядок счета». (задание)
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.
Оценка задания:
В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.
«Дифференциация цвета и формы». (задание)
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур
Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.
Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.
«Описание картинки». (задание)
Ребенку показывают картинку
и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».
Оценка задания:
а) Разговорная речь.
2 балла - Беглая речь без запинок
1 балл - Достаточно беглая речь, но есть паузы.
0 баллов - Речь запинающаяся, прерывная.
б) Построение предложений.
8 баллов - Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.
6 баллов - Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
4 балла - Преимущественно простые предложения.
1 балл - Преимущественно неполные предложения.
0 баллов - Построение предложений нарушено.
в) Артикуляция.
2 балла - Четкое произношение звуков.
1 балл - Нечеткое произношение звуков.
г) Фантазия, воображение.
Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
Чебыкина Наталья Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.
Диагностика готовности к школьному обучению....
Диагностика готовности к школьному обучению детей с ОНР.
Диагностика готовности к школьному обучению....
Диагностика готовности к школьному обучению
Диагностика интеллектуального развития ребенка 5-7 лет...
Программа диагностики готовности к школьному обучению
Программа диагностики готовности детей 6-7 лет к школьному обучению предназначена для определения уровня готовности ребёнка к обучению в школе, определения зрелости его психических процессов. составля...
Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность
Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...
Результаты диагностики «Готовность к школьному обучению»
Результаты диагностики «Готовность к школьному обучению»...
"Диагностика готовности к школьному обучению"
Данная методика помогает оценить уровень готовности дошкольника, к обучению в школе....