Воспитание гуманного отношения детей дошкольного возраста к живому и окружающему миру
статья на тему

Каждый человек с детства взаимодействует с окружающим его миром, это взаимодействие складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения.

Как часто можно заметить в последнее время живой интерес детей к окружающему миру в живых и неживых его проявлениях, который не подкреплён гуманным отношением детей к природе, что в последствие часто отражается и на отношениях со сверстниками, родителями и воспитателями. 

Для реализации поставленных задач на занятиях и в повседневной жизни можно использовать различные формы и методы работы. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гуманного отношения детей дошкольного возраста к живому и окружающему миру

Каждый человек с детства взаимодействует с окружающим его миром, это взаимодействие складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения.

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих воспитанию у детей гуманного отношения к окружающему миру.

Вопросами воспитания гуманного отношения занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример привести таких педагогов как Н.В. Алешина, З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко, Е.И. Золотова, Н.В. Коломина, Л.П. Молодова, М.М. Марковская.

Можно утверждать, что систематическая работа, по формированию знаний о животных на занятиях и в повседневной жизни, с использованием разнообразных форм и методов работы, способствует воспитанию у детей гуманного отношения к природе.

Для воспитания гуманного отношения ребёнка к окружающему миру следует учитывать, через решение каких задач можно достигнуть поставленной цели, т.е. определить направления работы воспитателя, способствующих воспитанию у детей гуманного отношения к природе.

  • Расширение кругозора детей об окружающем мире и животных
  • Воспитание эмоционально-положительного отношения к живому миру

Для организации систематической работы по данным направлениям следует учитывать, что данные задачи могут решаться как в повседневной жизни ребёнка, так и на занятиях. Т.е. для успешной реализации цели воспитателю необходимо организовать работу не только на занятиях в образовательном учреждении, но в семье, а так же в повседневной жизни. Для реализации поставленных задач на занятиях и в повседневной жизни можно использовать наблюдение за объектами живой и неживой природы (рассматривание иллюстраций), беседы, рассказы, сказки, задачи, дидактические игры, организовывать трудовую деятельность в живых уголках, ведение календаря природы.

При организации занятий воспитатель может обращаться ко всем перечисленным приёмам, обязательным условием при этом является анализ в конце или в ходе занятия с детьми своей деятельности. Например:

При наблюдениях (рассматривании иллюстраций):

  • Что заметили? – акцентирование внимания детей
  • Как вы думаете почему, … (растения завяли)? (Почему так, а не иначе? и др.) – активизация мыслительной деятельности детей, развитие причинно-следственного мышления.
  • Это хорошо, или плохо? (Картина грустная или весёлая? и др.) – эмоциональное восприятие действительности (окраска события).

При организации бесед (рассказов) воспитатель должен подбирать материал (тему), которая способна вызвать наибольший отклик со стороны детей, а так же в ходе беседы активно откликаться на высказывания детей, давать им оценку и корректировать вместе с детьми для того, чтобы акцентировать внимание на положительных и отрицательных явлениях.

При чтении художественной литературы (сказок):

  • Каких героев запомнили? Чем они вам запомнились? – актуализация знаний
  • Что сделали герои? К чему это привело? – оценка событий
  • Как бы поступили вы? Почему? (И др.) – постановка проблемы и поиск путей решения

При решении задач (экологической направленности)

  • Как можно решить проблему? Почему? (И др.) – постановка проблемы, поиск альтернативных путей решения и их анализ

При организации дидактических игр:

  • Какая картинка лишняя? Почему?
  • Что объединяет эти картинки? (И др.)

При организации трудовой деятельности:

  • Что может навредить растениям?
  • Что поможет растениям?
  • Для чего нужно это делать? (И др.)

При ведении календаря природы:

  • Что происходит в это время года с растениями (животными)?
  • Хорошо ли растениям (животным) в такую погоду?
  • Как можно помочь им? (И др.)

Гуманное отношение к природе связано с развитием у детей наблюдательности, т.е. нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он проявлял заботу о природе.

Воспитание гуманного отношения к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой.

Такие вопросы помогут не только выяснить, как дети усвоили и поняли материал, но и помогут им научиться оценивать свою деятельность и последствия, к которым она может привести. Придание обсуждаемым событиям эмоциональной окраски способствует развитию у детей умения эстетически воспринимать окружающий мир, сочувствовать ему. Постановка проблемы перед детьми и поиск путей её решения помогут дошкольникам научиться принимать наиболее верные решения в возникающих ситуациях.

Воспитывая бережное отношение к окружающему миру, не следует забывать о том, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.

Для того чтобы воспитание гуманного отношения к окружающему миру было результативным, воспитателям (и родителям) следует ежедневно внимательно следить за отношением детей к окружающему миру, что может проявляться не только в играх, но и в общении. Необходимо, воспитывать в детях на собственном примере сочувственное отношение к любой форме жизни.

Успех реализации воспитания гуманного отношения у природе обеспечивается следующими педагогическими условиями:

  • наличие экологической среды в дошкольном учреждении
  • готовность воспитателя экологически воспитывать детей
  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и ребёнка
  • активное соучастие родителей в процессе освоения программы

Как часто можно заметить в последнее время живой интерес детей к окружающему миру в живых и неживых его проявлениях, который не подкреплён гуманным отношением детей к природе, что в последствие часто отражается и на отношениях со сверстниками, родителями и воспитателями.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Таким образом, чрезвычайно важно учитывать в воспитании гуманного отношения детей к окружающей среде возможности, которые предстают перед нами ежедневно, это не только занятия по формированию целостной картины мира у детей, но и организация прогулок, дидактические игры, сказки, беседы и т.д. – всё то, что мы используем постоянно, но не акцентируем внимание детей именно на их гуманности к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Кроссворд: "Инструменты".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся со строительными инструментами....

Консультация на тему: «Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе» (Для воспитателей младших групп)

Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе. Актуальность работы: выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека ...

Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребён...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»

Консультация для родителей:«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира»«Игра – это искра, зажигающая ого...

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к живой природе"

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности....

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...