Развивающая программа «Озорные пальчики» по развитию мелкой моторики рук для детей раннего возраста.
рабочая программа (младшая группа) на тему
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая программа «Озорные пальчики»
по развитию мелкой моторики рук для детей раннего возраста.
Составила Кокорина Е.В.
Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Возраст 2-3 года – интенсивный период в развитии коммуникативных навыков. В это время интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями, познавательной сферой.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего возраста, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Исследованиями отечественных физиологов – ученых М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, В. М. Бехтерева была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова писала: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. По мере совершенствования мелкой моторики шло развитие речевой функции. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает М.М. Кольцова.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.
Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.
Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развивающая программа «Озорные пальчики» рассчитана на детей 2-3 лет и состоит из различных игр, упражнений, пальчиковых игр, продуктивной деятельности, конструктивных игр.
Цель: формирование коммуникативных навыков посредством развития мелкой моторики детей 2-3 лет средствами художественного творчества, пальчиковых, конструкторских, настольных, дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- Разработать комплексы приёмов развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
- Формировать умение манипулировать разными предметами, развивать речь и обогащать словарь детей, знакомить с нетрадиционными техниками рисования и лепки.
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста.
- Способствовать развитию познавательных процессов детей раннего возраста.
- Воспитывать у детей интерес к различным играм: пальчиковым, дидактическим, настольным, конструктивным и др..
- Создать предметно – развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук ребёнка 2-3 лет.
- Программа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
1. Диагностический этап представляет собой предварительное тестировании детей по следующим методикам:
- Диагностические ситуации Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Т. В. Ермоловой, направленные на выявление уровня развития коммуникативных навыков детей раннего детства.
Примерная продолжительность обследования ребенка 10 – минут. Диагностики прилагаются.
2. Коррекционный этап проходит в форме настольных, дидактических, пальчиковых, конструкторских игр; художественного творчества.
3. Контрольный этап позволит увидеть эффективность развивающей работы. Контроль осуществляется с использованием тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе.
Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.
Принципы работы
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;
- связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;
- принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.
Ожидаемые результаты
1. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
2. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
3. Интеллектуальное развитие детей;
4. Пополнение предметно-развивающей среды;
5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Ведущая педагогическая идея работы заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.
Содержание работы
Работа проводится в течение учебного года, с октября по апрель месяц постоянно.
В работе используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики. Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.
В ходе работы дети знакомятся со свойствами красок, свойствами окружающих предметов, геометрическими фигурами, основными цветами, развивается мелкая моторика рук, обогащается чувственный опыт детей.
Во время свободных игр ежедневно проводится индивидуальная работа: игры со шнуровками, развивающими кубиками, дидактические игры и т.д.
В основу содержания программы, направленной на формирование коммуникативных навыков путем развития мелкой моторики положены практические труды Е. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)», Д. Колдиной, Д. Денисовой, О. Гончарова «Школа семи гномов» и др.
Перспективное планирование: «Развитие мелкой моторики»
Месяц | Тема | Цель |
О К Т Я Б Р Ь | Рисование: «Падают, падают листья» «Ветка рябины» Лепка: «Колобок» «Ягоды рябины» Конструирование: «Башенка из кубиков», «Разноцветная башенка из кубиков», «Высокая башенка из кубиков», «Башенка из кирпичиков». Дидактические игры: «Подарок для куклы», «Нанизываем кольца», «Чудесный мешочек», «Прячем ручки». Игра с бумагой «Кому листик?» Пальчиковые игры: «Сорока белобока», «Идёт коза рогатая», «Паучок», «Где же ваши ручки?» Настольные игры. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» | Учить рисовать пальчиками – окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Развивать чувство цвета и ритма. Знакомить детей с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу. Закреплять умение различать цвета. Учить детей скатывать шар из теста круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму «шара». Воспитывать отзывчивость и доброту. Упражнять в умении накладывать кубик на кубик; класть кубик на кубик, соотнося кубики по цвету; упражнять в умении класть кирпичик широкой стороной на стол, класть кирпичик на кирпичик. Развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов; формировать умение нанизывать кольца на стержни, соизмеряя величину предмета; развивать глазомер. Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Развивать сообразительность. Учить детей подражать движениям взрослого. Развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук Учить детей движениям пальцев в соответствии словам текста. Формировать умение поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки. Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии детей. |
Н О Я Б Р Ь | Рисование: «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» «Падающий снег» Лепка: «Фрукты для куколки» «Мяч для Тани» Конструирование: «Машина», «Поезд для матрёшки», «Поезда большой и маленький», «Дорожка для матрёшки». Дидактические игры: «Кукла идёт на прогулку», «Лабиринт для пальчика», «Переложи фасоль», «Крутись карандаш». Пальчиковые игры: «Семья», «Ладушки», «Тук тук.», «Осень». Настольные игры. Консультация для родителей ««О пользе развития мелкой моторики у детей с раннего возраста» | Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки - дождь, распределяя их по всему листу. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности – рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий – вертикальных и слегка наклонных. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Учить детей скатывать шар из теста круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму яблока, мяча. Развивать логическое мышление. Воспитывать отзывчивость и доброту. Упражнять в умении класть кубик на кирпичик; приставлять кубики друг к другу; учить подбирать кубики в зависимости от величины игрушки. Развивать речь, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев; формировать умение действовать по указанию педагога. Массаж ладоней, формировать умение катать карандаш между ладоней. Учить детей поочередного сгибать и разгибать пальцы, сжатые в кулак Формировать умение поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Формировать умение сжимать пальцы в кулак. Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии детей. |
Д Е К А Б Р Ь | Рисование: «Ёлочка красавица» «Закрасим ёлку» Лепка: «Мы скатаем снежный ком» «Новогодняя ёлка» Конструирование: «Дорожка широкая», «Дорожка широкая и узкая», «Стол», «Стул». Дидактические игры: «Сухой бассейн», «Спрячь в ладошке», «Помогаем маме». Конструирование из палочек «Елочка» Пальчиковые игры: «Капустка», «Пальчик – мальчик...», «Две тетери», «Большие ноги». Настольные игры. Родительское собрание «Наши пальчики играли». | Показать детям возможность получить изображение ёлочки с помощью отпечатков ладошек. Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и детьми. Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона; учить находить части тела и лица. Продолжать учить детей раскатывать комок круговыми движениями. Воспитывать интерес к лепке. Продолжать учить детей скатывать из теста маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Развивать речь и мышление, память детей. Упражнять в умении выкладывать кирпичики плашмя, соединяя их узкие длинные стороны; приставлять их друг к другу узкой короткой или длинной стороной, самостоятельно выбирать способ постройки; класть кирпичик на кубик; ставить кирпичик на узкую короткую сторону около кубика. Развивать мелкую моторику рук. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова. Развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами. Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии детей. |
Я Н В А Р Ь | Рисование: «Птички» «Ежик» Лепка: «Вкусный пирог» «Печенье для бычка» Конструирование: «Мебель для матрёшки», «Диван», «Кровать», «Кресло». Дидактические игры: «Помоги ёжику», «Лабиринт для карандаша», «Мозаика», «Ветерок», «Спрячь игрушку». Пальчиковые игры: «Замок» «Зайчики», «Игрушки», «Курочка». Алые цветы». Настольные игры. Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей». | Показать детям возможность получить изображения с помощью отпечатков ладошек. Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и детьми. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Знакомство с живописью ладошками, продолжать рисование пальчиками. Упражнять в комбинировании двух различных техник. Учить детей сплющивать шар между ладоней, придавая ему форму лепёшки; учить украшать изделие с помощью дополнительного материала. Воспитывать отзывчивость и доброту. Упражнять в умении класть кирпичик на кубик, ставить кирпичик на узкую сторону около кубика, подбирать детали конструктора по величине; располагать кубики рядом, кирпичики вертикально на узкую сторону. Развивать мелкую моторику; формировать умение выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Учить детей сжимать обе ладошки в "замочек". Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии детей. |
Ф Е В Р А Л Ь | Рисование: «Зёрнышки для курочки» «Ласковое солнышко» Лепка: «Червячки для цыплёнка» «Пирожки для Машеньки» Конструирование: «Забор вокруг дома», «Забор для утят», «Ворота», «Разноцветные ворота для машин». Дидактические игры: «Разбери фасоль и горох», «Не боюсь колючек», ««Цветные вкладыши», «Брызгалки». Пальчиковые игры: «С добрым утром», «Ай туки, туки, туки...», «Апельсин», «Зайка». Настольные игры. Консультация для родителей «Игротека». | Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. Познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей раскатывать «колбаску» прямыми движениями руки. Развивать восприятие формы и мелкую моторику. Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки теста, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. Упражнять в умении ставить кирпичики на узкую длинную сторону, плотно приставляя их друг к другу, располагая их на расстоянии друг от друга, около кубиков; Упражнять в умении делать перекрытие из кирпичика, располагая его плашмя на 2 цилиндра; на 2 кубика; на 2 кубика или кирпичика»; различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику; формировать умение раскладывать фасоль и горох и по разным емкостям; формировать умение вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета; развивать глазомер; формировать умение катать массажные мячи между ладоней. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета. Закреплять знание названий цветов. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами. Расширить знание родителей о развивающих играх по мелкой моторике. |
М А Р Т | Рисование «Клубочек для котика», «Вот такие ножки у сороконожки!». Лепка «Бублики-баранки» «Цветные карандаши» Конструирование: «Дом для животных», «Дом для матрёшки», «Дом», «Лесенка». Дидактические игры: «Переложи из одной емкости в другую», «Подбери крышку». Пальчиковые игры: «Обезьянки», «Ручки», «Поросята», «Часы». Настольные игры. Консультация для родителей «Игры между делом на кухне». | Учить детей рисовать круговыми движениями кисти клубки ниток. Развивать мелкую моторику рук. Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми: рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ сороконожки. Вызывать желание украсить сороконожку цветными пятнышками – самостоятельно рисовать «узор» пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать прямыми движениями «колбаску» и замыкать в кольцо, плотно прижимая её концы друг к другу. Развивать восприятие формы и мелкую моторику. Продолжать учить детей скатывать из теста шарики круговыми движениями вперёд – назад; с помощью пальцев один конец столбика, придавая ему форму карандаша. Закреплять умение различать и называть цвета. Упражнять в умении ставить кубики недалеко друг от друга, накладывать призму на кубики; ставить кирпичики на узкую длинную сторону на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы; приставлять кубики друг к другу, ставить кубик на кубик. Развивать мелкую моторику; формировать умение действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем бусины, крышки. Развивать гибкость пальцев. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами. Расширить знание родителей о развивающих играх по мелкой моторике. |
А П Р Е Л Ь | Рисование «Морские водоросли» «Вот какие у нас сосульки!» Лепка «Крошки для золотой рыбки», «Травка зеленеет». Конструирование: «Лесенка большая и маленькая», «Широкая лесенка с башней», «Горка», «Горка с дорожкой». Дидактические игры: «Выложи узор из пуговиц», «Чудесный мешочек», «Выложи из счётных палочек», ««Мозаика», «Пришей пуговицу». Пальчиковые игры: «Домик», «Дождик, дождик, веселей», «Улитка», «Вышла курочка гулять». Настольные игры. Рекомендации для родителей по мелкой моторике. | Познакомить детей с морем и его обитателями; формировать умение проводить вертикальные прямые линии и волнистые линии. Развиваем воображение, умение различать и называть цвет и форму предметов, мелкую моторику; воспитывать любовь к живой природе. Вызвать интерес к изображению сосулек. Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью. Развивать чувство формы и ритма. Учить детей отделять маленькие кусочки теста от большого куска. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; закреплять умение отщипывать небольшие кусочки теста от целого куска, раскатывать прямыми движениями «колбаски» - «травку», аккуратно выкладывать на «полянку» - картон. Упражнять в умении приставлять кубики друг к другу, ставить кубик на кубик, подбирать строительный материал по величине; соединять узкие длинные стороны, ставить кирпичик на кирпичик; приставлять призму к лестнице; пристраивать к скату горки дорожку из кирпичиков. Развивать мелкую моторику, гибкость пальцев, речь ребенка, сообразительность; формировать умение действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем пуговицу, мозайку. Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать соотносящие движения рук; учить действовать деревянной иглой. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами Расширить у родителей представление о мелкой моторике в развитии детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-830507-1476523388.jpg)
Мастер-класс с детьми и родителями средней группы комбинированной направленности "Пальчики-помощники" (Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)
Мастер-класс с детьми и родителями средней группыкомбинированной направленности "Пальчики-помощники"(Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-595786-1424240638.jpg)
План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503741-1413906487.jpg)
Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1377743-1642311957.jpg)
Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста
Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/26/picture-1439040-1695703602.jpg)
Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста «Наши пальчики»
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.Воспитатель собирает детей около себя:-Дети, посмотрите. что это стоит на столе?На столе стоит ми...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-241709-1610036349.jpg)
Программа дополнительного образования, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и...
- Мне нравится (1)