познавательно-речевое развитие детей .
методическая разработка на тему
Что относится к познавательно-речевому развитию. Игры и упражнения по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-rechevoe_razvitie_detey.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребёнка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
ФГОС ДО: Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте .
Познавательно-речевое развитие детей Познавательно-речевое развитие включает в себя: уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире; умение устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога; систематизацию знаний и представлений, их обобщение и применение в собственной продуктивной и речевой деятельности. В этой сфере происходит развитие ребёнка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребёнка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребёнка, становясь одним из необходимых условий познания. Образование, направленное на познавательное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, предполагает: опору на природную детскую любознательность; поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
Познавательно-речевое развитие детей опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; игры организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей; предоставление информации из разных областей культуры (речевой), математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности. В области естественных наук, экологии, здоровья, взрослые создают широкие возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле и т.п. При этом желательно опираться на привлекательные для детей занятия, такие как наблюдение за природными явлениями, жизнью растений и животных; составление гербариев; экспериментирование различными веществами (песком, водой, крупами, тестом), приборами и материалами (лупой, весами, магнитами и т.п.); исследование различных механизмов (часов, заводных игрушек и пр.), опробование свойств материалов и инструментов в процессе ручного труда; дидактическую игру.
Познавательно-речевое развитие детей Взрослые организуют экскурсии на природу, по городу, беседуют на интересные для детей темы, читают книги, проблематизируют привычные ситуации и т.п. Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. В сфере общественной жизни человека. Дошкольников знакомят с достопримечательностями родного края, рассказывают сказки, мифы и легенды народов мира, из которых дети могут узнать о жизни человека в древности и современности, о культуре разных народов. Желательно познакомить детей с основными профессиями, направлениями технического прогресса (средствами передвижения, связи и др.). При этом важно побуждать детей использовать полученные знания в интересных для них занятиях, сюжетно-ролевых играх, народных играх и забавах, приготовлении национальных блюд и т.п. Мы, педагоги, должны поощрять познавательные инициативы детей – выслушивать детские вопросы, одобрять рассуждения и самостоятельные умозаключения.
Познавательно-речевое развитие детей В воспитательно-образовательном процессе опора делается на такие виды познавательной активности, как наблюдение, познавательные беседы, экспериментирование. Познавательно-речевому развитию способствует и среда, созданная в групповых комнатах. В каждой группе необходим книжный уголок, уголок природы, театрализованная зона, целый ряд дидактических игр. Воспитатели беседуют с детьми на интересные для них темы, в совместной деятельности знакомят с детской художественной литературой, заучивают стихи, участвуют в театрализованных постановках. Дети способны рассказать знакомую сказку, иметь представления и знания о культуре русского народа, народа коми, знать основные профессии, транспортные средства, средства связи. Педагогические наблюдения подтверждают, что дети используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх, в общении друг с другом и с взрослыми. В течение всего периода работы с детьми уделяется внимание развитию диалогической речи детей, организованным формам обучения, индивидуальной работе с детьми, совместной деятельности педагога с дошкольниками.
Познавательно-речевое развитие детей Дети поступают в детский сад с низким речевым развитием, многие дети в младшей группе умеют произносить только отдельные фразы, у них практически отсутствует чувствительность к смысловой стороне языка. Необходимо обогатить словарный запас дошкольников, добиться позитивной динамики в звукопроизношении у детей. Сформировать умение задавать вопросы, высказывать свои суждения, делать несложные умозаключения, обсуждать возникающие проблемы, развивать у детей способность к активному слушанию детских произведений и их пониманию.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Приведем примеры игр и упражнений, направленных на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников. Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так, а затем предлагает ему составить рассказ по картинкам. Понимание грамматической конструкции предложений Наташа пошла гулять после того, как полила цветы. Ребёнка просят объяснить, что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы? Через много лет Серёже будет немного больше лет, чем Саше сейчас. Ребёнка просят ответить на вопрос: кто старше? (Саша.)
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Узнавание предметов по заданным признакам Инструкция. Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный. Кто обладает следующими признаками? — Пушистый, ходит, мяукает; О чем можно сказать: гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает? Кто или что может быть: высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким? Какому времени года соответствует следующее описание? День становится длиннее, все больше солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Мышление дошкольников по природе алогично, так как «не обременено знаниями». В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются: терпение; умение играть и верить в игру; принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка; подчеркивать неповторимость индивидуальность каждого ребенка; творчество.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека , делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое действие. Близкое знакомство с объектами природы формирует у детей собственные интересы и склонности. Предлагаем детям настольно-печатную игру по экологии «Деревья наших лесов», эта игра позволяет закрепить с детьми названия деревьев, научить детей видеть и различать цветущую ветвь, весенний побег, плоды растения, семя, лист. В этой игре так же развивается познавательно-речевая активность детей. Они могут сказать, как называется то или иное растение, где оно распространено, какими плодами оно плодоносит, какой формы лист данного растения и т.д. Изображения деревьев и их частей подходят для занятий в группах детского сада и индивидуально. Натуралистически исполненные картинки дадут детям ясное представление о деревьях в лесах и на территории нашей страны и обогатят знания о природе.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности Лес – уникальная экосистема и данный материал позволит лучше понять, насколько она хрупка. Развивающие игры помогают детям развивать звуковую культуру речи, сформировать словарный запас, освоить правильный грамматический строй речи, тренировать связную речь. Кроме того, выполнение заданий разовьёт зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, а раскрашивание картинок сформирует графические навыки у детей. Вот несколько образцов занимательных заданий: 1. Произнеси слова. Какими звуками они отличаются? 2. Какая картинка должна быть вначале, а какая - в конце? Расставь цифры по порядку. Придумай рассказ по этим картинкам. 3. Расскажи о каждом предмете: как он называется, из чего сделан, для чего нужен? 4. Соедини друг с другом стрелочками большой и маленький предметы. Назови большой предмет и ласково – маленький.
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей в исследовательской деятельности Исследовательская деятельность, как стержневая, может быть "обрамлена" другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания: Чтение небольшого художественного произведения, водящего в конкретную тему - затем собственно исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - затем продуктивная деятельность, продолжающая тему. Исследовательская деятельность - затем сюжетно-ролевая игра.
Познавательно-речевое развитие детей в исследовательской деятельности Доступные и интересные дошкольникам типы исследований: Опыты (экспериментирование). Коллекционирование (классификационная работа). Путешествие по карте. Путешествие «Назад в прошлое".
Познавательно-речевое развитие детей в исследовательской деятельности Критерием успешного продвижения ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста. Ребенок: Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы: "зачем?", "почему?", "как?"; Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения ("потому что.."); Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции); Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно « читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы; Записывает истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Развитие познавательно-речевых умений у детей подготовительной к школе группы через сказку
Рабочая программа...
"Развитие познавательно - речевой деятельности у детей дошкольного возраста"
Родителям на заметку....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...
Презентация «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В презентации освещены психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, этапы и виды экспериментальной деятельности и раскрыто влияние данной деятельности на познавательно-речевую активн...
Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»
В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....