Патриотическое воспитание дошкольников
статья (средняя группа) на тему
Данная статья-практический материал для педагогов ДОУ.В данной статье представлены важные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Швец Юлия Викторовна, заведующий
БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №396»
Мельготченко Елена Васильевна воспитатель БДОУ г. Омска
«Детский сад общеразвивающего вида № 396»
Патриотическое воспитание дошкольников.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит ,чем интересуется ребенок,о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителя. Воспитатель должен иметь желание и умения сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно. Ориентиром для этого служат возрастные особенности детей.
Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране[4].
Мы начинаем работать во второй младшей группе. Дети в этом возрасте любознательны, восприимчивы. Чувство патриотизма мы начинаем прививать с отношения к семье, самым близким: к маме, папе, бабушке и дедушке.
Мы с детьми изучаем такие темы как. «Я человек»; «Моя семья»; «Моя Родина Россия»; «Мой родной город».
Именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в обществе, в окружающем мире, этот возраст является самым благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родном крае, природе, истории, сформированные в детстве остаются в памяти человека на долгие годы, формирует такие черты характера, как патриотизм и любовь к Родине.
Развивая в ребенке чувство патриотизма мы ставим перед собой следующие задачи:
- создать условия для формирования любви и привязанности к своей семье;
- развивать интерес к русским традициям;
- формировать бережного отношения к природе, родному краю;
- знакомить детей с символами государства;
- развивать чувство ответственности;
- формировать бережное отношение к труду других людей.
Воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
- Мы посетили дом престарелых. Наши дети подготовили праздничный концерт к дню пожилых людей.
- Проводим беседы о родном городе;
- Используем иллюстрации;
- Разучиваем стихи и песни о Родине;
- К дню 70 лет победы подготовили большой праздничный концерт.
- Побуждаем детей уважать труд окружающих их людей.
- Знакомим с произведениями народного творчества.
- Приобщаем детей к посильному труду.
- Воспитываем уважение к старшим, Ветеранам ВОВ.
-Устраиваем выставки, тематические праздники, утренники.
- В нашем ДОУ есть мини музей «Русская изба»
Воспитание чувства патриотизма дошкольников процесс сложный и длительный. Эта кропотливая работа должна вестись систематически в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к родному краю, к своей стране [1].
Большая роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых: работа с родителями; проведение совместных экскурсий, встречи с тружениками тыла; встречи с военнослужащими; изготовление подарков для солдат к 23 февраля; совместные мероприятия с родителями посвященные дню защитника Отечества; показ связи поколений (генеалогическое древо), благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями, детьми, воспитателями.
По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.
Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими», и т.п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обязательного запоминания (например: 1941г.,1945г., 12 апреля 1961г., т.п.)
Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец», следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями [5].
Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Принимают участие в оформлении выставок. Обсуждают с нами вопросы воспитания на родительских собраниях. Участвуют в утренниках.
Мы вместе с родителями должны развить в ребенке любовь к своей семье, истории, родному краю.
Литература:
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель. 2007
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника. М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа,М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Микляева Н.В. Нравственно –патриотическое и духовное воспитание дошкольников.
- Ребенок в детском саду №2 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...