Консультация «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
консультация на тему

Рязапова Эльмира Ринатовна

Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

 

       К сожалению, наши дети стали меньше играть. У детей  отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Игра перестала носить творческий характер.

            В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

            Игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

            Главное условие реализации ФГОС ДОО - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким.

            Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую.  Таким образом, главная задача  ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

             Именно в игре ребёнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Игровая деятельность способствует всестороннему развитию личности: умственному, нравственному, эстетическому. физическому развитию.

Каковы же задачи игровой деятельности?

ü  развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);

ü  развитие воображения как основы творческой деятельности;

ü  развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

ü  формирование в процессе игр нестандартного мышления;

ü  развитие координации и мелкой моторики;

ü  организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий
 

Игровые методы в обучении детей

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. 

Функции игры: обучающая. мотивационная, коммуникативная, диагностическая, релаксационная, коррекционная.

            Роль воспитателя в игровой деятельности

Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель.

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т. д.) .

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибкими, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.

            Основные виды детских игр:

Сюжетно-ролевые: в ходе сюжетно-ролевых игр ребенок приобретает знания о том, как строятся взаимоотношения людей, учится общаться со сверстниками, «примеряет» на себя различные социальные роли. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Дидактические игры: эти игры построены по определенным правилам, которым ребенок должен следовать. Проводят их с использованием различных материалов, способствующих лучшему восприятию происходящего. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

Подвижные игры:  одно из признанных средств физического воспитания детей . Вырабатывает у детей сосредоточенность,  внимание  при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества.

Игры с предметами: игры,  в ходе которых ребенок непосредственно взаимодействует с теми или иными вещами.

Интеллектуальные игры: это различные головоломки, загадки, игры на развитие смекалки,  у старших дошкольников  - викторины и интеллектуальные конкурсы.

Театрализованные игры: дети знакомятся с литературой, учатся обыгрывать небольшие сказки. Такие игры развивает у детей интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

 

            В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида

«Лесная сказка»

Консультация

«Игра как  средство образовательной деятельности

 в условиях реализации ФГОС»

Воспитатель 1 кв.категории: Рязапова Э.Р.

пгт Талинка

Октябрьский район

ХМАО-Югра

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

        К сожалению, наши дети стали меньше играть. У детей  отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Игра перестала носить творческий характер.

           В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

        Игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

        Главное условие реализации ФГОС ДОО - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким.

        Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую.  Таким образом, главная задача  ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

         Именно в игре ребёнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Игровая деятельность способствует всестороннему развитию личности: умственному, нравственному, эстетическому. физическому развитию.

Каковы же задачи игровой деятельности?

  • развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);
  • развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  • формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  • развитие координации и мелкой моторики;
  • организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий

Игровые методы в обучении детей

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. 

Функции игры: обучающая. мотивационная, коммуникативная, диагностическая, релаксационная, коррекционная.

        Роль воспитателя в игровой деятельности

Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель.

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т. д.) .

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибкими, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.

        Основные виды детских игр:

Сюжетно-ролевые: в ходе сюжетно-ролевых игр ребенок приобретает знания о том, как строятся взаимоотношения людей, учится общаться со сверстниками, «примеряет» на себя различные социальные роли. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Дидактические игры: эти игры построены по определенным правилам, которым ребенок должен следовать. Проводят их с использованием различных материалов, способствующих лучшему восприятию происходящего. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

Подвижные игры:  одно из признанных средств физического воспитания детей . Вырабатывает у детей сосредоточенность,  внимание  при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества.

Игры с предметами: игры,  в ходе которых ребенок непосредственно взаимодействует с теми или иными вещами.

Интеллектуальные игры: это различные головоломки, загадки, игры на развитие смекалки,  у старших дошкольников  - викторины и интеллектуальные конкурсы.

Театрализованные игры: дети знакомятся с литературой, учатся обыгрывать небольшие сказки. Такие игры развивает у детей интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

        В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенкавливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающаяогонек пытливости и любознательнос...

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...

Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»

Презентация к опыту работы  по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...

Консультации " Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Данная консультаци расскрывает достоинства игровой деятельности в работе воспитателя....