Как подготовить ребенка к школе развивая произвольное внимание.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Потанькина Анна Юрьевна

Как подготовить ребенка к школе развивая произвольное внимание. 

Развитое произвольное внимание – это способность контролировать себя и направлять свое внимание на то дело, которое необходимо в данный момент. Развитый навык самоконтроля, является необходимым условием готовности к школе.

Важно помнить, что произвольное внимание само по себе не развивается. Его развитие тесно связано с развитием речи, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели, а также с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется пойти играть или смотреть мультфильмы, но нельзя. Он сегодня помогает накрыть на стол. Сначала нужно помочь взрослому. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

В этой статье я расскажу о том, как можно легко развивать ребенка, не прибегая к сложным воспитательным трюкам и психологическим уловкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnoe_vnimanie.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к школе развивая произвольное внимание.

Развитое произвольное внимание – это способность контролировать себя и направлять свое внимание на то дело, которое необходимо в данный момент. Развитый навык самоконтроля, является необходимым условием готовности к школе.

Важно помнить, что произвольное внимание само по себе не развивается. Его развитие тесно связано с развитием речи, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели, а также с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется пойти играть или смотреть мультфильмы, но нельзя. Он сегодня помогает накрыть на стол. Сначала нужно помочь взрослому. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Осознание цели своих действий – главное условие для возникновения произвольного внимания. 

Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы. Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности и неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

Дети 5-7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют сосредоточения. Требования взрослого точно и равномерно заштриховать контур предмета или точно по сигналу переходить на музыкальных занятиях с бега на прыжки, а затем на медленный шаг тренируют волевое внимание детей. Оно непосредственно связано с овладением речью, так, как только в словах может быть выражена цель деятельности.

Умение подчинять свое внимание требованиям, а затем и понимание необходимости этого представляют собой начальную форму управления ребенком своей психической деятельностью.

Можно играть в подобные игры:

 «Робот» по команде взрослого ребенок поднимает ногу, делает шаги, приседает, замирает на месте, марширует и т.д. Роботом управляет взрослый. Задача ребенка –выполнять команды.

Хождение по прямой линии. Такое упражнение можно включать в процесс игры с ребенком, когда нужно преодолеть препятствия на пути к призу, кладу и т.д.

«Да и Нет не говори» Ребенку предлагается ответить на вопросы, развернутым предложением, не используя «да» и «нет». Например: Ты мальчик (девочка)? Тебе 6 лет? Ты живешь в городе? Ты ходишь в садик? и т.д. В такую игру хорошо играть по дороге в садик и обратно. Сегодня на улице снег? Мы идем в садик? На тебе одета шапка? и пр.

«Запретное движение» Ребенку предлагается повторять движения взрослого, НО одно из движений запрещено. Взрослый делает несколько разрешенных для повторения движений, а затем запрещенное. Задача ребенка повторять разрешенные, и не повторять запрещенные. Замените скучную утреннюю зарядку этой забавной игрой и привьете любовь к спорту себе и ребенку.

«Съедобное – не съедобное» Взрослый кидает мяч, называя различные предметы, продукты и т.д. Задача ребенка оставлять мяч, если съедобно, и отбивать мяч или кидать Вам мяч с аналогичным вопросом если не съедобно. Возможные альтернативы игры: «Живое – не живое», «двигается – не двигается» и т.д. Кроме произвольности внимания, эта игра хорошо развивает кругозор.

«Запомни и повтори движения» здесь все зависит от вашей фантазии и желания двигаться вместе с малышом. Подходит серия любых движений (хлопки, прыжки, повороты, стояние на одной ноге и пр.) начните с серии 3-4 движений и следите за вниманием ребенка, со временем увеличьте количество движений. Главное запомнить их лучше ребенка!

Несколько упражнений на расслабление.

“Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды (Проговаривайте вслух последовательность таяния).

“Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.

Последнее упражнение помогает расслабиться не только ребенку, но и взрослому в стрессовой ситуации.

Привлекайте ребенка к помощи в домашних делах: приготовьте все необходимые ингредиенты и попросите замесить тесто, замариновать курицу, помыть посуду после семейного ужина.  Старайтесь сделать это интересным совместным занятием, а не тяжелой семейной обязанностью.

И как бонус этих игр и занятий, Вы узнаете много интересного о жизни сына или дочери и построите близкие, гармоничные отношения.

Желаю успеха и взаимной радости от общения с ребенком!

С уважением, психолог Потанькина Анна Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Развиваем произвольное внимание и память.

Преемственность школы и детского сада....

Консультация для родителей "Что нам поможет в школе? Развиваем мышление, внимание, память"

quot;В данной консультации родителям предложены простые задания на развитие мышления, внимания и памяти. Родители могут делать упражнения в домашних условиях, что сможет подготовить детей к школе....

Игры для подготовки ребенка к школе. Развиваем внимание

Игры для подготовки ребенка к школе.Развиваем внимание. Дети в дошкольном возрасте пока ещё не умеют по команде «включать» свою наблюдательность. А в школе это пон...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Родительское собрание «Психологические особенности ребенка, идущего в школу. Как подготовить ребенка к школе»

Задачи:• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.• Вырабатывание совместного решения для улучшения п...