Рабочая программа по кружку "Арлекино"
материал (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа по кружку "Арлекино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhku_arlekino.docx72.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки»

Рассмотрено и принято

на ПС №1

от «_____»________________ 2015 г.

Утверждаю: Заведующий МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки»

____________________В.В. Чалова

Приказ №____ от «_____»_______________ 2015 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

дополнительного дошкольного образования

художественно-эстетической направленности

для детей дошкольного возраста 5-7 лет

«Арлекино» 

(театрализованная деятельность)

Молдованова Валентина Витальевна

1 квалификационная категория 

г. Вольск, 2016

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

  • Актуальность, новизна программы
  • Содержание программы
  • Учебный план, график
  • Возрастные особенности детей

4

4

6

7

Календарно-тематический план

9

Планируемые результаты освоения детьми

программы

18

Оценка индивидуального развития детей

(педагогическая диагностика) в ходе внутреннего

мониторинга.

18

Методическое обеспечение

21

1.   Паспорт Программы

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа  по театрализованной деятельности  «Арлекино» для детей старшего дошкольного возраста.

Заказчик программы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки»

Руководитель

Молдованова Валентина Витальевна (воспитатель)

Целевая группа

Дети -5-7 лет

Цель Программы

Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов театральной деятельности

Задачи программы

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно го освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельно сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Направление

«Художественно-эстетическое»

Вид деятельности

театрализованная

Срок реализации Программы

2 года

2. Пояснительная записка

Человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рождён для добра и любая деятельность должна, прежде всего, учить его добру – не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста.

Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлечённости, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

В нашем детском саду на протяжении одного года я руковожу театральным кружком «Маленькие волшебники», где веду планомерную работу по развитию творческой инициативы и театрально-игрового творчества. Театральный кружок работает по программе «Театр – творчество - дети» авторы: Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. Направлен на раскрытие духовного и творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника, на создание максимально комфортных условий для полноценного и продуктивного общения со сверстниками, педагогами, взрослыми, и на успешную социализацию в современном мире.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.

 Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

 Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Содержание программы:

Программа состоит из пяти разделов:

  • 1.     Театральная игра.
  • 2.     Этюды.
  • 3.     Ритмопластика.
  • 4.     Культура и техника речи.
  • 5.     Работа над спектаклем.

Занятия строятся по единой схеме:

  • -         введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • -         театрализованная деятельность (в разных формах);
  • -         эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Формы и режим занятий кружка:

Программа рассчитана на два учебных года.

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

  • Чтение и совместный анализ сказок.
  • Проигрывание отрывка из сказок.
  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  • Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Словесные, настольные и подвижные игры.
  • Пантомимические этюды и упражнения.
  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковые игры со словами.
  • Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

  • Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
  • Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
  • Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
  • При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Учебный план  театральной студии  с детьми от 5 до 6 лет

№п/п

Наименование раздела

Кол-во занятий в год

Из них

Итоговое занятие

Теоретич

Прак-тич.

Вводная часть.

1

1

-

-

Театральная игра

11

2

9

Этюды

11

1

10

Ритмопластика

3

-

3

Культура и техника речи

9

2

7

Итоговая постановочная работа

1

-

-

1

Итого

36

6

29

1

                                  Учебный график

п/п

Возрастная группа

Кол-во детей группе

Количество часов

Длитель-ность одного занятия

в неделю

на группу

В месяц

на группу

Общее количество часов в год

1.

5-6 лет

9

25 мин

2х25 мин =

50 мин

8х25 мин =

3 часа 20 мин

72 х25 мин =

30 часов

Учебный план  театральной студии  с детьми от 6 до 7 лет

№п/п

Наименование раздела

Кол-во занятий в год

Из них

Итоговое занятие

Теоретич

Прак-тич.

Вводная часть.

1

1

-

-

Театральная игра

11

1

9

Этюды

11

1

10

Ритмопластика

3

-

3

Культура и техника речи

9

1

7

Итоговая постановочная работа

1

-

-

1

Итого

36

4

31

1

Учебный график

п/п

Возрастная группа

Кол-во детей группе

Количество часов

Длитель-ность одного занятия

в неделю

на группу

В месяц

на группу

Общее количество занятий в год

1.

6-7 лет

9

30 мин

2х30 мин =

60 мин

8х30 мин =

4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

72 х30 мин =

36 часов

Возрастные особенности

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

В играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.  Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


Тематический план  на 2015-2016г.г. (5-6 лет)

месяц

Тема занятия

Содержание

Форма организации

Сентябрь

Вводное

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

«Пойми меня»

 

«Игры с бабушкой Забавушкой »

  1. Первое посещение кружка
  2. Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.  Имитационные этюды.
  3. Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.
  4. Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

 

Знакомство с русскими народными костюмами

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

Октябрь

«Колобок не тот, а другой»

«Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок»

«Очень жить на свете туго без подруги и без друга»

«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»

  1. Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.
  2. Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»
  3. Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
  4. Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

 

 

 

 

Игра «Скажи о друге ласковое слово».

Ноябрь

«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»

Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»

«Вот как я умею»

«В тесноте да не в обиде »

  1. Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья».
  2. Общий танец.
  3. Драматизация сказки «Лучшие друзья».
  4. Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».
  5. Отгадывание загадок.. Веселый танец.

Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений

 

Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».

Декабрь

«Дайте срок, построим теремок»

«Ох, красивый теремок, очень, очень он высок»

Показ сказки «Теремок» родителям своей группы

  1. Отгадывание загадок по сказке. Имитационные  упражнения под музыку. Веселый танец.
  2. Драматизация сказки «Теремок»

Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским.

 

Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка

.Январь

«Игровой урок»

 «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

«Кто зайчишке бы помог?

Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам.

  1. Этюды на выразительность движений.

  1. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды.

  1. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.

Этюды на выразительность основных эмоций.

 

Обогатить словарь: ледяная, лубяная

 

 

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

 

 

Февраль

«Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»»

 

«Только «мяу» где сыскать?»

 

«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»

 

«Невоспитанный мышонок один остался, без друзей»

  1. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
  2. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кто сказал?».
  3. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»
  4. Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация.

Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)

Упражнение в интонировании диалогов.

 

 

 

 

 

Март

«Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался»

 

«Сказка о невоспитанном мышонке»

«Сказка об умном мышонке»

 

Показ сказки мамам

  1. Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения  (выразительности эмоции грусти и радости)
  2. Подготовка к драматизации.
  3. Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми.

Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спаси -бо, извините, радостно, привет- ливо, небрежно, угрюмо, уверен-но, вежливо .)

 

 

Апрель

«Упрямые ежата

 

«Вот так яблоко

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить»

«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири »

  1. Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме.
  2. Рассказывание  сказки В.Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения.
  3. Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

  1. Сюрпризный момент. Рассказывание  и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра..

Хакасская народная сказка «Лисичкин пир»

 

 

 

Игра на выразительность мимики.

 

 

Рассматривание иллюстраций, музыкальных инструментов хакасских, их характерные особеностию.

Май

«Каждый хочет спрятаться под маленький гриб»

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет»

«Вот так гриб-великан, всем хватило место там»

Показ сказки родителям и детям «под грибом»

Сюрпризный момент -    загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом».

 

Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Пляски героев.

 

 

Игра-конкурс «Попросись под грибок»

 

 

Игра-имитация «Пойми меня».

Тематический план  на 2016-2017 г.г. (6-7 лет)

Месяц

Мероприятие

Цель

Оборудование

октябрь

1.Беседа с детьми "Что такое театр"

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров

Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам;

Иллюстрации театров

2. Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)

(Демонстрация сказки «Под грибком»  на фланелеграфе) .

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; Воспитывать желание узнать новое.

фланелеграф

3. . "Сочиняем сами".

(Настольный театр сказка Кот, лиса и петух») .

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети;

Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей; Развивать связную речь детей (диалогическую) ;

Формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций.

Ложковый театр

4. Знакомство с пиктограммами

(пантомимы «Раздумье», «Я не знаю», «Вкусные конфетки») .

Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру;

Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;

Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.

пиктограммы

Ноябрь

1. Игры на развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол», «Удивленный бегемот».

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

Развивать дикцию;

Учить строить диалоги;

Воспитывать терпение и выдержку;

2. Просмотр театральной постановки

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству;

Активизировать познавательный интерес к театру;

Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки";

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты,  актер.

Ширма, театр игрушек

3. Ритмопластика.

Развивать у детей умение пользоваться жестами;

Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность;

Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.

4. . Какое у тебя настроение.

Занятие – игра «Солнышко и паровозик»

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) ;

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; Воспитывать желание помочь товарищу;

Д\И «Настроение»

Декабрь

1. . Игровой тренинг. Сказка «Рукавичка».

Развивать находчивость, воображение, фантазию;

Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

Развивать подражательные навыки и фантазию;

Ширма, куклы Би-ба-бо

2. . Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Рукавичка».

Цели:

Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений;

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Развивать творчество, воображение и фантазию.

Маски

3. Беседа - диалог. Генеральная репетиция в костюмах.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

Побуждать детей к активному участию в театральной игре;

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь;

Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Ширма, маски

4. Выступление со сказкой «Рукавичка» перед родителями и детьми. Работа над фотоальбомом "В гостях у сказки".

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях;

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей, родителей и педагога).

Ширма, маски

Январь

1.«В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; Познакомить с театром рук;

Воспитывать партнерские отношения между детьми;

Учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

«Пальчиковый театр»

2. Сказка «Лисичка со скалочкой».

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения;

Учить сочетать речь с пластическими движениями;

Побуждать участию в театральной игре.

Картинки к сказке

3. Распределение ролей в сказке «Лисичка со скалочкой». Пластические импровизации.

Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;

Выражать состояние персонажа с помощью мимики;

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

февраль

1. . Выступление со сказкой «Лисичка со скалочкой».

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;

Воспитывать чувство коллективного творчества.

Ширма, маски

2. . Стендовые театрализованные игры «Теремок», «Колобок».    

Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных;

Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому.

Фланелеграф.

3. Знакомство со сказкой «Волшебная сметана»

Распределение ролей.

Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;

Воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Текст сказки

4. . Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Познакомить детей со сценарием постановкой сказки;

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей

Ширма, маски

Март

1. . Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь детей;

Расширять образный строй речи;

Воспитывать уверенность.

2. Драматизация сказки «Волшебная сметана»

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным

3. Техника речи.

Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.

Воспитывать уверенность.

4. Знакомство с музыкальной сказкой «Волк и семеро козлят на новый лад».

Познакомить детей с новым видом сказки – музыкальной сказкой;

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения;

Апрель

1. Разучивание слов песен сказки.

Учить детей передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой;

Развивать память, внимание детей;

Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

2. . Мастерская актера.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке; Развивать творчество и фантазию;

Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.

Картон, ножницы, гуашь.

3. . Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь детей;

Расширять образный строй речи;

Воспитывать уверенность.

Ширма, маски

4. Работа с костюмами

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению;

Развивать самостоятельность, творчество, фантазию;

Развивать эстетические чувства;

Воспитывать желание помочь товарищу;

Май

1. Репетиция.

Определить готовность детей к показу сказки;

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

2. . Репетиция.

Определить готовность детей к показу сказки;

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Показать образы животных через пластические возможности своего тела;

Развивать умение оправдывать свои действия;

Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

3. Показ сказки "Волк и семеро козлят на новый лад"

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену;

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Развивать воображение и веру в сценический замысел;

Поднять эмоциональный настрой детей.

Декорации, костюмы,


3.  Планируемые результаты освоения детьми  программы:

-   умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

-         умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;

-         запоминают и описывают внешний вид любого ребенка;

-         умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно;

-         умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;

-         умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

-         умеют сочинять этюды по сказкам;

-         умеют строить простейший диалог.

4. Оценка индивидуального развития детей  (педагогическая диагностика) в ходе внутреннего  мониторинга.

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

               

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений

театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

      Низкий уровень (7-10 баллов).

      Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.


Используемая литература

  1. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  5. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...