Программа театрального кружка
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа театрального кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «УЛЫБКА»
ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МБДОУ Д\С *АНТОШКА*
ВОСПИТАТЕЛЬ ВАРЫГИНА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ПУЗАКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ- ШУРЛАКОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.»
В.А.Сухомлинский
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место…»
Б.М.Теплов
Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыкально-театральная деятельность. Театр связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, связной речи;
созданием положительного эмоционального настроения, снятием напряженности.
Сегодня актуально звучат идеи педагогов и психологов о том, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. Музыка способна развить слух, занятия хореографией способствуют развитию эмоционально-волевей сферы, координацией движений, пространственной ориентировки, гибкости, повышению жизненного тонуса, это способствует укреплению здоровья детей. Именно театр, вбирающий в себя все виды искусства, требующий умений и навыков и при этом остающийся игрой, позволяет наиболее полно проявиться детским способностям. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Предлагаемая комплексная программа предназначена для работы с детским музыкальным театром. Цель - комплексный подход к гармоничному раскрытию потенциала ребенка, его актерских данных и творческих способностей.
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка видеть прекрасное вокруг, любить природу, людей, и воспроизводить жизнь на сцене, оценивая ее такой, какая она есть.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
-Закон об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан.
-Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 года.
-Конвенция о правах ребенка.
-Концепция развития ДОУ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
: Способствование формированию знаний, умений, навыков средствами театрализованной деятельности у детей.
:- Приобщение детей к театральной культуре в системе искусства
- Формирование навыков грамотной сценической речи и сценической пластики.
- Обучение этюдам и тренингам.
: Создание дружного, крепкого союза детей, педагогов и родителей.
-Воспитание чувства ответственности, работоспособности, дисциплинированности.
-Воспитание патриотизма.
-Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни ребенка.
: Развитие творческих способностей детей средствами музыки, театрализации.
-Создание условий для проявления детьми личностных качеств: самопознание и саморазвитие.
-Развитие природных способностей детей средствами всех видов искусств.
-Развитие коммуникативных умений общаться с взрослыми.
В основе театра лежит принцип коллективного творчества детей, педагогов, художника - декоратора, мастера по пошиву театральных костюмов, аранжировщика, каждый из которых вносит неповторимый вклад в его деятельность. Реализованная на практике идея работы сообща, коллективно придумывать, сочинять, воплощать ее в жизнь дает видимый результат. Поставлено несколько развернутых спектаклей, с яркими театральными костюмами, сценографией, богатыми музыкальными аранжировками. Постоянными зрителями являются воспитанники детских садов, ветераны войны и труда, учащиеся начальных классов СОШ.
Сюжеты сказок педагог придумывают вместе с детьми, где определяют события, происходящие с героями. Стараются не использовать сказки в готовом виде, примеры поступков и действий героев приводят из своей детсадовской, школьной или домашней жизни. Для удобства запоминания текстов педагоги стараются свои рассказы перевести в рифмованные формы. Сюжетная линия сказок выстроена так, что герои чему-то учатся, узнают, сравнивают, поучают. Конфликты добра и зла, обязательное присутствие как положительных, так и отрицательных героев, а в финале- победа Добра, трудолюбия и дружбы. Важное место занимает в восприятии ребенка музыка, которая составляет неотъемлемую часть спектакля. Именно она помогает точнее передать атмосферу происходящих событий.
Программа музыкального театра разработана с учетом потребностей детей и родителей, рассчитана на детей в возрасте с 5 до 7 лет (старший и подготовительный к школе возраст). Идея программы заключается в формировании театральной, музыкальной культуры детей этого возраста, в обучении осознавать свои возможности и перспективы, важно, чтобы обучение помогло утвердиться в себе, и предлагала включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – не более 4 ч. в неделю. Данная программа рассчитана на 2 года.
Предполагаемые результаты работы театрального кружка:
- Владение детьми речевыми, интонационными выразительными средствами
- Владение детьми всеми видами театральной деятельности
- Участие детей в городских и районных конкурсах
- Открытые показы театрализованных представлений для родителей, воспитателей и других организаций
Итоговые занятия планируются проводить в форме концертов, театрализованных постановок для детей и родителей на праздниках, утренниках и развлечениях, фотовыставок, видеофильмов.
В программе предполагается система занятий, основанная на единстве обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие детей осуществляется по мере овладения ими теоретических и практических знаний по основам театральной игры, культуры техники речи, ритмопластике, вокалу и хореографии.
Учитывая психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста, развитие деятельности включает в себя разучивание, приемам рефлексии, пробуждая интерес к новым формам. Этот возрастной период называют периодом «первого вытяжения «когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Развитие опорно-двигательной системы еще не завершено. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия тела ребенка. Поэтому занятия в театре построены на смене действий.
Все занятия проводятся в интересной форме, основываясь на сюжетном построении, в зависимости от различных факторов, погодных условий, психического состояния и настроения детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических игр или упражнений, или с различных занимательных игр. Занятия в детском театре построены на индивидуальном подходе, уважении к личности каждого ребенка, вере в его способности и возможности. Поощряя и отмечая удачную находку, новое решение творческой задачи, происходит незаметное для глаз ребенка воспитание самостоятельности и уверенности в собственных силах.
Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов организации учебно-познавательной деятельности:
-СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, рассказ новой темы ) ;
-НАГЛЯДНЫЕ ( таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций ) ;
-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( выполнение этюдов, упражнений, заданий на сцене, пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;
-РАЗВИВАЮЩИЕ ( тренинги и упражнения на развитие творческих способностей ) .
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ :
- Групповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.
- Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на сцене.
В музыкальном театре у детей формируются: умения и навыки общения, смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свое умение сосредоточить внимание на поставленной задаче; расширяется кругозор. Программа в комплексе призвана содействовать формированию физически – здоровых детей, умеющих правильно и четко говорить, красиво двигаться, понимать литературные и музыкальные произведения, уметь танцевать и петь. Ребенок становится более раскрепощенным, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия в театре необычные, проводить их нужно эмоционально и увлекательно. От педагогов требуется хорошее настроение, и доброжелательность Занятия в музыкальном театре способствуют приобретению у воспитанников доброты, смелости, дружелюбия, товарищества, добродушия, веры, правдивости, честности. Программа театра основана на « механизме» сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогам и детям почувствовать себя в различных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОЗИТИВНОСТИ. Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы, помощи сотрудничества во всех видах и формах музыкально-театральной деятельности.
ДУХОВНОСТИ. Установление связи между высшими ценностями : добром, красотой, здоровьем, внутренним миром человека, поведением, смыслом жизни через включение ребенка в мир образов и чувств и понимания эмоционально- ценностного смысла.
ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИТИЯ. Максимальный учет психического своеобразия и индивидуальных способностей, уважение интересов желаний и возможностей каждого ребенка.
СПИРАЛЕВИДНОГО УСЛОЖНЕНИЯ МАТЕРИАЛА. Обучение от простого к сложному, при восхождении воспитанника на новую ступень во всех видах музыкальной деятельности, усложнение материала; совершенствование умений и навыков воспитанников на новом витке развития.
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ТИПА ОБРАЗОВАНИЯ. Формирование у ребенка представлений о целостности искусства, своей личной эмоционально- чувственной и рациональной сопричастности к окружающей реальности.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Ведущая работа над развитием личности воспитанника : личностно- ориентированный подход в организации деятельности, создание условий, благоприятных для самопознания, саморазвития, формирования адекватной самооценки, помощи в осмыслении, включения в общее дело.
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. | Практич. | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Психогимнастика | 10 | 1 | 9 |
3 | Знакомство с видами театров | 9 | 7 | 2 |
4 | Этюды и упражнения на развитие психических процессов | 9 | 4 | 5 |
5 | Постановочная работа | 5 | 2 | 3 |
6 | Выступления | 2 | - | - |
Всего | 26 | 17 | 19 |
Репертуар
- Стихотворения Бориса Заходера, Эдуарда Успенского ,Сергея Михалкова, Агнии Барто, Самуила Маршака, Мусса Джалиля,Корнея Чуковского
- Сказки народов мира: русские народные сказки «Колобок», «Теремок»,»Гуси-Лебеди» Драматизация сказок.
- Авторские сказки Сутеева, Тукая
Музыкальный репертуар
- Музыкальные сказки
- Разучивание песен из мультфильмов
Рекомендуемый список литературы для педагогов:
- Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»
- Т.И.Петрова, Я.Я.Сергеева, Я.С.Петрова «Театральные игры в детском саду»
- И.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
- Дошкольное воспитание,2014-2015гю.
- Музыкальная палитра, 2014-2015г.
- Музыкальный руководитель, 2015-2016 г.
Рекомендуемый список литературы для педагогов:
- Хрестоматия для детей
- Большая книга для детского сада
- Энциклопедия этикета
- Детская энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/27/picture-88352.jpg)
Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет
Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...
Программа театрального кружка "Теремок"
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у дете...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372232-1387762612.jpg)
Программа театрального кружка "Мы артисты"
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деят...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-828617-1589481400.jpg)
Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»
Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/18/picture-1124317-1647577295.jpg)
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/03/picture-1308473-1712124618.jpg)
Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...