Программа театрального кружка
рабочая программа (средняя группа) на тему

Варыгина Людмила Петровна

Программа театрального кружка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «УЛЫБКА»

ГРУППЫ  КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ   МБДОУ Д\С *АНТОШКА*

ВОСПИТАТЕЛЬ ВАРЫГИНА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ПУЗАКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ- ШУРЛАКОВА  ЕЛЕНА  ГЕННАДЬЕВНА.

                                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность   в  красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.»

В.А.Сухомлинский

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место…»

Б.М.Теплов

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыкально-театральная деятельность. Театр связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

-воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, связной  речи;

созданием положительного эмоционального настроения, снятием напряженности.

Сегодня актуально звучат идеи педагогов и психологов о том, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. Музыка способна развить слух, занятия хореографией способствуют развитию эмоционально-волевей сферы, координацией движений, пространственной ориентировки, гибкости, повышению жизненного тонуса, это способствует укреплению здоровья детей. Именно театр, вбирающий в себя все виды искусства, требующий умений и навыков и при этом остающийся игрой, позволяет наиболее полно проявиться детским способностям. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Предлагаемая комплексная программа предназначена для работы с детским музыкальным театром. Цель - комплексный подход к гармоничному раскрытию потенциала ребенка, его актерских данных и творческих способностей.

Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка видеть прекрасное вокруг, любить природу, людей, и воспроизводить жизнь на сцене, оценивая ее такой, какая она есть.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

-Закон об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан.

-Концепция модернизации Российского образования на период до 2012 года.

-Конвенция о правах ребенка.

-Концепция развития ДОУ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

: Способствование формированию знаний, умений, навыков средствами театрализованной деятельности у детей.

:- Приобщение детей к театральной культуре в системе искусства

- Формирование навыков грамотной сценической речи и сценической пластики.

- Обучение этюдам и тренингам.

: Создание дружного, крепкого союза детей, педагогов и родителей.

-Воспитание чувства ответственности, работоспособности, дисциплинированности.

-Воспитание патриотизма.

-Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни ребенка.

: Развитие творческих способностей детей средствами музыки, театрализации.

-Создание условий для проявления детьми личностных качеств: самопознание и саморазвитие.

-Развитие природных способностей детей средствами всех видов искусств.

-Развитие коммуникативных умений общаться с взрослыми.

В основе театра лежит принцип коллективного творчества детей, педагогов, художника - декоратора, мастера по пошиву театральных костюмов, аранжировщика, каждый из которых вносит неповторимый вклад в его деятельность. Реализованная на практике идея работы сообща, коллективно придумывать, сочинять, воплощать ее в жизнь дает видимый результат. Поставлено несколько развернутых спектаклей, с яркими театральными костюмами, сценографией, богатыми музыкальными аранжировками. Постоянными зрителями являются воспитанники детских садов, ветераны войны и труда, учащиеся начальных классов СОШ.

Сюжеты сказок педагог придумывают вместе с детьми, где определяют события, происходящие с героями. Стараются не использовать сказки в готовом виде, примеры поступков и действий героев приводят из своей детсадовской, школьной или домашней жизни. Для удобства запоминания текстов педагоги стараются свои рассказы перевести в рифмованные формы. Сюжетная линия сказок выстроена так, что герои чему-то учатся, узнают, сравнивают, поучают. Конфликты добра и зла, обязательное присутствие как положительных, так и отрицательных героев, а в финале- победа Добра, трудолюбия и дружбы. Важное место занимает в восприятии ребенка музыка, которая составляет неотъемлемую часть спектакля. Именно она помогает точнее передать атмосферу происходящих событий.

Программа музыкального театра разработана с учетом потребностей детей и родителей, рассчитана на детей в возрасте с 5 до 7 лет (старший и подготовительный к школе возраст). Идея программы заключается в формировании театральной, музыкальной культуры детей этого возраста, в обучении осознавать свои возможности и перспективы, важно, чтобы обучение помогло утвердиться в себе, и предлагала включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – не более 4 ч. в неделю. Данная программа рассчитана на 2 года.

Предполагаемые результаты работы театрального кружка:

  1. Владение детьми речевыми, интонационными выразительными средствами
  2. Владение детьми всеми видами театральной деятельности
  3. Участие детей в городских и районных конкурсах
  4. Открытые показы театрализованных представлений для родителей, воспитателей и других организаций

Итоговые занятия планируются проводить в форме концертов, театрализованных постановок для детей и родителей на праздниках, утренниках и развлечениях, фотовыставок, видеофильмов.

В программе предполагается система занятий, основанная на единстве обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие детей осуществляется по мере овладения ими теоретических и практических знаний по основам театральной игры, культуры техники речи, ритмопластике, вокалу и хореографии.

Учитывая психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста, развитие деятельности включает в себя разучивание, приемам рефлексии, пробуждая интерес к новым формам. Этот возрастной период называют периодом «первого вытяжения «когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Развитие опорно-двигательной системы еще не завершено. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия тела ребенка. Поэтому занятия в театре построены на смене действий.

Все занятия проводятся в интересной форме, основываясь на сюжетном построении, в зависимости от различных факторов, погодных условий, психического состояния и настроения детей. Они могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических игр или упражнений, или с различных занимательных игр. Занятия в детском театре построены на индивидуальном подходе, уважении к личности каждого ребенка, вере в его способности и возможности. Поощряя и отмечая удачную находку, новое решение творческой задачи, происходит незаметное для глаз ребенка воспитание самостоятельности и уверенности в собственных силах.

Поставленные задачи достигаются при использовании следующих методов организации учебно-познавательной деятельности:

-СЛОВЕСНЫЕ (объяснение, рассказ новой темы ) ;

-НАГЛЯДНЫЕ ( таблицы, схемы, рассматривание иллюстраций ) ;

-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( выполнение этюдов, упражнений, заданий на сцене, пение вокальных произведений, исполнение танцев ) ;

-РАЗВИВАЮЩИЕ ( тренинги и упражнения на развитие творческих способностей ) .

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ :

  1. Групповая – сплочение детей в единый коллектив, выполнение заданий всеми детьми.
  2. Индивидуальная – выявление индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  3. Парная – «пристройка» к партнеру, чувствование и понимание его на сцене.

В музыкальном театре у детей формируются: умения и навыки общения, смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свое умение сосредоточить внимание на поставленной задаче; расширяется кругозор. Программа в комплексе призвана содействовать формированию физически – здоровых детей, умеющих правильно и четко говорить, красиво двигаться, понимать литературные и музыкальные произведения, уметь танцевать и петь. Ребенок становится более раскрепощенным, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Занятия в театре необычные, проводить их нужно эмоционально и увлекательно. От педагогов требуется хорошее настроение, и доброжелательность Занятия в музыкальном театре способствуют приобретению у воспитанников доброты, смелости, дружелюбия, товарищества, добродушия, веры, правдивости, честности. Программа театра основана на « механизме» сотрудничества, сотворчества и содружества педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогам и детям почувствовать себя в различных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПОЗИТИВНОСТИ. Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы, помощи сотрудничества во всех видах и формах музыкально-театральной деятельности.

ДУХОВНОСТИ. Установление связи между высшими ценностями : добром, красотой, здоровьем, внутренним миром человека, поведением, смыслом жизни через включение ребенка в мир образов и чувств и понимания эмоционально- ценностного смысла.

ЦЕЛОСТНОСТИ РАЗВИТИЯ. Максимальный учет психического своеобразия и индивидуальных способностей, уважение интересов желаний и возможностей каждого ребенка.

СПИРАЛЕВИДНОГО УСЛОЖНЕНИЯ МАТЕРИАЛА. Обучение от простого к сложному, при восхождении воспитанника на новую ступень во всех видах музыкальной деятельности, усложнение материала; совершенствование умений и навыков воспитанников на новом витке развития.

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОГО ТИПА ОБРАЗОВАНИЯ. Формирование у ребенка представлений о целостности искусства, своей личной эмоционально- чувственной и рациональной сопричастности к окружающей реальности.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Ведущая работа над  развитием личности воспитанника : личностно- ориентированный подход в организации деятельности, создание условий, благоприятных для самопознания, саморазвития, формирования адекватной самооценки, помощи в осмыслении, включения в общее дело.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Психогимнастика

10

1

9

3

Знакомство с видами театров

9

7

2

4

Этюды и упражнения на развитие психических процессов

9

4

5

5

Постановочная работа

5

2

3

6

Выступления

2

-

-

Всего

26

17

19

Репертуар

  1. Стихотворения Бориса Заходера, Эдуарда Успенского ,Сергея  Михалкова, Агнии  Барто, Самуила Маршака, Мусса  Джалиля,Корнея Чуковского
  2. Сказки народов мира: русские народные сказки «Колобок», «Теремок»,»Гуси-Лебеди» Драматизация сказок.
  3. Авторские сказки Сутеева, Тукая

Музыкальный репертуар

  1. Музыкальные сказки
  2. Разучивание песен из мультфильмов

Рекомендуемый список литературы для педагогов:

  1. Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»
  2. Т.И.Петрова, Я.Я.Сергеева, Я.С.Петрова «Театральные игры в детском саду»
  3. И.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
  4. Дошкольное воспитание,2014-2015гю.
  5. Музыкальная палитра, 2014-2015г.
  6. Музыкальный руководитель, 2015-2016 г.

Рекомендуемый список литературы для педагогов:

  1. Хрестоматия для детей
  2. Большая книга для детского сада
  3. Энциклопедия этикета
  4. Детская энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...

Программа театрального кружка "Теремок"

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у дете...

Рабочая программа театрального кружка

Рабочая программа театрального куружка для детей 5-6 лет...

Программа театрального кружка "Мы артисты"

Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деят...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...