Консультация для воспитателей "Роль семьи в воспитании юного патриота"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Нравственное воспитание ребенка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственное воспитание ребенка | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в воспитании юного патриота»
«Любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания». Гражданская позиция ребенка – дошкольника формируется как в детском саду, так и семье. Детский сад призван оказывать семье постоянную и действенную помощь в воспитании будущего гражданина.
Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы помочь родителям осознать что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребенка – это мир, в котором закладываются и формируются трудолюбие, честность, отзывчивость.
Именно поэтому я уделяю большое внимание работе с родителями, укрепляя статус семьи в нравственном становлении детей. Это проходит через различные формы работы.
Важное место в работе с родителями по патриотическому воспитанию занимают родительские собрания. Цель этих собраний: обмен опытом семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей, поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей. На собрании «Семья вместе и душа на месте» встретились две команды. Команда родителей с теплотой вспоминала свои детские праздники, подарки, любимые игры. Команда детей тоже показала свои умения: мальчики сплели веревочку способом макраме, а девочки запеленали кукол и исполнили для них колыбельные песни. Команды соревновались в проговаривании чистоговорок, в конкурсе «Эрудиты» кто больше назовет пословиц и поговорок о семье, детях, труде. От таких родительских собраний выигрывают все: дети гордятся своими родителями, взрослые приобретают опыт сотрудничества, а педагоги получают информацию о детско-родительских отношениях в семье.
«Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Семья – первая эмоционально значимая среда, которая вводит ребенка в большой мир и знакомит его с понятиями «труд», «честь», «долг», Родина начинается с семьи». Зная о том, что в настоящее время в семьях наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней, я решила предложить родителям в ходе реализации проекта «Моя семья» составить свое генеалогическое древо. Многие семьи откликнулись с большим удовольствием, но в самом начале испытали некоторое замешательство. В основном семьи составили родословные трех поколений, а дальше обрывочные сведения. Но некоторые смогли составить родословную до пятого поколения. Кроме этого родители рассказали детям не только о своих родителях, но и все что знали о жизни, времени, о роде занятия их предков. Проводя, с детьми беседу об именах я столкнулась, с тем, что дети ничего не знают, почему им дали это имя. И тогда было предложено родителям рассказать детям «почему их ребенку дали такое имя». На презентацию этого проекта дети принесли семейные фотоальбомы, детские книжки своих родителей, настольные игры, дети рассказывали интересные случаи из детства своих родителей. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье. А родители еще раз открыли мир своих предков, создавая при этом модель семейных ценностей.
«Любовь к Отечеству испокон века была яркой чертой русских людей. Она проявлялась в их образе жизни: привязанности к родной земле, своему народу, уважении к истории и достижениям культуры. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру. Без этого немыслимо полноценное патриотическое воспитание». Знакомя детей с родным городом, республикой, страной, её героическим прошлым, с традициями, праздниками, жизнью и бытом русского и хакасского народов, в группе был создан мини – музей. Многое из того, что составляло смысл жизни наших предков, ушло в прошлое безвозвратно. И современному человеку кажется как минимум забавным, а чаще просто глупыми «пережитками прошлого». С помощью родителей музей постоянно пополняется новыми атрибутами и экспонатами. Экспериментируя с музейными экспонатами, дети воочию смогли увидеть, как раньше работала ручная мельница и ветряная, как косили и убирали сено, какими инструментами пользовались в старину. Инсценируя русскую народную сказку «Колобок» дети узнали что такое «амбар» и где «сусеки», по которым помела старуха.
Традиционно 9 мая в детском саду проводится праздник, посвящённый этой знаменательной дате. Все меньше остается ветеранов той войны. Общение с родителями показало, что они практически ничего не помнят о своих родственниках – участниках тех событий. И поэтому вся информация, которую удалось собрать семьям, особенно ценна. Дети принесли в группу и показали награды, фотографии. Некоторые семьи собрали воспоминания участников тех, далеких событий, в одной семье бережно хранятся медали , военный билет участника Парада Победы. В группе был создан мини-музей «Боевой славы». Экспонатами стали настоящие солдатские пилотки с красными звездами, берет десантника, настоящая солдатская фляжка.
Несомненно, что все это формирует у детей чувство гордости и уважения к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям.
Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания детей, возрос уровень общей и педагогической культуры.
Сухомлинский В.А. писал: «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу – в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».
Литература:
Колобанова А. И. Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст / А. И. Колобанова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 63 с.
Курганова М. Б., Басманова Г. О., Докунова Ю. В., Великжанина О. Г. Программа развития патриотического самосознания детей старшего дошкольного возраста «Мир в твоих руках» / - Абакан: ООО «Кооператив «Журналист». – 2009. – с.89
Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. – М., 2009. – 96с.
Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – Изд-во «ТЦ СФЕРА», 2015. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация и памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье"
Консультация и памятка для родителей «Воспитание юного патриота в семье" ...
Консультация для родителей "Воспитание юного патриота в семье"
Консультация для родителей...
«Воспитание юного патриота в семье».
laquo;Воспитание юного патриота в семье». Консультация для родителей детского сада...
Консультация для родителей в детском саду на тему «Воспитание юного патриота в семье»
Рекомендации родителям...
Консультация для родителей в детском саду на тему «Воспитание юного патриота в семье»
От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с госу...
Консультация для родителей в детском саду на тему «Воспитание юного патриота в семье»
Воспитание юного патриота в семье...
Консультация для родителей: "Воспитание юного патриота в семье".
От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с госу...
- Мне нравится (1)