готовим руку к письму
консультация (подготовительная группа) по теме
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 22.75 КБ |
консультация | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Готовим руки к письму»
Консультация для родителей
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение гонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Учителя начальных классов, а именно первоклассников сталкиваются с трудностями при обучении письму. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе. Нас насторожил такой явный признак недостаточной работы пальцев рук. Это говорит о том, что дети не имеют достаточного опыта работы за столом.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.
Над данной проблемой работали такие известные педагоги как: Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В.В., Е. Карельская, Е.А. Нефедова, О.В. Уварова и др.
На основе опытов работы вышеперечисленных педагогов, мы составили и разработали систему упражнений, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к обучению письму, начиная с раннего возраста.
Работая с детьми особое внимание, уделяли сенсорному воспитанию детей. Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе использовали основной принцип дидактики от простого к сложному.
Для начала занятий выбирали более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев.
Все упражнения проводили в медленном темпе, и сопровождали показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяли расслабляющий момент (спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
К середине учебного года мы со своими детьми перешли к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно.
Конечно, наша работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляли упражнение по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, использовали в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяли на развитие навыков самообслуживание в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого использовали дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожек” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения.
Для начала брали упражнения, которые помогают управлять своими руками: “Возьми большой мяч” – ладони широко раскрыты. Далее я предлагала детям упражнения, направленные на управления пальцами рук. “Пальчиковая гимнастика”.
Например: упражнение “Два дрозда”: руки детей сжаты в кулачки. Они произносят слова и выполняют действия. “На ветке сидят два маленьких дрозда – Пит и Поль (руки перед собой сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх). Улетай, Пит! Улетай, Поль! (дети то прячут пальцы, то вновь их показывают)
Для подготовки руки к письму предлагали детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
При раскрашивании познакомили детей с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу, но штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования.
Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начали детей со старшей группы, в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.
Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдали за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Детям старшей группы предлагали задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например: плетение ковриков из бумажных полос). Дети складывали пополам лист бумаги, делали ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезали тонкие полоски бумаги другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплетали их между надрезов основной части коврика, предварительно рассмотрев образец и показ.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии “Сделаем бусы”. Мои дети разрезали прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них они скручивали в виде бусины, конец ее проклеивали. Готовые бусины нанизывали на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигагельной координации, аккуратности, настойчивости, т.e. качеств, необходимых для письма.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.
Мы проводили постоянные занятия аппликацией, на которых учили детей: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляли целые композиции-аппликации.
Также с детьми старшей группы мы познакомились с рабочей строкой и правилами работы с ней. Дети учились работать в строке слева направо в ограниченном пространстве.
Со старшей группы ввели еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно перешли к более сложным рисункам. Для того чтобы заинтересовать детей и оживить их однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять, использовали забавные стихи. Делая тот или иной рисунок, дети не только выполняли движение рукой, но и включали в работу речевой и слуховой анамуаторы, тренировали память.
В процессе своей работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. Но мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывала затруднения, я точками намечала предстоящую работу. С помощью этой опоры дети учились правильно нести линию, не “выезжая” за клетку. К новому рисунку мы не переходили до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработано. Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
В подготовительной группе продолжили свою работу по подготовке руки к письму. Продолжали с детьми закреплять навыки самообслуживания, добавив к этому сервировку стола, что тоже способствует развитию координированных движений руки. Продолжаем развивать ручную умелость на занятиях по ИЗОдеягельности, только более усложненную. Занимаемся конструированием из бумаги, способом оригами. Продолжаем заниматься пальчиковой гимнастикой, используя теневой театр.
И, конечно же, большое внимание уделяли на развитие графических навыков. Продолжали учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); учили штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Проводили с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. Использовали такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”.
Применяли на занятиях по развитию речи такой вид деятельности, как заучивание и инсценировка стихотворений с помощью рук.
На основе проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.
А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Предварительный просмотр:
«Дети с повышенной активностью»
Советы психолога
Консультация для родителей
Основная задача родителей – постоянная ежедневная поддержка своего чада. С ней ребенок справится с трудностями и станет практически здоровым. А вот без нее его шансы выйти без потерь из этой ситуации весьма невелики. Проблема №1. Неспособность гиперактивного ребенка регулировать свою моторную активность.
Мы - то с вами помним, что нервная система у гиперактивного ребенка работает с перегрузом.
И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности – серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте, перестать бегать или прыгать по просьбе взрослого не потому что плохой, а потому что не получается. Поэтому родителям на определенный период времени придется взять эту «неработающую» регуляторную функцию на себя.
Что делать родителям:
1. Организовать жесткий режим дня.
Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима.
Например, в 21:00 зажигается ночник – стакан кефира с печенькой на столе – душ – сказка – спать. Каждый день. Неизменно. Нет НИКАКИХ «уважительных» причин изменить этот порядок.
Тогда мозг вырабатывается своего рода условный рефлекс, как у той самой собаки Павлова. И тогда к концу всей этой неизменной процедуры ребенок будет уже почти спать… еще одно небольшое усилие – и возбуждение погашено, ребенок уснул. Без этого процедура укладывания может растянуться на часы и вымотать и родителей, и неспособное уснуть непоседливое чадо.
2. Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.
Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мама всегда читает сказку). Любое изменение заведенного порядка может восприниматься как катастрофа и даже вызвать истерику. Почему? А вы представьте, что вы проснулись, и обнаружили на небе два солнца… попробуйте вчувствоваться…панически страшно, да? Мир же изменился! Вот и малыш также реагирует на «ломку» его маленького мира: изменения – это опасность.
Если же «все как всегда» – тогда ребенок спокоен у него достаточно энергии для изучения и исследования этого мира.
А для гиперактивного ребенка его микромир должен быть «суперпредсказуемым». Частая реакция гиперактивного ребенка на «нештатную ситуацию» (то есть опасность) – бестолковая суета: он бегает, кричит, стучит ногами…
Это поведение – аналог «двигательной бури» в животном мире – когда напуганный зверь начинает бешено и нецеленаправленно метаться из стороны в сторону. И иногда таким образом ему удается напугать противника или найти выход из западни.
Возможно, вы видели подобное поведение у напуганных или возмущенных младенцев: он вопит, извивается, машет ручками и ножками, таращит глаза. С взрослением эта реакция уходит и заменяется другими, более зрелыми. А вот у гиперактивного ребенка из-за слабости тормозных механизмов она может проявляться и в значительно более позднем возрасте.
Поэтому постоянная беготня для гиперактивного ребенка – это именно такая разрядка, способ справиться со страхом, обидой, волнением… Но в этом случае энергии, сил и возможностей на адекватное его возрасту познание окружающего мира у него не остается.
Поэтому все, что нужно делать родителям гиперактивного ребенка – создать и поддерживать правильное постоянство домашнего мира для любимого чада.
3. Создать ритуалы.
Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят максимально упорядочить микромир ребенка и заложить жесткий режим дня. И вот тут надо фантазировать и использовать интересы ребенка. Я знаю, что многие мамы (с подсказкой или интуитивно) организуют эти ритуальные действия для своего гиперактивного чада. Буду очень рада, если вы поделитесь примерами – это здорово может помочь другим родителям!
Проблема №2. Низкая способность к концентрации внимания.
Никаких познавательных проблем обычно не возникает в семьях, где до поступления в школу с ребенком ничем образовательным особо не занимаются. Просто играют с ним в игры, которые он сам любит: бегать, прыгать, возиться… А если он достаточно гуляет на улице, и у него есть где полазить и покувыркаться дома – то и проблема повышенной подвижности может быть не такой уж острой. Есть даже способ повышенную травматичность снизить, но об этом попозже…
С проблемой низкой концентрации внимания семья в полной мере столкнется в том случае, если родители решат заниматься с ребенком дома чем-либо образовательным или развивающим. Ну, и в садике, конечно. Давайте, с садика и начнем.
—Если ребенок отказывается участвовать в занятиях.
На занятиях в садике он бегает и крутится, отвлекая других детей. А иногда вообще отказывается от участия в занятиях, потому как чувствует, что неспособен соответствовать предъявляемым требованиям.
Например, отказывается от музыкальных занятий… хотя дома может с удовольствием танцевать под музыку. И объяснение этого феномена очень простое – дома ребенок сам решают когда, сколько и как танцевать. А на занятиях он должен совершать определенные движения… следить за другими детьми и делать тоже, что и они…слышать музыку… выполнять указания педагога… Слишком много всего…
Что делать родителям гиперактивного ребенка.
Договориться с воспитателем, чтобы он разрешил ребенку присутствовать на занятиях в удобном ему месте (в уголке, в дверях). Ему хочется во всем этом участвовать, просто пока он не очень уверен в себе. И когда он почувствует, что вк нему не применяется насилие – он решится попробовать присоединиться в те моменты и на тех действиях, в которых он максимально уверен.
Конечно, все тут зависит от педагога. Дети-то легко принимают и понимают любую долю индивидуального разнообразия, у них пока нет «взрослого» стремления к «справедливости» (читай – унифицированности и деланию «как все»). Задачей педагога будет сначала объяснить, что Петя во время занятий сидит на скамеечке, потому что у него такая личностная особенность. И объяснить и поддержать его участие в тот момент, когда малыш решится к участию в занятии: «Раньше Петя не был готов танцевать, а теперь это стало возможным. У него наверняка получится!»
—Если ребенок участвует в занятиях, но всем мешает:
бегает, крутится, отвлекает других детей.
В обычном садике все достаточно просто решается. Грамотный педагог понимает, что наше гиперактивное чадо неспособно вместе со всеми лепить слоника. И будет постоянно нагружать его различными поручениями по ходу: принести – отнести – полить цветы – помочь нянечке в каком-нибудь хозяйственном деле – или просто погулять или поиграть в уголке. И ничего трагичного не произойдет, если по итогу егоза так и не слепит пластилинового животного. Все-таки эта ситуация из серии «и волки сыты, и овцы целы». Если воспитатель не нашел этого решения самостоятельно – подскажите ему этот вариант.
Все осложняется в ситуации платных развивалок-обучалок.
Родители гиперактивного ребенка платят деньги, и ожидают занятий с ребенком, а не игр в уголке.
Да и другим родителям может очень сильно не понравиться, что гиперактивный ребенок всех будоражит и воспитатель постоянно вынужден отвлекаться на него. В итоге, могут попросить из группы.
А родители потом в сердцах скажут, не скрывая разочарования и обиды «Вот тебе так нравилось туда ходить. Не можешь себя хорошо вести – сиди теперь дома!!!».
Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не отдавать до шести лет в группы, в которых занятия организованы по школьному принципу: дети сидят за партами, пишут в тетрадях и выполняют задания, требующие внимания и усидчивости. Ему больше подойдут группы с игровой обстановкой: дети могут свободно перемещаться, бегать, прыгать, отвечать по желанию.
2. Если проявления синдромы очень сильны (ребенок-«катастрофа») – лучше ограничиться просто садиком. Нервная система ребенка итак слишком нагружена.
3. Если ситуация в «развивалке» накаляется вокруг вашего ребенка – не стоит ждать, пока «выгонят». Лучше уйти самим. Очень важно, как вы объясните это ребенку. Абсолютно недопустимо говорить вышеприведенную фразу про то, что сам виноват. Скажите, что просто эта группа не очень ему подходила, вы будете искать то, что ему больше подходит. Или он пока просто мал и вы пойдете на следующий год.
4. Если все же ходит в развивалку и ему задают домашние задания – не слишком усердствуйте в их выполнении. Если же он расстроился, что других за их выполнение похвалили, а его нет – предложите ему: «Ты тоже можешь сделать это задание. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов». Такой подход поможет избежать насилия с вашей стороны и даст ребенку шанс начать формировать свою собственную волю. Громадное достижение для него!
—Если вы решили проводить занятия с гиперактивным ребенком:
И пазлы и мозаику он скорее разбросает, чем будет складывать. Да и скорее всего в трехлетнем возрасте он откажется учить буквы, например. Его нервная система и без букв «кряхтит» от нагрузки… поэтому организм заботливо отвергает еще одну, совершенно бесполезную, на его взгляд.
Ну, или он их все же выучит, эти буквы, за три дня, а на четвертый – забудет все абсолютно. Как будто и не было этого знания.
Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не пытаемся усадить. В этом случае он будет всю свои силы тратить на то, чтобы усидеть и энергии на само занятие уже не останется. Пускай ползает, ходит или даже бегает во время занятий.
2. Занятия должны быть очень короткими. Может удержать внимание только две минуты? Отлично! Просто эти две минуты могут повторяться каждый час. Потом будет три, четыре… но все же не больше десяти, пожалуй. Потому как гиперактивный младший дошкольник после десяти минут занятий будет думать только о том, как бы удрать.
3. Тщательно готовимся к занятию – оно должно проходить на одном дыхании. Все материалы должны быть заранее подготовлены. Если только вы отвлечетесь на поиск необходимого или обдумывание следующего шага – внимание ребенка вы потеряли.
4. Приучайте к регулярности занятий – тогда ребенок будет заранее на них настраиваться. Старайтесь их не пропускать. Лучше если занятия будут совсем короткими (5 минут), но зато каждый день по три раза. Старайтесь делать их в одно и тоже время.
5. Возможно, новомодные развивающие методики – не совсем то, что нужно вашему гиперактивному ребенку. Доман, Зайцев, Никитины… не самое лучшее решение…
6. Ориентируйтесь на состояние ребенка. Иногда у гиперактивных детей бывают «провальные» дни, когда они забывают все ранее выученное и приобретенное. В этом случае можно сказать, что «Сегодня у тебя не слишком это получается. Ничего страшного. Давай сейчас поиграем, а к этому вернемся следующий раз».
И попробуйте вычислить часы его наибольшей эффективности: с утра?… или вечером?… сразу после еды?… или, может после физической нагрузки? А когда лучше точно не садится за занятия, а лучше поиграть-побегать? Наблюдайте за ребенком – эти знания еще очень пригодятся вам после его поступления в школу.
Проблема №3. Гиперподвижность
Дети дошкольного возраста вообще много движутся. А уж гиперактивному ребенку движение нужно как воздух. Но как бы привести эту энергию в более мирное русло;)
Что делать родителям гиперактивного ребенка:
1. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол
2. Организуйте специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но и может помочь снизить его травматичность. Все потому, что подобные занятия разовьют гибкость, ловкость и координацию движений.
3. Отдайте в кружок или секцию (если есть возможность + желание ребенка).
Особенно подойдут такие, в которых структура занятия включает большое количество движения: занятия гимнастикой, бегом, плаванием, театральная студия, кружок народного танца. С одной стороны, в них придется много двигаться, с другой – это не бестолковая беготня, а занятия со смыслом и целью. Гиперактивные дети любят, когда уважаемый наставник их «организует». Поэтому основная забота – найти такого руководителем кружка, который сможет установить контакт с нашим чадом. Помните, что основное условие для того, чтобы ребенок ходил на занятия - ему должен нравится педагог.
Очень хороший вариант – занятия верховой ездой, например. И необходимая нагрузка, и терапевтичное общение с лошадьми «в одном флаконе».
Очень хороши занятия в бассейне также сочетанием терапевтичности и физической разрядки.
Внимание! Нагрузки профессионального «серьезного» спорта для гиперактивного ребенка абсолютно противопоказаны!
Если ничего из вышеперечисленного вам не доступно, договоритесь с другими родителями и сами организуйте во дворе или площадке «Веселые старты» для группы детей. Понравится не только гиперактивному ребенку;)
4. Обеспечьте максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т.д. Зимой нагрузка на нервную систему особенно велика, а возможности «разрядки» ограничены. Поэтому может очень здорово помочь ходьба на лыжах. Или катание на коньках. Ну или катание с ледяных горок до полного изнеможения.
А теперь ряд общих рекомендаций родителям гиперактивного ребенка. Что еще важно делать:
1. Закаливать ребенка.
Например, ежедневное обливание ребенка ведром холодной воды… или другой приемлемый для вас вариант. Банально? Зато очень действенно! Знаете, почему закаливание эффективно и при легочных, и желудочно-кишечных и при нервных заболеваниях?
Холодная вода – это стресс. Организм не понял, что произошло, но готов защищаться: бежать, нападать, прятаться. В момент этой подготовки надпочечники выделяют гормон стресса – адреналин. А сражения-то никакого не происходит. Но адреналин-то уже обратно не загонишь… и он начинает работать там, где у организма слабое место. В нашем случае – в нервной системе.
Еще один плюс закаливания для гиперактивного ребенка – при обливании холодной водой или контрастном душе тренируются кровеносные сосуды, а значит – они лучше противостоят нагрузкам и лучше снабжают органы (а нам особенно важно – мозг!!!) кровью.
Кроме этого, вылитое на плечи и загривок (не голову!) ведро холодной воды снимет избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга. Оно характерно для гиперактивных детей и именно оно мешает им заснуть, когда спать им на самом деле хочется.
2. Не держать дома.
Очень желательно, чтобы гиперактивный ребенок посещал какое-либо детское заведение. После трехлетнего возраста дом для него окончательно становится тесен. Ему нужно общение и разнообразные впечатления, он же подвижен, общителен и легко сходится с людьми, предприимчив и необидчив.
Кроме того, этот опыт для него будет подготовкой к серьезному стрессу - школе. Лучше, чтобы он постепенно обретал социальный опыт общения с другими детьми и взрослыми, приспосабливался к требованиям, да и просто подготавливал иммунную систему к всестороннемуобкашливанию и обчихиванию…
Также гиперактивного ребенка нужно особо подготавливать к школе. Это - особая и очень большая тема, на которой сейчас не буду останавливаться. Также как и на том, что важно делать родителям после поступления их гиперактивного чада в школу.
3. Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.
Звучит странно? Тем более, что большинство взрослых не очень умеет это делать…
А вот если этому учить ребенка с самого юного возраста – у него это отлично получается. Сначала родителям нужно отследить эти «хорошие» и «плохие» периоды у своего ребенка. Тогда мама будет регулярно и подробно сообщать своему ребенку о своих наблюдениях за его состоянием: «Сегодня тебе это не дается. Попробуем завтра», «После садика ты кажешься очень возбужденным. Давай попробуем принять душ, а потом будем заниматься?», » В этот раз у тебя все просто и замечательно получилось. Пожалуйста, запомни это состояние». И тогда скоро ребенок может сделать и свое наблюдение: «Я сейчас злой и голодный. Меня покормить надо и я подобрею».
4. Учить ребенка расслабляться.
Это можно делать в форме веселой игры.
Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» – воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом – они расслабляют. И если на берегу реки или моря гиперактивный ребенок всласть ковыряется в песке, строит песочные башни, играет с водой, плавает-ныряет – может наступить значительное улучшение и поведения, и сна, и т.п.
Тридцати-сорока минут ежедневного контакта с водой в ванной тоже будет достаточно. Поэтому даем любимому неугомонному чаду водяные пистолеты, брызгалки из флаконов из под шампуня… учим играть в «морской бой» или «водолазов»… Закончить можно холодным обливанием, про которое я уже писала выше.
Песок можно заменить тазом с голубой глиной. Если таз накрыть тряпкой – глина может легко хранится в течение всей зимы где-нибудь под ванной или другом месте. Возня с глиной снимет агрессию, расслабит, разовьет фантазию. А заниматься ребенок ей может в той же самой легко отмываемой ванной комнате или кухне.
Вот, наверное, и все общие рекомендации. Насколько полезна и интересна вам была эта информация? Какие вопросы остались или появились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"
Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....
Готовим руку к письму
6 примерных занятий для подготовки руки к письму и развитию мелкой моторики пальцев рук...
Готовим руку к письму в детском саду
Сегодня современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. В прошлом году воспитатели нашего детского сада были приглашены в школу для обсужд...
готовим руку к письму. информация для родителей.
материал содержит информацию, которую родители могут использовать в работе с детьми дома для подготовки руки к письму...
Консультация для родителей "Готовим руку к письму"
Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...
"Готовим руку к письму" из опыта работы.
Статья для родителей детей предшкольного возраста. Дорогие мамы и папы очень важно ребёнку прийдя в первый класс правильно держать ручку, аккуратно писать. Вот и хочется мне поделиться с Вами ...
Готовим руку к письму (Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями)
Цель: подготовить дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точ...