Детское ХОЧУ и родительское снисхождение
методическая разработка (младшая группа) на тему
материал для проведения родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoehochu_i_roditelskoe_snishozhdenie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД №31 Г. кЫЗЫЛА»
Родительское собрание в форме беседы на тему: |
Детское «ХОЧУ» и родительское снисхождение |
[Воспитатель: Монгуш Руслана Арбай-ооловна] |
27 марта 2017 года |
Цель:
- Расширять представления родителей об особенностях возраста 3 лет.
- Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребёнком в этот сложный период.
Задачи:
1.Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
2.Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
3.Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризиса.
Ход
1.Приветствие
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас. Сегодня мы приглашаем вас к разговору о наших детях.
2.Психологический настрой на работу.
Воспитатель обращается к участникам.
Я начну с заявления, которое касается родительского опыта. Вам, кто соответствует, либо согласен с данным утверждением, должны поднять руку.
Вопросы:
- Кто читает детям перед сном?
- Кто любит путешествовать вместе с детьми?
- Кто занимается со своими детьми больше одного часа ежедневно?
- Кто любит тратить деньги на своё любимое чадо?
- Кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребёнка?
- Кто заметил, что малыш стал непослушным и изменился не в лучшую сторону?
- Кто заметил, что ребёнок стал проявлять самостоятельность?
Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
Вывод:
При всех различиях и непохожести между собой, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания своих детей.
Притча
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мёртвая". А сам думает: "Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил:"Всё в твоих руках".
Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап, педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребёнка, и какими вырастут наши дети. Итак, тема нашей встречи "Капризы и упрямства", "Кризис независимости", "Кризис самостоятельности", "Возраст упрямства и строптивости".
Введение в проблему
Как вы думаете, что такое каприз? Упрямство? (дать время родителям подумать, послушать ответы)
Каковы же причины возникновения капризов и упрямства?
Каприз - это бурное проявление гнева и злости. Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Капризы свойствены детям, которые не знают, как достичь своей цели иначе, такой ребёнок зависим от взрослых.
Упрямство - это способ настоять на своём, самоутверждение. Самое главное для ребёнка не уступить, настоять на своём.
Причины:
- Нарушение режима дня;
- Смена обстановки;
- Обилие новых впечатлений;
- Плохое самочувствие;
- Переутомление.
Обобщение:
Но ведь мы говорим о развитии ребёнка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы.
Представьте себе цыплёнка, ещё не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И всё-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребёнка - та же скорлупа. В какой то момент она ему необходима. Но малыш растёт, меняется изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознаёт, что скорлупа мешает росту. И он сознательно ломает её, чтобы испытать превратности судьбы, познать неопознанное, неизведанное. И главное - это открытие себя. Он независим, он всё может. Но в силу своих возрастных возможностей он не может обойтись без матери. И он за это сердится на неё, "мстит" слезами, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и направлен только против взрослых. По мнению психологов, малыш в 3-3,5 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.
Упражнение "Семизвездие симптомов"
Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы представим в виде цветика-семицветика.
На лепестках написаны различные возрастные проявления детей, выберите из предложенных только 7 признаков, которые характеризуют проявление кризиса.(родители выходят и собирают цветок).
Какие симптомы выбрали? Почему оставшиеся не взяли?
Лепестки:
- негативизм,
- упрямство,
- строптивость,своеволие,
- протест-бунт,
- деспотизм,
- пренебрежение,
- любознательность,
- дружелюбие,
- отзывчивость.
Дополнительная информация:
- Негативизм (непослушание)- это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. Ребёнок хочет продемонстрировать свою самостоятельность.
Например: "Взрослый утверждает, что "эта игрушка хорошая" и слышит в ответ:"Нет плохая!", но тут же взрослый говорит: "Она плохая!", ребёнок опять возражает: "Нет хорошая!".
- Упрямство- ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.
- Строптивость- ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиям и всем что ему предлагают делать.
- Своеволие- проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. "Я буду одеваться сам"
- Протест-бунт- это когда конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.
- Деспотизм - ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, что бы всё было для него и больше не для кого.
- Пренебрежение - Ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Обсуждение проблемных ситуаций.
Игра "В яблочко"
Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения?
Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями на примерах.
Ситуации
1.В магазине ребёнок требует что-то купить. Взрослый не покупает и ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.
Как часто ребёнок капризничает по этому поводу? Как вы реагируите на поток слёз и криков?
2.Ребёнок отказывается вечером ложится спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.
Как вы поступите, ваши действия?
3.Илюша с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту "бесцельную возню",быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготки. Мальчик поднимает крик: "Сам!", "Сам!"."Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь сам". Мама вздыхает: "Когда только научится".
Каковы последствия поведения мамы? А каковы ваши действия в данной ситуации?
4.Саша бросается с криком на пол, чего то требуя. Родители непреклонны. Саша кричит громче, ногами стучит сильнее, слёзы катятся. Мама крепится с трудом, но её стойкости хватает ненадолго, и она говорит папе: "Ну, ладно, давай уступим".
Что можно сказать про эту ситуацию? Как стоит поступать родителям?
Воспитатель: можно сделать вывод, каждому из вас важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. Ни в коем случае не проявляйте агрессию. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Упражнение "Ладошки"
Воспитатель: Я прошу соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление.
Воспитатель: Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом. Итак, что же мы положим в свою копилку педагогических идей.
Упражнение "Копилка педагогических идей"
- Понять, что это временно.
- Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
- Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
- Пересмотреть свою систему запретов и разрешений.
- Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить:"Какую кофту ты наденешь красную или синюю".
- Поддерживайте стремление к самостоятельности.
- Быть всем членам семьи единодушными в воспитании.
- Не следует говорить "да" когда необходимо твёрдое "нет".
- Большую роль играет положительный пример взрослых.
- Развивать таланты, играть с детьми.
Воспитатель: Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих: в нашем диктате, попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка, и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: "Я тебя люблю, мы вместе, рядом, и мы всё преодолеем". и как сказано было в начале в притче "Всё в твоих руках".
Вывод:
- Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «безкризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
- Родителей ждет трудный период, но он определяет новую ступень в развитии ребенка.
- И поэтому от взрослых требуется терпение, выдержка
- необходимо проявлять к ребенку терпение,
- не позволять выходить из себя, постараться отвлечь малыша,
- стараться быть гибкими в воспитательных мероприятиях и правильная тактика в общении с ребенком.
Упражнение "Чаша"
Душа ребёнка - это полная чаша. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из цветной бумаги), напишите качество, которым вы хотели бы наделить своего ребёнка, назовите его и поместите в чашу.
Мы наполнили душу ребёнка самыми лучшими качествами. На эти лучшие качества наших детей нужно опираться в период кризиса.
По материалам
воспитателя МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида «Малыш»
г. Данилов Ярославской области
Ширяевой Е. Б.
21 февраля 2017 год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское «хочу» и родительское снисхождение
К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его желания и прихоти беспрекословно выполняются. Он это любит, он это хочет, он п...
Консультация для родителей Тема: «Детское «хочу» и родительское снисхождение»
Детское «хочу» и родительское снисхождение К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его...
консультация для родителей: "Детское «хочу» и родительское снисхождение".
К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его желания и прихоти беспрекословно выполняются. Одержимые в стремлении доставить...
Консультация для родителей. Детское «хочу» и родительское снисхождение.
К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его желания и прихоти беспрекословно выполняются. Одержимые в стремлении доставить...
Детское «хочу» и родительское снисхождение
Консультация для родителей...
Детское "хочу" и родительское снисхождение.
К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его желания и прихоти беспрекословно выполняются.Он это любит, он это хочет,...
"Детское "хочу" и родительское снисхождение"
Консультация для родителей....