Сказкатерапия - как метод адаптации в социуме
статья на тему
Одним из основных направлений моей работы является воспитание культуры поведения у дошкольников. В прошлом году ко мне в группу пришли дети 3 лет. У детей, пришедших из семьи, я сразу обнаружила проблему, они не достаточно хорошо владели культурно- гигиеническими навыками, не знали что такое режим дня, не владели коммуникативными навыками. Поэтому я определила перед собой следующую цель. Прежде всего, решила привить детям навыки самообслуживания, умение общаться, жить по режиму. Используя различные методы и приёмы, я добилась хороших результатов. Дети стали самостоятельными, овладели навыками общения. Однако, мои наблюдения за детьми показали, что необходимо развивать навыки культурного поведения и нравственные качества. Подумав над реализацией этой задачи, я решила привлечь русскую- народную сказку. Я согласна с мнением учёных и педагогов, что сказка наиболее близкий жанр для понимания дошкольниками, а русская – народная сказка воспитывает еще и патриотические чувства, нравственные качества, необходимы каждому человеку. Естественным способом познания мира для маленькою ребенка являются сказка и игра. Они пронизывают всю его жизнь, и взрослый должен увлеченно и искренне провести через этот волшебный мостик ребенка в свой непростой мир. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.
Г лавная цель сказкотерапии – максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации. Для достижения поставленной цели определяю основные задачи сказкотерапии:
-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы
- устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе
- повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя
- усвоение общепринятых норм общения с другими людьми
- развитие фантазии и воображения, образного мышления
-развитие коммуникативных навыков
Для облегчения организации работы по данному направлению, я создала в группе сказочную зону. Она включает в себя: настольный, пальчиковый, кукольно- марионеточный театр, ширму, подиум, настольные игры, книги, аудиозаписи, костюмы, сундучок с волшебными вещами.
Занятия сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать с взрослыми или о которых родители даже и не подозревали, будят воображение, включают в творческий процесс
В работе по сказкотерапии я использую следующие методы:
1.Режиссёрская игра.
2. Салат из сказок.
3.Прослушивание отрывков.
4.Драматизация сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Заранее подготавливаю декорации, костюмы, подбираю мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту.
5. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку. Дети учатся фантазировать.
6. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.
7. Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; обогащает словарь, активизирует речь. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
8. Сказки по-новому. Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами. Колобок добрый волк
9. Узнай сказку по песенке героев. Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь.) Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")
10. Нарисуй сказку. Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам.
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка».1 задание разыграть сказку. Дети распределяют роли. 2 задание рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. 3 задание придумать свою сказку "Морковка" (по аналогии).4 задание исполнить по ролям придуманную сказку.
Эти методы, и приёмы я использую в своей практике и получаю положительные результаты. Какие же они?
развивается мелкая моторика и координация движений
снимается физическое и психическое напряжение
преодолеваются барьеры общения
улучшаются и активизируются выразительные средства общения: пластика, мимика, речь
пробуждается фантазия и образное мышление
формируются социальные навыки, коммуникативные
Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет – решение все же остается за Вами, однако это прекрасная возможность взрослому погрузиться в детство, «золотую пору человечества».
Дарю Вам стихотворение Горянского В. И. «Вы любители сказки»
Если вам кажется наивным – пусть!
Я хочу поделиться всё же:
В моём сердце прекрасная тихая грусть,
Которая всех радостей дороже…
Вы любите ли сказки?..Не верю что нет!
Теперь вы большие, но были дети..
О, как жаль, если и до теперешних лет
С вами вместе не дожили сказки эти
Грустно мне, грустно, как никогда.
Ведь у вас тоже такие минуты были?
Господа! Вы любите сказки? Скажите: да!
Я хочу, чтобы вы их любили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnim_iz_osnovnmoya_prizentatsiya.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из основных направлений моей работы является воспитание культуры поведения у дошкольников. В прошлом году ко мне в группу пришли дети 3 лет. У детей, пришедших из семьи, я сразу обнаружила проблему, они не достаточно хорошо владели культурно- гигиеническими навыками, не знали что такое режим дня, не владели коммуникативными навыками. Поэтому я определила перед собой следующую цель. Прежде всего, решила привить детям навыки самообслуживания, умение общаться, жить по режиму. Используя различные методы и приёмы, я добилась хороших результатов. Дети стали самостоятельными, овладели навыками общения. Однако, мои наблюдения за детьми показали, что необходимо развивать навыки культурного поведения и нравственные качества. Подумав над реализацией этой задачи, я решила привлечь русскую- народную сказку. Я согласна с мнением учёных и педагогов, что сказка наиболее близкий жанр для понимания дошкольниками, а русская – народная сказка воспитывает еще и патриотические чувства, нравственные качества, необходимы каждому человеку. Естественным способом познания мира для маленькою ребенка являются сказка и игра. Они пронизывают всю его жизнь, и взрослый должен увлеченно и искренне провести через этот волшебный мостик ребенка в свой непростой мир. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.
Г лавная цель сказкотерапии – максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации. Для достижения поставленной цели определяю основные задачи сказкотерапии:
-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы
- устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе
- повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя
- усвоение общепринятых норм общения с другими людьми
- развитие фантазии и воображения, образного мышления
-развитие коммуникативных навыков
Для облегчения организации работы по данному направлению, я создала в группе сказочную зону. Она включает в себя: настольный, пальчиковый, кукольно- марионеточный театр, ширму, подиум, настольные игры, книги, аудиозаписи, костюмы, сундучок с волшебными вещами.
Занятия сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать с взрослыми или о которых родители даже и не подозревали, будят воображение, включают в творческий процесс
В работе по сказкотерапии я использую следующие методы:
1.Режиссёрская игра.
2. Салат из сказок.
3.Прослушивание отрывков.
4.Драматизация сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Заранее подготавливаю декорации, костюмы, подбираю мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту.
5. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку. Дети учатся фантазировать.
6. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.
7. Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; обогащает словарь, активизирует речь. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
8. Сказки по-новому. Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами. Колобок добрый волк
9. Узнай сказку по песенке героев. Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь.) Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")
10. Нарисуй сказку. Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам.
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка».1 задание разыграть сказку. Дети распределяют роли. 2 задание рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. 3 задание придумать свою сказку "Морковка" (по аналогии).4 задание исполнить по ролям придуманную сказку.
Эти методы, и приёмы я использую в своей практике и получаю положительные результаты. Какие же они?
развивается мелкая моторика и координация движений
снимается физическое и психическое напряжение
преодолеваются барьеры общения
улучшаются и активизируются выразительные средства общения: пластика, мимика, речь
пробуждается фантазия и образное мышление
формируются социальные навыки, коммуникативные
Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет – решение все же остается за Вами, однако это прекрасная возможность взрослому погрузиться в детство, «золотую пору человечества».
Дарю Вам стихотворение Горянского В. И. «Вы любители сказки»
Если вам кажется наивным – пусть!
Я хочу поделиться всё же:
В моём сердце прекрасная тихая грусть,
Которая всех радостей дороже…
Вы любите ли сказки?..Не верю что нет!
Теперь вы большие, но были дети..
О, как жаль, если и до теперешних лет
С вами вместе не дожили сказки эти
Грустно мне, грустно, как никогда.
Ведь у вас тоже такие минуты были?
Господа! Вы любите сказки? Скажите: да!
Я хочу, чтобы вы их любили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа
Конспект открытого занятия по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа...
Природная сказкатерапия
Презентация о природе в стихах, о природных объектах и их влиянии на ребенка...
Сказкатерапия.
Сказкотерапия в детском садуЗанятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у мален...
Консультация для родителей: "Сказкатерапия детям"
Нужный и полезный материал....
Роль сказкатерапии в духовно –нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Семья в социуме, социум в семье.
“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”....
Сказкатерапия. Виды Сказкатерапии.
Данный материал поможет педагогам и родителям правильно простроить свою работу и действия при работе с детьми....
- Мне нравится (2)