Сказкатерапия - как метод адаптации в социуме
статья на тему

Трунова Юлия Анатольевна

Одним из основных направлений моей работы является воспитание культуры поведения у дошкольников.  В прошлом году ко мне в группу пришли дети 3 лет. У детей, пришедших из семьи, я сразу обнаружила проблему, они не достаточно хорошо владели культурно- гигиеническими навыками, не знали что такое режим дня, не владели коммуникативными навыками. Поэтому я определила перед собой следующую цель. Прежде всего,  решила привить детям навыки самообслуживания, умение общаться, жить по режиму. Используя различные методы и приёмы, я добилась хороших результатов. Дети стали самостоятельными, овладели навыками общения. Однако, мои наблюдения за детьми показали, что необходимо развивать навыки культурного поведения и нравственные качества. Подумав над реализацией этой задачи, я решила привлечь русскую- народную сказку. Я  согласна с мнением учёных и педагогов, что сказка наиболее близкий жанр для понимания дошкольниками, а русская – народная сказка воспитывает еще и патриотические чувства, нравственные качества, необходимы  каждому человеку.  Естественным  способом  познания  мира для маленькою ребенка являются сказка и игра.  Они пронизывают всю его жизнь, и взрослый должен  увлеченно и искренне провести через этот волшебный мостик ребенка в свой непростой мир. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими  те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Г лавная цель сказкотерапии – максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации.  Для достижения поставленной цели  определяю основные задачи сказкотерапии:

-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы

- устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе

- повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя

- усвоение общепринятых норм общения с другими людьми

- развитие фантазии и воображения, образного мышления

-развитие коммуникативных навыков

Для облегчения организации работы по данному направлению, я создала в группе сказочную зону.  Она   включает в себя: настольный,  пальчиковый, кукольно- марионеточный театр, ширму, подиум, настольные игры,  книги,  аудиозаписи,  костюмы, сундучок с волшебными вещами.

Занятия сказкотерапией  могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать с взрослыми или о которых родители даже и не подозревали, будят воображение,  включают  в творческий процесс

 В работе по сказкотерапии я использую следующие методы:

1.Режиссёрская игра.

2. Салат из сказок.

3.Прослушивание отрывков.

4.Драматизация сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Заранее подготавливаю  декорации, костюмы, подбираю мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту.

5. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку. Дети учатся фантазировать.

6.  Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

7.  Моделирование сказок.  Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий;  обогащает словарь, активизирует речь. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.  Например,  в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски  разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа:  лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

8. Сказки  по-новому. Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами. Колобок   rows   добрый  rows волк

 9. Узнай сказку по песенке героев. Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь.)  Козлятушки, ребятушки!  Отворитеся,  отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

 10. Нарисуй сказку. Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам.

Творческие задания  могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка».1 задание разыграть сказку. Дети распределяют роли. 2 задание рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. 3 задание придумать свою  сказку  "Морковка" (по аналогии).4 задание исполнить по ролям придуманную  сказку.

 

Эти методы, и приёмы я  использую в своей практике и  получаю положительные  результаты. Какие же они?

развивается мелкая моторика и координация движений

снимается физическое и психическое напряжение

преодолеваются  барьеры  общения

улучшаются и активизируются  выразительные  средства общения: пластика, мимика, речь

пробуждается  фантазия и образное  мышление

формируются социальные  навыки, коммуникативные

 

Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет – решение все же остается за Вами, однако это прекрасная возможность взрослому погрузиться в детство, «золотую пору человечества».

Дарю Вам стихотворение  Горянского В. И. «Вы любители сказки»

Если вам кажется наивным – пусть!

Я хочу поделиться всё же:

В моём сердце прекрасная тихая грусть,

Которая всех радостей дороже…

Вы любите ли сказки?..Не верю что нет!

Теперь вы большие, но были дети..

О, как жаль, если и до теперешних лет

С вами вместе не дожили сказки эти

Грустно мне, грустно, как никогда.

Ведь  у вас тоже такие минуты были?

Господа! Вы любите сказки? Скажите: да!

Я хочу, чтобы вы их любили.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnim_iz_osnovnmoya_prizentatsiya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из основных направлений моей работы является воспитание культуры поведения у дошкольников.  В прошлом году ко мне в группу пришли дети 3 лет. У детей, пришедших из семьи, я сразу обнаружила проблему, они не достаточно хорошо владели культурно- гигиеническими навыками, не знали что такое режим дня, не владели коммуникативными навыками. Поэтому я определила перед собой следующую цель. Прежде всего,  решила привить детям навыки самообслуживания, умение общаться, жить по режиму. Используя различные методы и приёмы, я добилась хороших результатов. Дети стали самостоятельными, овладели навыками общения. Однако, мои наблюдения за детьми показали, что необходимо развивать навыки культурного поведения и нравственные качества. Подумав над реализацией этой задачи, я решила привлечь русскую- народную сказку. Я  согласна с мнением учёных и педагогов, что сказка наиболее близкий жанр для понимания дошкольниками, а русская – народная сказка воспитывает еще и патриотические чувства, нравственные качества, необходимы  каждому человеку.  Естественным  способом  познания  мира для маленькою ребенка являются сказка и игра.  Они пронизывают всю его жизнь, и взрослый должен  увлеченно и искренне провести через этот волшебный мостик ребенка в свой непростой мир. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими  те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Г лавная цель сказкотерапии – максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации.  Для достижения поставленной цели  определяю основные задачи сказкотерапии:

-стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы

- устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе

- повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя

- усвоение общепринятых норм общения с другими людьми

- развитие фантазии и воображения, образного мышления

-развитие коммуникативных навыков

Для облегчения организации работы по данному направлению, я создала в группе сказочную зону.  Она   включает в себя: настольный,  пальчиковый, кукольно- марионеточный театр, ширму, подиум, настольные игры,  книги,  аудиозаписи,  костюмы, сундучок с волшебными вещами.

Занятия сказкотерапией  могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать с взрослыми или о которых родители даже и не подозревали, будят воображение,  включают  в творческий процесс

 В работе по сказкотерапии я использую следующие методы:

1.Режиссёрская игра.

2. Салат из сказок.

3.Прослушивание отрывков.

4.Драматизация сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Заранее подготавливаю  декорации, костюмы, подбираю мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту.

5. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку. Дети учатся фантазировать.

6.  Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

7.  Моделирование сказок.  Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий;  обогащает словарь, активизирует речь. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.  Например,  в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски  разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа:  лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

8. Сказки  по-новому. Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами. Колобок   rows   добрый  rows волк

 9. Узнай сказку по песенке героев. Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь.)  Козлятушки, ребятушки!  Отворитеся,  отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

 10. Нарисуй сказку. Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам.

Творческие задания  могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнения творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка».1 задание разыграть сказку. Дети распределяют роли. 2 задание рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. 3 задание придумать свою  сказку  "Морковка" (по аналогии).4 задание исполнить по ролям придуманную  сказку.

Эти методы, и приёмы я  использую в своей практике и  получаю положительные  результаты. Какие же они?

развивается мелкая моторика и координация движений

снимается физическое и психическое напряжение

преодолеваются  барьеры  общения

улучшаются и активизируются  выразительные  средства общения: пластика, мимика, речь

пробуждается  фантазия и образное  мышление

формируются социальные  навыки, коммуникативные

Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет – решение все же остается за Вами, однако это прекрасная возможность взрослому погрузиться в детство, «золотую пору человечества».

Дарю Вам стихотворение  Горянского В. И. «Вы любители сказки»

Если вам кажется наивным – пусть!

Я хочу поделиться всё же:

В моём сердце прекрасная тихая грусть,

Которая всех радостей дороже…

Вы любите ли сказки?..Не верю что нет!

Теперь вы большие, но были дети..

О, как жаль, если и до теперешних лет

С вами вместе не дожили сказки эти

Грустно мне, грустно, как никогда.

Ведь  у вас тоже такие минуты были?

Господа! Вы любите сказки? Скажите: да!

Я хочу, чтобы вы их любили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа

Конспект открытого занятия по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа...

Природная сказкатерапия

Презентация о природе в стихах, о природных объектах и их влиянии на ребенка...

Сказкатерапия.

Сказкотерапия в детском садуЗанятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у мален...

Роль сказкатерапии в духовно –нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

Семья в социуме, социум в семье.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения  царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим,  добрым человеком”....

Сказкатерапия. Виды Сказкатерапии.

Данный материал поможет педагогам и родителям правильно простроить свою работу и действия при работе с детьми....