Мастер-класс для педагогов "Скажем здоровью - Да!"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «СКАЖЕМ ЗДОРОВЬЮ – ДА!»
Цель: сохранение и укрепление здоровья педагога
Задачи:
- формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности;
- устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье;
- профилактика профессионального выгорания.
Участники: педагоги.
Ход мероприятия:
Ведущая: Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга. Скажем вежливо друг другу «Здравствуйте».
Упражнение «Поздороваемся»
Описание упражнения: Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача: поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологический смысл упражнения: Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
Ведущая: «Здравствуй! »- лучшее из слов - Означает: «Будь здоров». А что же такое – здоровье. – Попробуйте дать определение здоровью .На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
З Д О Р О В Ь Е | Задор Движение Оптимизм, образ жизни Радость Образованность Восторг ----------- Единство души и тела |
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Ведущая: что нужно делать, чтобы быть здоровым? Отгадайте загадки.
*Никогда не унываю, И улыбка на лице,
Потому что принимаю, Витамины… (А, В, С)
*Чтобы не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке, Делай каждый день… (Зарядку)
*Болеть мне некогда друзья, В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд, Что дарит мне здоровье… (Спорт)
*Позабудь ты про компьютер. Беги на улицу гулять.
Людям всем полезно очень, Свежим воздухом… (Дышать)
*Наши лучшие друзья ….(солнце, воздух и вода)
* Необходимо приложить старания, следить за правильным…(питанием).
* Крепла чтоб мускулатура, всем нужна нам…(физкультура)
- Чтобы быть здоровым, необходимо подружиться с физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни, дышать чистым воздухом и питаться здоровой пищей.
Купить можно много: Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога, Стремительный скутер,
Коралловый остров (Хоть это и сложно),
Но только здоровье, Купить невозможно.
Оно нам по жизни, Всегда пригодится.
Заботливо надо, К нему относиться.
Ведущая: Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Из за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания. Основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.
Как быть, как помочь себе? Необходимо каждый день уделять себе внимание по несколько минут и делать упражнения.
Профилактика усталости глаз.
ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЬКА
Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву, И обратно в высоту.
(поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна)
Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда.
(повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)
В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали, Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)
В пятницу мы не зевали, Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять, В другую сторону бежать.
(поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)
Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
(посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)
В воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись, Нужно воздухом дышать.
(закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот )
Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
Дыхательная гимнастика.
Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.
Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.
То есть, изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.
Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…
«Радуга, обними меня»
Цель: та же.
И.п.: стоя или в движении.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3-4 с.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Звуковая гимнастика
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.
Звук «О» - воздействует на сердце, легкие.
Звук «Я», «М» - воздействует на работу всего организма.
Звук «ХА» - помогает повысить настроение.
«Голосовая разрядка» - сделать выдох, затем медленный глубокий вдох и задержать дыхание. На выдохе издать резкий звук «Ух!»
Профилактика остеохондроза.
Гимнастика для шейного отдела позвоночника.
1. Подбородок опустите к шее. Поверните голову сначала 5 раз вправо, а затем 5 раз влево.
2. Чуть-чуть приподнимите подбородок. Опять поверните голову вправо 5 раз, потом влево 5 раз.
3. Наклоните голову вправо, пытаясь достать ухом плечо — 5 раз, затем влево 5 раз. Усложнение: голову запрокиньте назад. Постарайтесь правым ухом коснуться правого плеча. То же самое в другую сторону. Повторить по 5 раз в каждую сторону.
4. Голова прямо. Опустить голову вниз, стараясь по возможности прижать подбородок к груди. Усложнение: преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи, прижать подбородок к яремной ямке. Макушка головы при этом тянется вверх.
5. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок.
6. Надавите лбом на ладонь и напрягите мышцы шеи. Упражнение выполните 3 раза по 7 секунд.
7. Напрягая мышцы шеи, надавите левым виском на левую ладонь (3 раза по 7 секунд). А теперь правым виском надавите на правую ладонь (3 раза по 7 секунд).
8. Подбородок прямо, руки на затылок. Надавить затылком на руки 3 раза по 7 секунд.
9. Руки, соединенные в пальцах, подвести под подбородок. Надавить подбородком на руки 3 раза по 7 секунд.
10. Оказывая сопротивление прижатой к височной области ладонью в течение 20 секунд, совершайте поворот головы вправо. Расслабьте мышцы шеи. Поменяйте руку и повторите то же самое в левую сторону.
11. Поднимайте плечи, на сколько, это возможно и удерживайте в таком положении.
12. Промассируйте самостоятельно или с чьей-либо помощью область между костью затылка и его мягкой частью, где находятся мышцы. Воздействие должно быть достаточно сильным в течение 3-4 минут.
13. Промассируйте или разотрите кончиками пальцев верхний и внутренний участок лопатки – место прикрепления мощной мышцы шеи, поднимающей лопатку в течение 3-4 минут.
Пальчиковый массаж. Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца.
Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Антистрессовая гимнастика или упражнения на снятие психомышечного напряжения.
Упражнение "Гора с плеч". Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
Упражнение "Замок". Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в "замке" над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и застывшей шеи, повращайте ими.
Ненадолго присядьте, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов.
Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» - сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.
Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.
Потяните себя за волосы. Затем опустите руки – уф-фы!
Зажмурьте глаза, а потом широко раскройте. Повторите несколько раз.
Календарь радости”.
Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.
Рефлексия: составление кластера
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку
Ведущая: закончить свой мастер-класс хочется словами Сократа: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам».
Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "В здоровом теле - здоровый дух"
Цель: Развивать чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности, формировать у воспитателей ответственность за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни даётся домашнее задание воспитател...
Мастер-класс для родителей "В здоровом теле-здоровый дух" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые, поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции.Забота о...
Мастер-класс для родителей "В здоровом теле-здоровый дух" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые, поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции.Забота о...
Мастер-класс для родителей "В здоровом теле-здоровый дух" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые, поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции.Забота о...
Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"
В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни" прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"
Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования", несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: ...