Опыт работы воспитателя
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Пахомова Лариса Борисовна

«Формирование  художественно – эстетической  культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx38.42 КБ
Файл opyt_raboty_vospitatelya.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад Звёздочка»

Опыт работы по теме:

«Формирование  художественно – эстетической  культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

                                                                                         Воспитатель:

                                                                                         Пахомова Лариса Борисовна

                                                         

                                Получить в детстве начало - эстетического воспитания –                                    значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

 приобщаться к художественному творчеству.

Наталья Алексеевна Ветлугина

Актуальность: 

     На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

 Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

     Приоритетным направлением моей деятельности является художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, что  способствуют формированию  личностного развития, активизации творческого  процесса, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.  Для этого использую  различные виды искусства (рисование, лепка, художественное конструирование).

     Работу  строю в соответствии с основной образовательной программой дошкольной образовательной организации детского сада «Звёздочка», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  и с учётом примерной основной

образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.

Опыт формировался под влиянием взглядов и научных работ кандидата

педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Тамары Семеновны Комаровой. Мною были изучены и использованы публикации и программа эстетического воспитания "Красота, Радость, Творчество" авторы Т.С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина,

А.В.Никитина  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.АЛыковой  «Изобразительная деятельность в детском саду»,   Е.Шабельниковой  « Поделки из пластилина», ознакомившись с которыми,  я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств художественно – эстетического развития детей.

Работу по данной теме начала в средней  группе и продолжила в подготовительной к школе группе.

     Цель моей деятельности  – развитие художественно-эстетической культуры  детей  старшего дошкольного возраста   средствами  декоративно-прикладного  искусство.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приёмами.
  • развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
  • воспитывать  эстетический вкус, потребность в познании прекрасного;
  • поддерживать склонность творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов.   

     Считаю, что для решения задач художественно-эстетического развития  детей дошкольного возраста необходимыми средствами, являются: природа, искусство, художественная деятельность, развивающая предметно - пространственная среда.

Изучив  требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде, исходя из поставленных   задач для формирования художественно-  эстетических способностей детей, определила требования к среде:

развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.

 В создание развивающей предметно-пространственной среды активно подключала  детей, т.к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Продуманная среда развития  сама побуждала детей к активности, проявлению инициативы и творчества.  Так в  группе  были созданы все необходимые условия для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников: оформлены театральный, музыкальный  уголки; уголок  книги – библиотека; разнообразные виды театров; атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых,  игр - драматизаций.

     Эффективно использую, как групповые комнаты, так и  раздевалки: в них размещаю выставки фотографий: «Наши любимцы»,  «Осенняя мелодия»,  так же  размещаю рисунки и  поделки детей из природного материала, выставки к новогодним праздникам – «Новогодняя игрушка», «Снеговичок», « Хоровод новогодней ёлочки»,  осенним – «Осенние фантазии» - поделки из овощей и фруктов…

     В группе  создала  уголок изобразительного искусства, здесь находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования  (краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, кисточки, карандаши, пластилин ...).

Есть разнообразный материал для нетрадиционных форм рисования: трубочки, заостренные палочки, перо, ручки, поролоновая губка, ватные палочки и т.д..

Наличие экспонатов с учётом национально- культурных традиций: изделия народно-прикладного творчества, например,  дымковские игрушки, некоторые из них  были изготовлены вместе с детьми – это дымковские барышни.

Включаю  в среду изобразительные материалы  (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества), что  способствует творческой активности детей.

     Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в группе отведено специальное место: создана  небольшая  «Полочка красоты» - не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним. Работа с «Полочкой красоты» осуществляется в повседневной жизни. Для этого использую любые произведения народного,  декоративно-прикладного искусства.

В уголке  «Моя семья»  размещены альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы различных жанров, сделанные членами семьи.

     Так же в группе регулярно  создаю мини-музеи. Дети чувствуют свою причастность к нему. Они участвуют  в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют музей своими рисунками и поделками.

При пополнении экспонатов в  мини - музее «Хлеб всему голова», дети изготовили калачики в технике тестопластики;   для  музея  «Многообразие ложки» сделали ложку из бумаги и раскрасили ее хохломской росписью; создавая музей  « В мире динозавров»,  дети лепили динозавриков из разных видов пластилина, налепили ящериц в технике миллефиори.

    Моя задача, как педагога, научить детей  понимать прекрасное в искусстве и в жизни, а для этого необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.

 Ожидаемые результаты:

  1. Дети знают нетрадиционные приемы и техники рисования и могут их использовать для развития художественного творчества.
  2. Дети знают традиции русской национальной культуры, народные промыслы.
  3. Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.).
  4. У ребенка развивается мелкая мускулатура рук.
  5. Дети имеют навыки коммуникативного общения.
  6. У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности.
  7. У детей развивается творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление.
  8. У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества.

     Работу  по   развитию   художественно – эстетической  культуры старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство  строю в  трех направлениях:

∙ специально-организованное обучение;

 ∙ совместная деятельность;

∙ самостоятельная деятельность детей.

      Взаимодействие  с детьми осуществляю  с учетом дифференцированного подхода и включением  разнообразных форм и методов работы:

∙ регламентированные занятия художественно- эстетического цикла;

∙ интегрированные занятия;

∙ посещение театров, выставок;

∙ организация самостоятельной художественной деятельности;

∙ организации игровой деятельности детей в течение дня;

∙ занятия по интересам (ИЗО)

∙ организация выставок детского творчества;

∙ конкурсы по выявлению творческих способностей;

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

  • Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.
  • Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации:
  • в рисовании: ладонная и пальцевая техники, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями,  

 «Пуантилизм» - точечная живопись,   в этой технике дети учились рисовать осенние   пейзажи, грибы, животных и т. д.;   

« Эбру» (рисование на воде) -  используя данную технику, дети создают  необычные картины, что дает  возможность каждому ребенку почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства.                                                                                                

  • в лепке: лепка из солёного теста, бумажной массы, фольги
  • в аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина).

     Для развития творческих способностей дошкольников  использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям.

Мной разработаны  проекты по пластилинографии: «Дымковская игрушка», «Как у наших мастеров»,  в которых формируются  и развиваются  основы  художественной культуры через народное декоративно-прикладное искусство;

 проекты «Ящерица», «Куколка» - знакомство детей с техникой «миллефиори», изготовление поделок  в этой технике;

« Оригами» - искусство складывания фигурок из бумаги, в этой технике были изготовлены цветы тюльпан и лилия, а также  модные платья , которые в последующем были подарены мамам, бабушкам на праздники;

     Каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, развить способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников ДОУ в конкурсах районного, городского, регионального уровня. 

В последний год наблюдается позитивная динамика участия дошкольников в конкурсных мероприятиях. Наши воспитанники активно принимали  участие в краевых конкурсах: «Я – сказочник», «Моя очаровательная зверушка»; всероссийских  творческих конкурсах: « Я  - художник – иллюстратор»,  «Подарки

любимой маме», «Рассударики», «Пластилиновые фантазии».

Так же дети   активно участвуют в городских выставках детского творчества: «Пожарная ярмарка», «Пасхальная радость», «Душой к природе прикоснись» и многие другие, где занимают призовые места.

     В образовательный процесс вовлекаю не только детей, но и родителей, чтобы последние могли овладеть педагогическими навыками, которые будут им необходимы  при обучении ребенка в школе. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы: родительские собрания, консультации, «круглые столы» на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе ДОУ, группы, о том, чем занимался ребенок сегодня в саду. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей.

     Одним из условий формирования художественно - творческих способностей детей является - развитие креативности самого педагога.                  

Занимаюсь дизайном в группе, люблю рисовать  (вместе с детьми оформляем группу картинами из соленого теста),  увлекаюсь созданием картин и скульптур из обычного и скульптурного пластилина - это куклы, дымковские барышни, смешарики, фигуры- службы (пожарный, полицейский, врач).  В данный период вместе с детьми работаем над куклами в национальных костюмах.

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

- оформлена развивающая среда в группе;

- сформированы начала  художественно – эстетической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение творческо-художественные умения, которые проявляются  в области разных искусств: рисовании, лепке, художественном конструировании

- дети учатся практическим действиям творческого самовыражения: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов;

- у детей  развивается: творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление культура деятельности, формируются  навыки сотрудничества.

   

     Таким образом,  чтобы развить у наших детей действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность,  дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре (а это одна из главных трудных задач),  нам необходимы три составные части красоты:  литература, живопись, музыка, которые призваны спасти мир.

Так происходит своеобразный вдох – напитывание детей образами, впечатлениями, эмоциями. А после вдоха неизбежен выдох – творческое самовыражение детей. Такой процесс можно назвать «дыханием творчества» 

г. Горняк


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по теме: «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности» Подготовила: Пахомова Л.Б

Слайд 2

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству . Наталья Алексеевна Ветлугина

Слайд 3

Актуальность: Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует развитию творческого потенциала ребенка; развитию художественного восприятия, творческого воображения и художественного вкуса; развитию самостоятельности и творческой активности; расширению тематики детских работ, самостоятельному поиску замыслов и сюжетов; выбору способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности.

Слайд 4

Цель: Развитие детского художественного творчества в продуктивной деятельности, воспитание эстетического восприятия детей в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: формировать навыки работы с различными материалами; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать; поддерживать склонность творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов. воспитывает эстетический вкус, потребность в познании прекрасного;

Слайд 5

Средства: Природа Искусство Художественная деятельность Развивающая предметно - пространственная среда

Слайд 8

Мини - музеи

Слайд 10

Направления : специально-организованное обучение; продуктивная деятельность в кружковой работе творческая проектная деятельность ; самостоятельная деятельность детей.

Слайд 11

Ф ормы и методы работы :  регламентированные занятия художественно- эстетического цикла;  интегрированные занятия;  посещение театров, выставок;  организация самостоятельной художественной деятельности;  организации игровой деятельности детей в течение дня;  занятия по интересам (ИЗО)  организация выставок детского творчества;  конкурсы по выявлению творческих способностей

Слайд 12

« Пуантилизм» «Эбру»

Слайд 14

Метод проектов « Дымковская игрушка» «Как у наших мастеров»

Слайд 15

Ящерица Куколка

Слайд 16

Проект «Волшебный квадратик» 5. « Эбру » -

Слайд 24

Р езультаты: - оформлена развивающая среда в группе; - сформированы начала художественно – эстетической культуры у детей; - сформировано осознанно правильное отношение творческо-художественные умения, которые проявляются в области разных искусств: рисовании, лепке, художественном конструировании - дети учатся практическим действиям творческого самовыражения : стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов; -у детей развивается: творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление культура деятельности, формируются навыки сотрудничества

Слайд 26

Литература: 1.«От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы , Т.С. Комаровой. 2. "Красота, Радость, Творчество" авторы Т.С. Комарова, А.В.Антонова, М .Б.Зацепина 3. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 4. И .АЛыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду» 5. Ш ницкая И.О. Аппликация из пластилина Д .:Феникс, 2008. 6. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с. 7.Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010. 8.Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- « Олма Медиа Групп»,2009.

Слайд 27

Опыт работы по теме: «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности» Подготовила: Пахомова Л.Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

ПРОЕКТ (опыт работы воспитателей средних групп в работе с родителями)

Совместный с родителями проект по ФЭМП у детей средней группы....

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Опыт работы воспитателя в.кв.кат. Cидалиновой Г. Р. «Мобильное приложение AR Tutor «Коммуникатор» в работе с детьми с ОВЗ в частности, с тяжёлыми множественными нарушениями развития ...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...

Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» Ширяевой Л.А. По теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе через досуговую деятельность».

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка - это основа формирования личности. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим усло...