Презентация опытов
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект занятия по детскому экспериментированию
«Волшебница вода» в старшей группе МБДОУ № 21 д. Лосня.
Воспитатель : А. М. Саттарова
ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Цель: расширить и обобщить знания детей о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
обобщать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие. Побуждать самостоятельно, принимать и ставить познавательные задачи, использовать разные способы проверки предположений: эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения.
Развивающие:
развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Продолжать развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
поддерживать эмоциональный отклик детей, самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление оберегать природный мир.
совершенствование словесно – логического мышления. Активизация словаря по теме. Повышать умственную и речевую активность.
Словарная работа:
глобус – макет Земли, планета, температура, туман, пар, иней, град, роса,
Методические приёмы:
Словесный: вводная беседа, пояснение, указание, художественное слово, напоминание, поисковые вопросы
Практический: самостоятельное выполнение детьми заданий
Мотивационный: стимулировать активность детей за счёт включения проблемной ситуации
Оборудование:
Демонстрационный: глобус, картинки с изображением глаз, рта, рук; ёмкости с водой, снег; предметы для мини – сценки: шапочки, накидки…
Раздаточный: одноразовая посуда (тарелочки, стаканчики, ложечки, предметы разных свойств для опытов: кусочки льда, лимона, сахар, соль; плавающие и не плавающие предметы.
Предшествующая работа
рассматривание глобуса, наблюдение в природе за снегом, льдом, водой. Чтение детской познавательной литературы. Проведение экспериментов с водой (вода – лёд, лёд – вода, вода – пар). Рассматривание иллюстраций о неживой природе в детской энциклопедии, беседы по теме, ИКТ («Природные явления», Явления в природе», - снег, вода, роса.)
Образовательные области:
- развивать умение делового общения со сверстниками, связную монологическую речь. Продолжать развивать словарь детей за счёт расширения представлений о неживой природе.
-развивать активность, целостное восприятие мини – сценки, способность к сопереживанию. Формировать эстетическое чувство.
- Учить контролировать свои движения. Побуждать к проявлению творчества в двигательной активности
НОД
1. Артикуляционная гимнастика: "Грибок", "Качели", "Заборчик", "Улыбка - хоботок".
2. Речевая гимнастика: "Комар пищит", "Жук жужжит", «а- у- а- у» (вне слияния)
/Дети стоят в кругу, в центре, на столике глобус/.
Воспитатель: Ребята, что за предмет на столе?
О. д. : Глобус.
Воспитатель: Верно, глобус- это макет Земли, планеты на которой мы живем. Как думаете, почему её ещё называют «голубой планетой»?
О. д. : -
Воспитатель: Да, на нашей Земле очень много воды, значительно больше, чем суши и ни один живой организм не может прожить без воды, вода нужна всем. Назовите, какую жидкость мы пьем, где присутствует вода?
О. д. : Чай, компот, кисель, сок, суп и т. п.
Воспитатель: Вода обладает чудесным свойством: она может растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом.
(Садятся за столы, опыты детей)
Воспитатель: Давайте поиграем с водой!
Опыты детей:
№1. У каждого на подносе стоит стаканчик с водой разной температурой, соломинка, малое количество сахара, соли, кусочек лимона.
Воспитатель: Какая вода по цвету?
О. д: Бесцветная.
Воспитатель: Как вы определили?
О. д. : Глазами (ставим картинку «глаз»)
Воспитатель: Какая она по вкусу?
О. д. : Безвкусная.
Воспитатель: Как определили?
О. д. : Языком (ставим картинку «язык») .
Воспитатель: Определите, холодная или горячая?
О. д. : Холодная.
Воспитатель: Как определили?
О. д. : Руками (ставим картинку «рука»)
Воспитатель: Положите то, что лежит у вас на тарелочках в стаканы. Попробуйте и расскажите, что произошло с водой в ваших стаканах. А помогут вам вот эти картинки (прозрачность, вкус, температура) .
(Дети пробуют на вкус и отвечают на вопросы воспитателя: прозрачная, сладкая, холодная, теплая, горячая)
Воспитатель: Что ты растворил в воде?
О. Д. : Сахар (соль, лимон) .
Воспитатель: Вот волшебница, какая. Но мы знаем, что вода ещё умеет изменяться, превращаться. Послушайте загадки:
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все резные - вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)
Прозрачен как стекло,
А не вставишь в стекло? (Лёд)
Растёт она вниз головой,
Растёт не летом, а зимой? (Сосулька)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
На дворе переполох
Снега сыплется горох. (Град)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Не колючий, светло- синий
По кустам развешан. (Иней)
Воспитатель: А во что ещё может превратиться вода?
О. д. : облака, туман, пар.
Воспитатель: Всё верно назвали. Но вода ещё и большая труженица. По рекам, морям, океанам ходят большие пароходы, которые перевозят различные грузы. Но всё ли может плавать в воде?
Воспитатель: Давайте поиграем с водой!
Опыты детей:
№ 2. У каждого находится предмет (деревянный кубик, железный болт, прищепка пластмассовая, в середине между столами стоят большие ёмкости дети по очереди кладут свой предмет в воду, наблюдают и делают каждый свой вывод.
Воспитатель: Правильно ответили. А как вы думаете, если лёд- это замёрзшая вода, то он будет тонуть?
Воспитатель: Давайте проверим!
2. У детей в тарелках лежит лед, каждый берёт кусочек льда и кладёт в большую ёмкость. Наблюдаю и делают вывод, что лёд плавает и не тонет.
Воспитатель: Где можно наблюдать в природе, когда льды плавают в воде?
О. Д. : На реке весной, ледоход.
Физкультурная минутка: Пластический этюд «Снежинка»
Воспитатель: Мы сейчас отправимся на снежную полянку. Закрывайте глаза, и я вас превращаю в снежинок, которые очутились на снежном облаке, оно такое легкое, пушистое и белое- белое. 1, 2, 3- глаза открылись.
Вот мы и на снежном облаке. Как нас много, облако не выдержало, раскрыло свои двери, и все снежинки закружились в воздухе. Они такие красивые, легкие, пушистые. Упали на землю и стали танцевать свой танец снежинок. Покачиваясь вправо- влево, покружились. Подул ветерок, и они разбежались в разные стороны. Ветер успокоился, все снежинки упали на снежную полянку, образовали красивые сугробы, и уснули. (глаза закрыли) .
1, 2, 3- глаза открыли. Вот снова вы превратились в детей. Посмотрите сколько
снега на полянке. Давайте, слепим снеговика!
(Надеваем на мальчика накидку и шапочку снеговика) .
Потрудились на славу, а теперь присядьте и посмотрите, что с ним дальше произойдёт.
(В это время девочка надевает маску и накидку солнышка)
(Мини- сцепка «Солнышко и снеговик»)
Воспитатель: Зимнее утро. На полянке стоит Снеговик. Ветерок прохладный. Снег чистый- чистый,. У Снеговика встревоженный и озабоченный вид.
Снеговик: (тревожно) Добрый день! Что- то тревожит меня сегодня. Посмотрим, что же будет.
Воспитатель: А на небо вышло Солнышко. Оно заботливо осматривает деревья, кусты. Вдруг видит Снеговика.
Солнышко: Привет, Снеговик! Стоишь? Не таешь?
Снеговик: (вздрагивает) Стою! Не таю!
Солнышко: Давай в прятки играть?
Снеговик: Я буду первым прятаться! (бежит за дерево)
Солнышко: (весело) Ты за деревом!
Снеговик: (перебегает) А теперь? (за куст убегает)
Солнышко: (хитро) За кустом!
Снеговик: (перебегает за колодец) А теперь, где я?
Солнышко: Ты за колодцем!
Снеговик: (снеговик прячется в колодец) .Теперь Солнышко меня не найдёт!
Солнышко: Ага! (осторожно крадётся к колодцу) Ау! Снеговик, где же ты? Одна морковка осталась! (показывает)
Воспитатель: Долго раздумывало Солнышко, куда делся Снеговик?
Солнышко: Вот уже ни за что не думало, что Снеговик меня обыграет.
Воспитатель: Дети, помогите Солнышку, как вы думаете, куда исчез Снеговик?
О. Д. : Растаял, утонул.
Воспитатель: Давайте ещё поиграем С Водой.
ОПЫТЫ детей: Вносится поднос со снегом, дети берут ложечками его и кладут в большую ёмкость с водой, наблюдают и делают вывод: снег растворился, растаял в воде.
Анализ занятия
Воспитатель: Какие игры с водой запомнились?
Воспитатель: Я вам открою небольшой секрет. Вы не просто играли с водой, но вы экспериментировали с ней как настоящие ученные. С заданиями хорошо все справились, теперь вас всех можно называть настоящими ученными.