«Подвижные игры в классификации детских игр»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры
в классификации детских игр».
- Место подвижных игр в общей классификации детских игр.
- Для удобства использования в практике игры классифицируются.
По общей классификации всех видов игр, которые осваивают дошкольники, игры делятся на 2 группы:
Одна группа – игры творческие или сюжетные. В нее входят игра сюжетно-ролевая, режиссерская, фантазийная и театрализованные игры.
Вторая – игры с правилами, в нее входят подвижные игры, а также дидактические и развивающие.
- Творческие игры складываются из действий детей по ходу игры, то есть так, как захотят дети.
Полное наименование игр с правилами – игры с готовым содержанием и правилами. Эти игры приходят к детям полностью готовыми, потому что они специально создаются взрослыми для обучения и развития маленьких детей.
- У группы игр с правилами есть общая технология, которая прописывает, как приобщать детей к любому виду игр из этой группы. Авторы технологии: Н.Михайленко и Н.Короткова отмечают, что характерная особенность ь игр этой группы в соревновательном характере, они протекают как соревнования с другими или с самим собой (справлюсь – не справлюсь).
Соответственно в них есть выигрыш и все игры этой группы развивают устойчивость к неудачам, умение собраться после проигрыша и снова стремиться к победе.
Выигрыш может зависеть чисто от везения, например, лото (как карточки выйдут) – игры на удачу.
Выигрыш может требовать определенной компетентности: умственной (например, викторина – чтобы выиграть, надо иметь знания) или физический (нужны определенные двигательные умения в каких-то основных движениях и физические качества – быстроты, ловкости, меткости…).
Все подвижные игры и требуют и формируют физическую компетентность детей: упражняют в определенных видах движений, развивают физические качества.
Элемент везения в них тоже есть, но нет таких игр, которые зависели бы только от удачи.
- В руководстве приобщением детей к играм с правилами центр – формирование установки на выигрыш: потому что только желание выиграть дает понимание необходимости соблюдения правил. Правила – гарантия равных шансов на выигрыш.
А выигрыш – это сравнение результатов всех участников. Дети становятся способными это понять в среднем возрасте, поэтому до среднего возраста игры идут без установки на выигрыш: доигрываем все до конца. Со средней группы обращаем внимание на выигрыш, на соревновательность в игре и на соблюдение правил.
В старшем возрасте вводим линию творческих внесений в эти готовые игры: в основном за счет правилотворчества, изменения и придумывания правил, также это может быть придумывание сюжетной основы игры.
- Классификация подвижных игр.
Подвижная игра – собирательное понятие. Она охватывает многочисленные разнообразные игры, построенные на движениях.
- Подвижные игры делятся на две группы: спортивные и вторая группа, куда попадают все остальные, - элементарные подвижные игры. Элементарные, видимо, в том смысле, что осваивать их гораздо проще, чем спортивные. Именно эти игры специально создавались для физического развития дошкольников.
- Спортивные игры создавались не для дошкольников, и детей обучают не полноценным спортивным играм, а их сильно упрощенным аналогам, но и в таком упрощенном виде эти игры требуют длительного обучения.
Всю группу обучают какой-либо коллективной игре с мячом (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей с шайбой или мячом). Освоение начинается со среднего возраста сначала в виде упражнений «Школы мяча» и продолжается весь старший возраст.
Для самостоятельной физкультурно-игровой деятельности детей учат также парным спортивным играм – настольный теннис, бадминтон.
Особый случай такие спортивные игры шашки и шахматы. В старшем возрасте обучение им обязательно, но в классификации детских игр они относятся к играм развивающим. Яркий их пример, потому что с одним игровым набором (доска и набор фигур) может сложиться сколько угодно вариантов разыгрывания.
- Основная классификация элементарных подвижных игр идет по двигательному содержанию, по доминирующему в игре основному движению (игры с бегом, с прыжками…). В сборниках игры делят еще и по возрастным ступеням (для детей какого возраста создана игра).
Бывают подборки, особенно для старшего возраста, и по физическим качествам: игры на равновесие, силовые качества и др.
- По динамике игры подразделяются также по степени двигательной активности- малой, средней, высокой (большой). Это важный момент в подборе игр, потому что когда дети увлечены игрой, они не замечают усталости и могут переутомиться.
- По тематическому содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них движениями. В бессюжетных играх (Найди пару. Чье звено быстрее построится) движения у всех одинаковые.
- Особая подгруппа – «пограничные» в терминологии «Детства» игры – те, которые решают задачи сразу нескольких направлений развития. Эти игры – пример интегративных форм с равноправными задачами разных направлений развития.
Например, «Кто скорее добежит до дерева, которое назову». Для выигрыша надо и бегать быстро и деревья знать. Интегрированными можно считать и народные подвижные игры, в них решаются задачи и физического развития, и познавательного (представления из области народной игровой культуры), и социального-коммуникативного (воспитание патриотических чувств, толерантности).
- Есть еще большая группа игр с движениями – музыкальных. С одной стороны все они также интегрированы, потому что упражняют детей в основных движениях (ходьбе, беге, поскоках), но эта задача в них сопутствующая, а приоритетны задачи музыкального воспитания. Эти игры упражняют детей в выразительности движений: выразить через движения образы, поэтому надо различать музыкальные хороводные игры в кругу (они требуют плавного шага, подчеркнутой выразительности движений) и подвижные игры в кругу (где нужны быстрота, ловкость, увертливость).
В практике хороводные игры под стихотворения используются и в физическом развитии и тогда надо обращать внимание на выразительность движений; а на музыкальных занятиях и досугах могут использоваться для развлечения детей подвижные игры под музыку (ловишки разного рода), но надо учитывать, что художественно-эстетическому развитию они не особо соответствуют.
Литература:
- Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 4е изд. – М: Академический проект, 2002. (Руководство практического психолога).
- В.Н. Шебеко, В.А.Шишкина, Н.Н.Ермак. Методика физического воспитания в дошкольных упражнениях. – Минск: Университет, 1998. Стр. 78-79.
- Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1999. Стр. 43, 52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры в детском саду
Картотека игр поможет начинающим инструкторам по физической культуре разнообразить свои физкультурные занятия, как в зале, так и на улице....
Подвижные игры в детском саду.
Подвижные игры могут быть предложены детям, как воспитателями на прогулках, так и инструкторами по физическому воспитанию....
Подвижные игры в детском саду как универсальное средство развития физических способностей детей
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, разви...
Подвижные игры в детском саду
Движение - это жизнь. Маленькие дети очень много двигаются. и чтобы их движения не были хаотичными существуют подвижные игры. в данном материале представлены игры от 5 до 7 лет....
Актуальность подвижной игры в детском саду.
Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является одной из важнейших задач нашего детского сада. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразны...
Подвижные игры в детском саду с экологическим содержанием.
Подвижные игры в детском саду с экологическим содержанием. ...
Подвижные игры в детском саду и дома.
Описание игр для разных возрастов для педагогов и родителей....