Краткосрочный исследовательский проект «Загадка колыбельных песен»
проект (старшая группа) по теме

Ольга Святославовна Пашкевич

Хорошей традицией в нашем детском саду, стало празднование дня толерантности, каждый год все группы готовят номера связанные с культурой народов нашей страны, ближайшего и дальнего зарубежья. Мы с ребятами решили исполнить колыбельную песню на белорусском языке. В ходе работы над номером у детей возникали вопросы: Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал? И мы решили побольше узнать о колыбельных и разгадать их загадку, реализовав проект «Загадка колыбельных песен».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект299.07 КБ
Файл Выступление1.89 МБ
Файл Игра Уложим куклу спать13.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 «Родничок»мадоу дс новая

Краткосрочный исследовательский проект

C:\Users\dns\Documents\Youcam\pagephotos_342_506ea181e9a51b7dc97a3059991412b2aad8c94352294.jpg

«Загадка колыбельных песен»  

группа общеразвивающей направленности

от 5-ти до 6-ти лет №5 «Ягодка»

Воспитатель: Пашкевич О.С.

2015

Паспорт проекта

«Песня матери – главная песня в мире;
начало всех человеческих песен»

Традиция петь колыбельные песни уходит в глубь веков — настолько далеко, что сейчас уже никто не может точно сказать, когда она возникла. Однако у всех народов мира, во всех известных культурах эта традиция присутствует. Причем пению колыбельных всегда придавалось очень серьезное значение: про жестокого и бессердечного человека, например, говорили, что ему мать не пела колыбельных...  Так почему же простая убаюкивающая песенка на ночь считается настолько важной, что передается из поколения в поколение на протяжении тысячелетий? Что в ней особенного? 
              Во всех культурах мира колыбельная — это песня, причем со своим оригинальным образным рядом. В русских колыбельных ребенку встречаются бука и волк, но вместе с ними непременно называются мама и папа, дедушка с бабушкой, и двор, и котик, и лошадка.   Точно так же и в других культурах есть определенное количество персонажей и событий, которые повторяются в каждой колыбельной, а зачастую пропеваются несколько раз в течение одной песни. В колыбельных обязательно обращаются к ребенку — где-то по имени, где-то обобщенно: кроха, малютка и так далее, его корят за какие-то проступки или, наоборот, за что-то хвалят, сравнивают с кем-то — и таким образом малыш получает очень значимую для себя информацию об окружающем мире. 
             Довольно часто различаются колыбельные для мальчиков и для девочек. Девочке поют, что когда она вырастет, то станет хозяюшкой, красавицей, помощницей. А мальчику рассказывают, каким смелым, сильным и трудолюбивым он будет. Если мать постоянно поет ребенку о том, что он вырастет хорошим, добрым, сильным, красивым, будет делать то, что нужно, и не совершать ничего дурного, то она естественным образом закладывает в подсознание малыша определенную программу. И некритически, без барьеров воспринимаемая в этом состоянии предзасыпания информация действует на ребенка, программируя его дальнейший жизненный путь.          Издревле считалось, что текст колыбельной — своего рода заклятие. Многие ученые прослеживали связь между колыбельными и заговорами. Например, у народности ханты мать сочиняет индивидуальную колыбельную для каждого ребенка, только одному ребенку ее поют, и потом эта песня всю жизнь служит человеку оберегом.

Тип проекта:

по методу – познавательно – исследовательский;

по содержанию – художественно эстетическое развитие ребёнка;

по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;

по количеству участников – групповой, дет 5-6 лет, родители, воспитатели;

по продолжительности – краткосрочный (1 месяц, ноябрь).

Проектная идея: хорошей традицией в нашем детском саду, стало празднование дня толерантности, каждый год все группы готовят номера связанные с культурой народов нашей страны, ближайшего и дальнего зарубежья. Мы с ребятами решили исполнить колыбельную песню на белорусском языке. В ходе работы над номером у детей возникали вопросы: Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал? И мы решили побольше узнать о колыбельных и разгадать их загадку, реализовав проект «Загадка колыбельных песен».

Актуальность проекта: Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой колыбельной песенки! Её пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестра или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, пестуний, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас? У современных мам всё расписано по часам, и ребёнок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребёнку колыбельную песню, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или ребёнок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной, как средства развития ребёнка и общения с ним.  Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. Несмотря на то, что в современном мире где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.       

Цель проекта: изучение роли колыбельной песни в жизни ребёнка.

Задачи проекта: 

1. Определить истоки колыбельных песен.

2. Собрать картотеку колыбельных песен.

3. Провести сравнительную характеристику сюжетов старинных и современных колыбельных песен.

4. Выявить особенности содержания колыбельных, которые влияют на сон ребёнка.

5. Выяснить мнение детей и взрослых о значении колыбельных песен в жизни ребёнка.

Предполагаемый результат: дети узнают много интересной информации о колыбельных песнях, разучат некоторые из песен. Познакомятся с колыбельными разных стран. Исполнят колыбельную песню на белорусском языке «Калыханка», на празднике посвящённом дню толерантности.


План реализации краткосрочного проекта «Загадка колыбельных песен»

Образовательная область, форма работы

Совместная деятельность

педагога с детьми

Организация развивающейся среды для самостоятельной  и образовательной деятельности детей

Взаимодействие с семьями

Итог проекта

Познавательное развитие 

-Знакомство детей с колыбельной песней, её значением в жизни разных народов

-Создание словаря с картинками не понятных детям слов (устаревших, с последующим пополнением).

-Оформление выставки литературы «Баю-баюшки-баю»

- Привлечение родителей  к издании словаря, закрепление с детьми значение устаревших слов, организации выставки

«Баю-баюшки-баю»

-Итоговое мероприятие: выступление  с номером исполнения колыбельной песни на белорусском языке «Калыханка» на празднике посвящённом дню толерантности.

-Оформление материалов проекта в  тематическую папку

-Представление материалов проекта на итоговом педсовете

Речевое развитие

Заучивание  колыбельных песен.

Знакомство с обрядом засыпания (знакомство с люлькой, как необходимой частью для засыпания).

-Подбор литературы по теме проекта

- Консультация «Роль колыбельной песни в жизни ребёнка»

Художественно-эстетическое развитие

- Слушание

- Прослушивание песни из мультфильма «Калыханка»

- Рисование на тему «Ой люленьки, люли моя деточка усни»

-Драматизация "Сказка о глупом мышонке"

-Оформление картотеки «Колыбельные»

Предложить родителям оказать помощь в изготовлении костюмов для выступления на фестивале.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра "Укладываем дочку спать"

-Инсценировка обряда засыпания ребёнка.

-Методическая разработка игры "Укладываем дочку спать"

Предложить родителям дома поиграть в игру


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу спать»

Цель игры: Совершенствовать умения заботиться о «дочке», накормить ее, уложить спать. 

Задачи: Воспитывать нежные чувства, ласку, доброту, любовь к ближнему, желание заботиться о кукле – «дочке», во время кормления разговаривать с «дочкой», укладывая спать, спеть колыбельную песенку.  Воспитывать дружеские взаимоотношения. 

Предварительная работа: беседа о маме, бабушке, как они заботятся о детях, рассматривание сюжетных картинок «Мама одевает ребенка», «мама читает книжку», «Мама укладывает дочку спать», картина «Семья», дидактическая игра «У нас порядок». 

Индивидуальная работа: кормление куклы, укладывание спать. 

Атрибуты к игре: строительный материал (напольный), кукольная посуда, постельные принадлежности: матрац, простынка, подушка, одеяло, салфетки, игрушки-заместители. 

Ход игры:


Задумка: дочки захотели попить чай с печеньями, а потом поспать. 
Дети: Надо о них позаботиться, построить стол со стульчиком и кроватку, чтобы было приятно ей кушать и удобно спать.  Куклы-«дочки» «ждут» на полочке, дети строят из кубиков и кирпичиков стол, стул, кровать. Накрывают на стол необходимую посуду и столовые приборы, подбирают постельные принадлежности по размеру кроватки и куклы.  

            Воспитатель-режиссер наблюдает за игрой детей, подсказывает советом, пожеланием, как лучше сделать, какую строительную деталь подобрать. Когда стол накрыт, дети берут кукол, «угощают» их, разговаривают. После «кормления» «дочки» захотели поспать. «Мамы» укладывают «дочек» спать, «папы» поют колыбельную песенку или рассказывают стихотворение. Воспитатель советует, какие колыбельные можно спеть.

            В ходе игры следит за взаимоотношением детей в игре, помогает подобрать игрушки-заместители, поделиться с соседом по игре.  Когда «мамы» и «папы» уложат «дочек» спать, воспитатель останавливает игру: «Пусть дочки ваши пока отдохнут, а мы поговорим, какими вы были «мамами» и «папами». 

Анализ игровой деятельности: Как позаботились о «дочках»? Успели ли покормить? Чем угощали? Понравилось ли «дочке» угощение? Как догадался? Успели ваши «дочки» поспать? Приятно ей лежать на кроватке? Почему? Кто какую песенку спел, стишок прочитал, сказку рассказал? Дети рассказывают, как заботились о «дочках», давая самооценку своей деятельности. Воспитатель дает общую оценку игре. 
          Воспитатель: Понравилось вам заботиться о «дочках»? Еще будем в следующий раз угощать кукол-«дочек»? А теперь ваши дочки, я думаю, поспали, отдохнули. Несите мне их, посадим на свое место. Убираем по порядку все игрушки и строитель на место. С чего начнем? Да, сначала посуду и постельные принадлежности, а потом строитель. 
Дети убирают атрибуты под руководством взрослого на свои места. 
          Воспитатель: Посмотрим, порядок в группе? Все игрушки на своих местах? Можно и погулять.  Во время одевания, на прогулку, в вечерние часы в свободное время, в индивидуальной работе воспитатель еще раз возвращается к анализу игры с теми детьми, кто не успел высказаться или еще хочет рассказать о заботе о «дочке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – исследовательский проект «Загадки небесных красок - радуги»

Данный проект призван сформулировать представление об одном из явлений природы – Радуге. ...

Детский исследовательский проект "Загадки воздушного шарика"

Исследоваительский проект для воспитанников младшей группы детского сада. Цель проекта -выявление причин, по которым одни шарики улетают вверх, а другие падают вниз....

Исследовательский проект "Загадки воды"

Исследовательский проект "Загадки воды"...

Детский познавательно-исследовательский проект «Загадки природы»

Тип проекта: познавательный.Признак проекта: экологический.По характеру контактов: дети, воспитательПо количеству участников: 3 детейПо продолжительности: краткосрочныйПредмет изучения – предмет...

Детский исследовательский проект «Загадка воздушного шарика»

Детский исследовательский проект «Загадка воздушного шарика» Актуальность: Заключается в том, что каждый ребенок может почувствовать себя исследователем и проводить различные опыты и ...

Познавательно – исследовательский проект «Загадка разноцветных конфет»

Познакомить детей со свойствами веществ, входящих в состав конфет, расширить знания детей о влиянии употребления конфет на здоровье зубов....

Исследовательский проект " Загадки голоса"

Как известно, на логопедических занятиях ребенок включен в разнообразные виды деятельности; он говорит, совершенствует звукопроизношение, пишет, читает, отвечает на вопросы. Но по его поведению и по о...