Помощь семье в вопросах речевого развития детей раннего возраста
консультация (младшая группа) по теме
Одной из основных задач логопедической работы является своевременная квалифицированная помощь родителям детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_seme_v_voprosah_rechevogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощь семье в вопросах речевого развития детей раннего возраста
"Все - и хорошее и плохое человек получает в семье".
Эта педагогическая мудрость известна, наверное, всем. Именно семья является важнейшей средой формирования личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение- это два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного физического, нравственного, в том числе речевого развития ребенка необходимо двухстороннее взаимодействие. Семья должна и обязана на первых этапах жизни ребенка быть связующим звеном с окружающим миром познания.
Данные научных исследований свидетельствуют, что каждый возрастной этап, в том числе и период раннего детства, таит в себе закономерности и условия благоприятного речевого созревания. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления, возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи. Решить проблемы совершенствования понимания речи взрослых, формирования собственной активной речи, овладения средствами и способами восприятия, перехода к наглядно-образному мышлению, проявления простейших форм знаковой функции, отвлеченности и обобщенности, значит решить проблемы раннего возраста, обеспечить полноценное речевое развитие детей в дошкольном периоде.
Все выше сказанное актуализирует проблему оказания помощи семье в вопросах речевого развития ребенка. К сожалению, практика показывает, что работа с родителями детей 2-3 лет в дошкольных образовательных учреждениях в данном направлении чаще всего осуществляется формально и односторонне, в лучшем случае семья является лишь объектом общего профилактического воздействия.
Идеи оказания помощи родителям в овладении эффективными методами развития речи составляет важную проблему, требующую в большей степени практических решений.
Результаты проведенного анкетирования с родителями младших возрастных групп позволили сделать следующие выводы:
- молодые семьи испытывают затруднения, чем лучше занять ребенка в выходные дни, вечернее время, период отпуска, болезни.
- родители не имеют четких представлений о нормативах речевого развития ребенка на данной возрастной ступени и испытывают затруднения в целенаправленной организации жизнедеятельности ребенка в данном направлении.
В целях повышения эффективности организации содержательной стороны взаимодействия с семьей, была продумана технология оказания помощи родителям в речевом развитии детей раннего возраста.
С учетом разработанной технологии, работу с родителями предлагаем организовать в два этапа. Подготовительный этап работы - теоретико-диагностический - предполагает знакомство родителей с сущностью рассматриваемой проблемы, изучение состоянии ситуации, специфичности поведения ребенка в ней, позиции взрослых. Основной этап - практико-ориентированный- предполагает совместное решение проблемы, проработку наиболее оптимальных способов поведения в ней взрослого: приобретение необходимых умений, осознанного отношения к ситуациям затруднительного общения с ребенком.
Примерная структура родительского собрания подготовительного этапа:
- Начальная дискуссия по рассматриваемой проблеме
- Ознакомление родителей с примерными нормативными показателями речевого развития ребенка раннего детства.
- Беседа о значимости игрушки в жизнедеятельности ребенка. Знакомство с содержанием игрового уголка.
- 4.Анкетирование родителей. Получение первичной информации о проблемах в организации жизнедеятельности ребенка.
- Полезные советы, рекомендации.
Примерная структура семинара-практикума основного этапа:
- Беседа по результатам проведенного анкетирования.
- Рассматривание возможных совместных видов деятельности взрослого с ребенком.
- Уточнение основных правил совместного общения.
- Тестирование родителей с целью закрепления приобретенных знаний.
- Совместное решение педагогических задач.
Необходимо отметить, что в качестве основных правил взаимодействия с ребенком, рекомендуемых родителям, могут быть представлены следующие:
- не ругайте ребёнка за плохую речь. Это не поможет, а только усилит проблему.
- не «подделывайтесь» под детскую речь, искажая слова. Это лишь тормозит усвоение звуков и своевременное овладение словарём.
- не передразнивайте ребёнка за неправильное произношение звуков, слов, фраз. Это приведёт только к невротическим расстройствам.
- не перебивайте ребёнка, если он допускает речевые ошибки. Иначе он никогда не научится заканчивать свои высказывания и не освоит образец.
- не говорите с ним быстро, иначе ребёнок не воспримет чёткого произношения всех звуков и слов.
- не нагружайте его сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ребёнку слова, заучивать сложные стихотворения и т.п. это приведёт к нежеланию заниматься вообще.
- не требуйте правильного произношения звуков в тот период жизни маленького человека, когда этот процесс ещё не закончен. Иначе ребёнок станет замкнутым или раздражительным, проявит агрессию.
В условиях развития речевой активности ребенка взрослым может быть предложен калейдоскоп следующих видов совместной деятельности: чтение стихов, сказок, потешек, песенок; знакомство с окружающим миром предметов, живым миром; беседа по картинкам, рассматривание игрушек-зверюшек; рисование, лепка, конструирование; ролевые игры, обучение игровым замещениям (когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве); пение песен, выполнение игровых заданий с простым материалом.
Темы семинаров- практикумов, предлагаемые родителям раннего возраста:
- Общение с детьми в семье;
- Как заниматься развитие речи дома?
- Творческие игры, обучение общению;
- О развитие ребенка, о его интересах;
- Что должен уметь ребенок этого возраста.
Таким образом, мы считаем, что организуемая работа с семьей по предложенной технологии в форме семинаров – практикумов в рамках школы для родителей детей раннего возраста, позволяет оказать действенную практическую помощь родителям в речевом развитии ребенка раннего возраста, повысить уровень их педагогической компетентности в важных вопросах непрерывной цепи поступательных качественных преобразований речевой сферы в эпоху раннего детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ».
Речевое развитие дошкольников....
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.
Речевая культура, взаимодействие с родителями....
«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста».
Цель работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье ...
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"
Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....