Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)
методическая разработка (старшая группа) на тему
Сценарий праздника, направленный на ознакомления детей дошкольного возраста с одной из традиций встречи весны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)
Подготовила воспитатель первой категории Щербатюк И. И.
МДОУ «д/с №125 к. в.» 2017г
Программные задачи:
Обогащение личного опыта детей знаниями о фольклорных традициях и играх жителей Южного Урала. Знакомство детей с фольклорным жанром музыкального искусства. Подведение детей к пониманию того, что народные традиции связаны с современностью.
Цель:
Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом. Закрепить знания детей о народных играх Южного Урала. Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы. Вызвать интерес к культуре и традициям родного края через народные игры. Создать бодрое и веселое настроение.
Оборудование:
Национальные костюмы для детей (русский, татарский, башкирский), костюмы для ведущих, солнышко на шестке, национальная музыка, мешочек, горшочек.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к совместному педагогическому процессу, воспитание любви к народным традициям. Готовят угощения.
Предварительная работа:
Ознакомление детей с русским народным пением, хороводом, его элементами, закличками, поговорками, костюмами.
Оформление зала:
Зал разделен на две части: справа макет избы, посередине печь, на ней матрац, подушка и тулуп, под тулупом «спят» дети, слева – плетень. В печи спрятан поднос с жаворонками. Около печи стол с чугунком, в чугунке тесто для раскатки, на столе скалка. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». (Дети В русских костюмах входят в зал и садятся.)
Ход праздника
1Вед (родитель): На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
2 Вед (родитель): Здравствуйте, гости дорогие!
Позади трудовой день и когда солнышко склонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, да на других посмотреть, да добрым словом перемолвиться. И у нас сегодня посиделки.
Девочка: Эй, девчоночки-подружки, веселушки-хохотушки.
Мальчик: Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Вместе: Выходите поиграть, посиделки начинать!
хоровод «Во поле береза стояла» уральская. н. п.
1 Вед: Ребята, мы живем в стране Россия.
Россия…Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то…
А как называется то место в России, край где мы живем?
Дети: Южный Урал.
1 Вед: А в каком городе на Урале мы живем?
Дети: В Магнитогорске.
1 Вед: Да живем мы на Южном Урале. А знаете вы, что у нас есть высокие Уральские горы. И самая высокая гора Ямантау - 1640, а еще есть гора Магнитная.
А еще у нас на Урале много рек Кама, Чусовая, Белая, Урал, Печора, Уса, Тобол, Тура, Лозьва. А какая река протекает через наш город?
Дети: Урал
1 Вед: У нас на Урале огромные леса. Взгляните какие они красивые и могучие.
(Показ репродукций на интерактивном экране)
Ребята. а знаете ли вы какие народы проживают на Южном Урале? Мы с вами кто?
Дети: Русские.
1 Вед: А еще на Южном Урале живут башкиры, ханты, манси, удмурты, коми, татары.
2 Вед: Мы с вами говорили, что на Урале живут башкиры. «Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
1 Вед: А сейчас будем продолжать наши посиделки. Наш талантливый народ не только хорошо трудился, но и сочинял песни, сказки, потешки, хороводы, пляски и игры. И конечно у каждого народа есть свои традиции. И все это называется народный фольклор. И вот сегодня мы собрались, чтоб в очередной раз вспомнить традиции народов Южного Урала и их народный фольклор.
Ребенок: Фольклор достался нам в наследство
От тех, что знать мы не могли.
Частушки, игры, пляски, песни –
Душа народа и земли.
2 Вед: На наш праздник, прибыли представители народов, населяющих Южный Урал. А сейчас к нам выходят весёлые татары.
Звучит татарская народная музыка.
(Выходят мальчик с девочкой, одетые в татарский национальный костюм).
Девочка: (достаёт волшебный мешочек):
Вот, ребята, вам мешочек, там сидит один дружочек,
В мешочек руку опускай, что лежит там – доставай!
(девочка держит мешок мальчик достает горшок)
Мальчик: Здесь горшок из Татарстана,
Чудесный, гладкий, без изъяна!
К нам на праздник наш попал,
и друзей вокруг собрал!
Все горшки мы соберём – продавать пойдём!
Татарская народная игра «Продаём горшки»
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— ЭЙ, ДРУЖОК, ПРОДАЙ ГОРШОК!
— ПОКУПАЙ.
— СКОЛЬКО ДАТЬ ТЕБЕ РУБЛЕЙ?
— ТРИ ОТДАЙ.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если on начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
(Игра повторяется 2-3раза)
1 Вед: Дорогие гости, наши ребята знают много пословиц татарского народа, и вам их сейчас расскажут. (рассказывают пословицы).
Прощаются, уходят татары.
2 Вед: А мы с вами встречаем гостеприимных башкир.
Звучит башкирская народная музыка
(Выходят мальчик с девочкой, одетые в национальный башкирский костюм).
-Уважаемые гости, ребята готовились к вашему приходу и выучили много башкирских пословиц и поговорок, и сейчас вам их расскажу.
Девочка: У жителей Башкирии из войлока есть дом -
Переносная юрта, тепло, уютно в нём!
Играют они в «Юрту», весёлую игру,
И с ней мы познакомим сегодня детвору!
Башкирская игра «Юрта»
Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:
Мы все ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.
(Игра повторяется 2-3раза)
(Прощаются и уходят)
1 Вед: Встречаем гостеприимных Русских. (Звучит русская народная музыка)
Мальчик с девочкой, одетые в русский национальный костюм, выходят на середину .
Девочка:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Мальчик: - У русского народа есть веселая игра «Золотые ворота» и сейчас мы предлагаем вам поиграть в нее. (проводится игра) .
Русская народная игра «Золотые ворота».
8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.
Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:
– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.
На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.
Вед. 2: Ребята кроме традиционных игр у каждого народа есть еще пословицы и поговорки.
А кто знает русские пословицы и поговорки? (дети называют пословицы)
(Дети говорят спасибо, Русские, прощаются и уходят)
1 Вед: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны – «Сороки» мы отмечаем 22 марта.
В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им теплый прием, по традиции накануне пекут печенье, которое называют по-птичьи – «жаворонки», «кулики», «чувилики».
Вместе с прилетом птиц встречали весну песнями-веснянками, шутками-прибаутками, хороводами, играми.
Инсценировка
На печи лежат хозяйкины дети
Ведущий: Рано-ранешенько вставала хозяйка дома в праздник и, затопив печь, принималась раскатывать тесто, напевая:
Хозяйка (родитель) (берет тесто из чугунка, начинает его раскатывать):
Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песнь, песню звонкую,
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.
Пташка малая ль, голосистая.
Про житье-бытье, про нездешнее.
Ведущий: Приговаривала хозяйка заговорные слова.
Хозяйка:
По белому, по чистому,
по зазнобчивому,
Зорями крученому
Катись, бел-крутой, бел-золотой.
Сын (родитель) (просыпаясь): Мам! А ты чего так рано встала?
Хозяйка: Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!
Сын (потягиваясь): А какое сегодня число?
Хозяйка: 22-е марта, соня-засоня. Сороки наступили.
Уж солнце красное над полем встало,
На горе всех в игры собрало:
Жаворонков люди ждут,
Что весну на Русь ведут.
Сын: А правду рассказывают, будто на Сороки не только птицы на Русь прилетают, но и кикимору прочь гонят? Верно ли, что, если кикимора облюбует чей двор – беда грозит.
Хозяйка: Верно, да про то вестИ речи не след: накличешь беду на свою сторону.
Дочь хозяйки, проснувшись, щиплет брата под одеялом.
Сын: Ой! (Угрожая сестре) Напугала до смерти (Между братом и сестрой завязывается борьба).
Хозяйка (останавливая их и по очереди снимая с печи): Ну, хватит баловаться. Бегите на улицу, пойте веснянки.
Вот вам по жаворонку,
Чтобы пили водицу как птицы,
Чтобы хворобы не знали,
Чтобы росли как трава по весне.
А теперь - бегом весну встречать!
А то вас никто ждать не будет.
Выбегают дети с "жаворонками" и, что есть силы, кричат, закликая жаворонков и весну.
Сын: Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Дочь: Ой, вы, жавороночки, жавороночки!
Ой, летите в поле, несите здоровья:
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье.
Вместе: Весна, весна, красная,
Приди, весна, с милостью,
С великой благодатью.
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей.
Приходи, приходи,
Солнцем светом озари.
(кланятся все вместе и уходят)
1 Вед: Ребята, мы с вами говорили, что на Южном Урале живут разные народы. У них свой язык, свои песни, свои игры, традиции. И посмотрели инсценировку как раньше встречали весну.
1Вед: (вместе) Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: 1,2 Вед: До свиданья!
До приятных новых встреч
2Вед: И прощаясь вам желаем
В мире жить и всем дружить
Родным краем дорожить
А на праздниках веселых
1,2 Вед: (вместе) Петь, плясать и не тужить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместного с родителями фольклорного праздника "Посиделки у околицы"
Сценарий данного мероприятия "Посиделки у околицы" предназначен для воспитателей ДОУ и музыкальных руководителей и рекомендован для проведения в старших, подготовительных группах. Посвященны...
Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)
Этот сценарий помогает пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом....
Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"
Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"...
Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»
Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...
Игры - забавы народов Южного Урала.
Познакомить детей с играми народов проживающих на территории Южного Урала....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности ...
"Картотека бесед по ознакомлению дошкольников с историей и традициями Южного Урала"
Региональный компонент...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень интересно. Спасибо.
Очень интересно. Спасибо.