Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Щербатюк Ирина

Сценарий праздника, направленный на ознакомления детей дошкольного возраста с одной из традиций встречи весны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)

Подготовила воспитатель первой категории Щербатюк И. И.

МДОУ «д/с №125 к. в.» 2017г

Программные задачи:

Обогащение личного опыта детей знаниями о фольклорных традициях и играх жителей Южного Урала. Знакомство детей с фольклорным жанром музыкального искусства. Подведение детей к пониманию того, что народные традиции связаны с современностью.

Цель:

Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом. Закрепить знания детей о народных играх Южного Урала. Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы. Вызвать интерес к культуре и традициям родного края через народные игры. Создать бодрое и веселое настроение.

Оборудование:

Национальные костюмы для детей (русский, татарский, башкирский), костюмы для ведущих, солнышко на шестке, национальная музыка,  мешочек, горшочек.

Работа с родителями:

Привлечение родителей к совместному педагогическому процессу, воспитание любви к народным традициям. Готовят угощения.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с русским народным пением, хороводом, его элементами, закличками, поговорками, костюмами.

Оформление зала:

Зал разделен на две части: справа макет избы, посередине печь, на ней матрац, подушка и тулуп, под тулупом «спят» дети, слева – плетень. В печи спрятан поднос с жаворонками. Около печи стол с чугунком, в чугунке тесто для раскатки, на столе скалка.  Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»(Дети В русских костюмах входят в зал и садятся.)

Ход праздника

1Вед (родитель): На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

2 Вед (родитель): Здравствуйте, гости дорогие!

Позади трудовой день и когда солнышко склонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, да на других посмотреть, да добрым словом перемолвиться. И у нас сегодня посиделки.

Девочка: Эй, девчоночки-подружки, веселушки-хохотушки.

Мальчик: Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,

Вместе: Выходите поиграть, посиделки начинать!

хоровод «Во поле береза стояла» уральская. н. п.

1 Вед: Ребята, мы живем в стране Россия.

Россия…Какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то…

А как называется то место в России, край где мы живем?

ДетиЮжный Урал.

1 Вед: А в каком городе на Урале мы живем?

Дети: В Магнитогорске.

1 Вед: Да живем мы на Южном Урале. А знаете вы, что у нас есть высокие Уральские горы. И самая высокая гора Ямантау - 1640, а еще есть гора Магнитная.

А еще у нас на Урале много рек Кама, Чусовая, Белая, Урал, Печора, Уса, Тобол, Тура, Лозьва. А какая река протекает через наш город?

Дети: Урал

1 Вед: У нас на Урале огромные леса. Взгляните какие они красивые и могучие.

(Показ репродукций на интерактивном экране)

Ребята. а знаете ли вы какие народы проживают на Южном Урале? Мы с вами кто?

Дети: Русские.

1 Вед: А еще на Южном Урале живут башкиры, ханты, манси, удмурты, коми, татары.

2 Вед: Мы с вами говорили, что на Урале живут башкиры«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

1 Вед: А сейчас будем продолжать наши посиделки. Наш талантливый народ не только хорошо трудился, но и сочинял песни, сказки, потешки, хороводы, пляски и игры. И конечно у каждого народа есть свои  традиции. И все это называется народный фольклор. И вот сегодня мы собрались, чтоб в очередной раз вспомнить традиции народов Южного Урала и их народный фольклор.

Ребенок: Фольклор достался нам в наследство

От тех, что знать мы не могли.

Частушки, игры, пляски, песни –

Душа народа и земли.

2 Вед: На наш праздник, прибыли представители народов, населяющих Южный Урал.  А сейчас к нам выходят весёлые татары.

Звучит татарская народная музыка.

(Выходят мальчик с девочкой, одетые в татарский национальный костюм).

Девочка(достаёт волшебный мешочек):

Вот, ребята, вам мешочек, там сидит один дружочек,

В мешочек руку опускай, что лежит там – доставай!

(девочка держит мешок мальчик достает горшок)

Мальчик: Здесь горшок из Татарстана,

Чудесный, гладкий, без изъяна!

К нам на праздник наш попал,

 и друзей вокруг собрал!

Все горшки мы соберём – продавать пойдём!

Татарская народная игра «Продаём горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— ЭЙ, ДРУЖОК, ПРОДАЙ ГОРШОК!

— ПОКУПАЙ.

— СКОЛЬКО ДАТЬ ТЕБЕ РУБЛЕЙ?

— ТРИ ОТДАЙ.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если on начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

(Игра повторяется 2-3раза)

1 Вед: Дорогие гости, наши ребята знают много пословиц татарского народа, и вам их сейчас расскажут. (рассказывают пословицы).

Прощаются, уходят татары.

2 Вед: А мы с вами встречаем гостеприимных башкир.

Звучит башкирская народная музыка

(Выходят мальчик с девочкой, одетые в национальный башкирский костюм).

-Уважаемые гости, ребята готовились к вашему приходу и выучили много башкирских пословиц и поговорок, и сейчас вам их расскажу.

Девочка: У жителей Башкирии из войлока есть дом -

Переносная юрта, тепло, уютно в нём!

Играют они в «Юрту», весёлую игру,

И с ней мы познакомим сегодня детвору!

Башкирская игра «Юрта»

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы все ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

(Игра повторяется 2-3раза)

(Прощаются и уходят)

1 Вед: Встречаем гостеприимных Русских. (Звучит русская народная музыка)

Мальчик с девочкой, одетые в русский национальный костюм, выходят на середину .

Девочка:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Мальчик: - У русского народа есть веселая игра «Золотые ворота» и сейчас мы предлагаем вам поиграть в нее. (проводится игра) .

Русская народная игра «Золотые ворота».

8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.

Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:

– Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается, второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим мы вас.

На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

Вед. 2: Ребята кроме традиционных игр у каждого народа есть еще пословицы и поговорки.

А кто знает русские пословицы и поговорки? (дети называют пословицы)

(Дети говорят спасибо, Русские, прощаются и уходят)

 1 Вед: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны – «Сороки» мы отмечаем 22 марта.

В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им теплый прием, по традиции накануне пекут печенье, которое называют по-птичьи – «жаворонки», «кулики», «чувилики».

Вместе с прилетом птиц встречали весну песнями-веснянками, шутками-прибаутками, хороводами, играми.

Инсценировка

На печи лежат хозяйкины дети

Ведущий: Рано-ранешенько вставала хозяйка дома в праздник и, затопив печь, принималась раскатывать тесто, напевая:

Хозяйка (родитель) (берет тесто из чугунка, начинает его раскатывать):

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песнь, песню звонкую,

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.

Пташка малая ль, голосистая.

Про житье-бытье, про нездешнее.

Ведущий: Приговаривала хозяйка заговорные слова.

Хозяйка:

По белому, по чистому,

по зазнобчивому,

Зорями крученому

Катись, бел-крутой, бел-золотой.

Сын (родитель) (просыпаясь): Мам! А ты чего так рано встала?

Хозяйка: Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!

Сын (потягиваясь): А какое сегодня число?

Хозяйка: 22-е марта, соня-засоня. Сороки наступили.

Уж солнце красное над полем встало,

На горе всех в игры собрало:

Жаворонков люди ждут,

Что весну на Русь ведут.

Сын: А правду рассказывают, будто на Сороки не только птицы на Русь прилетают, но и кикимору прочь гонят? Верно ли, что, если кикимора облюбует чей двор – беда грозит.

Хозяйка: Верно, да про то вестИ речи не след: накличешь беду на свою сторону.

Дочь хозяйки, проснувшись, щиплет брата под одеялом.

Сын: Ой! (Угрожая сестре) Напугала до смерти (Между братом и сестрой завязывается борьба).

Хозяйка (останавливая их и по очереди снимая с печи): Ну, хватит баловаться. Бегите на улицу, пойте веснянки.

Вот вам по жаворонку,

Чтобы пили водицу как птицы,

Чтобы хворобы не знали,

Чтобы росли как трава по весне.

А теперь - бегом весну встречать!

А то вас никто ждать не будет.

Выбегают дети с "жаворонками" и, что есть силы, кричат, закликая жаворонков и весну.

Сын: Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Дочь: Ой, вы, жавороночки, жавороночки!

Ой, летите в поле, несите здоровья:

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье.

Вместе: Весна, весна, красная,

Приди, весна, с милостью,

С великой благодатью.

Из-за темных лесов,

Из-за синих морей.

Приходи, приходи,

Солнцем светом озари.

(кланятся все вместе и уходят)

1 Вед: Ребята, мы с вами говорили, что на Южном Урале живут разные народы. У них свой язык, свои песни, свои игры, традиции. И посмотрели инсценировку как раньше встречали весну.

1Вед(вместе) Наступает час прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: 1,2 Вед: До свиданья!

До приятных новых встреч

2Вед: И прощаясь вам желаем

В мире жить и всем дружить

Родным краем дорожить

А на праздниках веселых

1,2 Вед(вместе) Петь, плясать и не тужить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного с родителями фольклорного праздника "Посиделки у околицы"

Сценарий данного мероприятия "Посиделки у околицы" предназначен для воспитателей ДОУ и музыкальных руководителей и рекомендован для проведения в старших, подготовительных группах. Посвященны...

Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)

Этот сценарий помогает пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом....

Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"

Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре  и традициям"...

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Культура и традиции Южного Урала» Раздел «Музыкальные народные инструменты башкирского народа»

Групповой проект по теме нравственно-патриотического воспитания "Культура и традиции Южного Урала" осуществляется в МБДОУ "Детский сад № 44 г. Челябинска". Раздел "Музыка...

Игры - забавы народов Южного Урала.

Познакомить детей с играми народов проживающих на территории Южного Урала....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».

 «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности ...


 

Комментарии

Ефимова Елена Евгеньевна

Очень интересно. Спасибо.