Картотека дидактических игр 2 младшая группа
статья (младшая группа) на тему

Лазарева Елена Евгеньевна

Дидактическая игра «Раскрась предмет»

Цели: формировать восприятие цвета, фиксировать внимание детей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.

Задачи: упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый; оранжевый, коричневый, голубой); размера (большой, средний, маленький); геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения. Учить детей группировать предметы по одному или двум признакам: цвету, форме. Воспитывать эстетический вкус, фантазию, творчество, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Развивать мелкую моторику руки.

Описание пособия:

Пособие представляет собой карточки  из картона, на котором изображены фрукты, овощи и цветы–и еще карточки с цветным фоном. На карточке вырезаны формы фруктов, овощей. цветов. В комплекте имеются цветные фоны из картона разных цветов. С помощью этих карточек можно раскрасить вырезанные формы, приложив к ним цветной фон с обратной стороны.

Методика работы:

Для детей 3-4х лет: Работу рекомендуется проводить в форме игры – рассуждения. Воспитатель предлагает детям вспомнить цвета и формы фруктов, овощей. После чего детям предлагается оживить, раскрасить пустые карточки. С этой целью воспитатель располагает на столе пустые трафареты -карточки и карточки с цветным фоном.

Затем детей привлекают к тому, чтобы украсить фигурки.

Подобная совместная деятельность проводится и с остальными предметами: цветочками, фруктами, овощами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_d._igr_2_ml_gr.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Раскрась предмет»

Цели: формировать восприятие цвета, фиксировать внимание детей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.

Задачи: упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый; оранжевый, коричневый, голубой); размера (большой, средний, маленький); геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения. Учить детей группировать предметы по одному или двум признакам: цвету, форме. Воспитывать эстетический вкус, фантазию, творчество, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Развивать мелкую моторику руки.

Описание пособия:

Пособие представляет собой карточки  из картона, на котором изображены фрукты, овощи и цветы–и еще карточки с цветным фоном. На карточке вырезаны формы фруктов, овощей. цветов. В комплекте имеются цветные фоны из картона разных цветов. С помощью этих карточек можно раскрасить вырезанные формы, приложив к ним цветной фон с обратной стороны.

Методика работы:

Для детей 3-4х лет: Работу рекомендуется проводить в форме игры – рассуждения. Воспитатель предлагает детям вспомнить цвета и формы фруктов, овощей. После чего детям предлагается оживить, раскрасить пустые карточки. С этой целью воспитатель располагает на столе пустые трафареты -карточки и карточки с цветным фоном.

Затем детей привлекают к тому, чтобы украсить фигурки.

Подобная совместная деятельность проводится и с остальными предметами: цветочками, фруктами, овощами.

Дидактическая игра «Найди и назови»

Задачи: расширять и обогащать представления детей о животных, овощах, фруктах, ягодах; формировать умение обобщать предметы; расширять кругозор и активизировать словарный запас детей; помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление, логически анализировать, сравнивать и рассуждать; способствовать развитию связной и выразительной речи. Воспитывать чувство любви к окружающему миру.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям карточки: - Домашние животные; - Дикие животные; - Домашние птицы; - Овощи; - Фрукты; - Ягоды. 1. Карточки одного вида выкладываются перед ребенком. Воспитатель читает стихотворение, а ребенок находит нужную карточку, называет, что на ней изображено. 2. Расположить несколько карточек перед ребенком и попросить найти и назвать: - Всех домашних животных; - Все овощи; - Всех домашних птиц и т.д. 3. Взять несколько карточек, расположить их перед ребенком и предложить ему взять любую карточку и назвать, что на ней изображено и придумать любое предложение (например, на карточках изображена груша, - мы сварили компот из груш, и т.д.). 4. Разложить карточки перед ребенком, предложить взять карточку, назвать изображенный предмет и изменить слово так, чтобы вместо одного предмета стало много (лимон – лимоны, белка – белки, и т.д.). 5. Разложить карточки, дети рассматривают их. Можно задавать вопросы: живое? Большое? Съедобное? и т.д.   Д/и «Найди и назови» можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с подгруппой детей.

Дидактическая игра «Забывчивый художник»

Цель: Развитие зрительной памяти.

Задачи:

- учить находить недостающие элементы в рисунке;

- обогащать словарный запас;

- совершенствовать грамматический строй речи.

Оборудование: картинки с недостающими деталями.

Словарь: художник, грива, хвост, лошадь.

Ход игры: - Посмотри на рисунок. Что на нем изображено?

- Лошадка.

- Художник нарисовал лошадку, но что-то забыл нарисовать, что забыл нарисовать художник?

-  Художник забыл нарисовать хвост и гриву.

-  Помоги художнику дорисовать недостающие части.

Дидактическая игра «Сложи квадрат»

Цель: развитие сенсомоторного восприятия

Задачи : учить детей различать и называть круг и квадрат, учить различать и называть основные цвета, учить складывать из частей целое, учить называть отличие круга от квадрата (у круга нет углов, у квадрата есть углы),  развивать тактильные ощущения (гладкий – шершавый, мелкой моторики), согласование прилагательного с существительным, развивать память, внимания, наблюдательность.

Игровой материал: 4 круга основного цвета, 16 частей основных цветов для выкладывания. Кукла Оля.

Игровые правила: играют 4 детей, отвечает тот, кого спросит кукла Оля

Ход игры:

Вариант 1. Кукла Оля приносит группе детей (от 4 детей) круги, и просит детей выбрать себе любой круг. Предлагает обследовать круги, у них нет углов, они круглые и могут катиться. Далее кукла Оля предлагает назвать цвет круга каждого ребенка: у меня красный круг,

Далее кукла Оля предлагает детям сделать из круга квадрат. спрашивает, что есть у квадрата: у квадрата есть углы дети складывают квадрат и показывают углы у квадрата. Кукла Оля предлагает назвать цвет получившегося квадрата : у меня зеленый квадрат.

Вариант 2: Правила: каждый из детей выбирает себе любую часть. Отвечает тот, кого спросит кукла Оля

Ход Кукла Оля предлагает группе детей части разного цвета, следя при этом, чтобы у каждого ребенка была часть отличная от других по фактуре. Кладет перед детьми круг и предлагает детям погладить его. Круг гладкий. Кукла предлагает детям найти у себя гладкую часть. Дети находят гладкую часть и называют ее: вот гладкая. Кукла предлагает детям погладить круг другой фактуры. Круг шершавый. Кукла предлагает детям найти у себя такую же шершавую часть Дети находят шершавую часть и называют ее : у меня шершавая.

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Задачи: Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках;

развивать связную речь, внимание, находчивость.

Игровые правила: По сигналу воспитателя находить предметы и игрушки, соответствующие времени года.

Игровое действие: Передача камешка тому, кто отвечает, загадывание и отгадывание загадок.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя карточки с загадками:

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня …. (Зима) .

Воспитатель передает камешек ребенку, ребенок находит предмет или игрушку соответствующую зиме и соотносит с тем временем года. Затем камешек передается сидящему рядом ребенку, загадывается загадка и т. д и т. п. Вариантом игры может быть рассматривание картинок и рассказывание о содержании признаком времен года, о труде и забавах людей.

Дидактическая игра «Угадай, кто ты?»

Цель игры: Формировать у детей умение угадывать предмет, опираясь на его описание.

Задачи: продолжать учить детей описывать предложениями то, что изображено на картинке, их характерные признаки, качества, действия. Закреплять умение детей группировать: овощи, фрукты, насекомые, домашние животные, дикие животные, транспорт. Стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Развивать воображение, внимание, мышление, связную речь.

Воспитывать умение слушать других детей не перебивая, доброжелательное отношение между детьми, интерес и желание играть в игру.

Оборудование: Ободок на голову с липучкой - 4, картинки с изображением животных, транспорта, игрушек, овощей, фруктов в конвертах.

Содержание игры:

1. Вариант:

Дети сидят за столом, закрывают глаза и им всем на ободок к липучке приклеивается картинка, так чтобы дети не знали, какая картинка у них. Задаётся вопрос каждому ребёнку по очереди: «Кто ты? », а остальные дети начинают описывать, что изображено на картинке (например: «заяц» - у тебя длинные уши, короткий хвост, зимой шубка белая, а летом серая и так далее) и ребёнок слушает описание своей картинки и называет её. Картинки могут быть разные: транспорт, овощи, фрукты, игрушки.

2. Вариант:

Дети сидят за столом, воспитатель перемешивает все картинки и просит детей разложить по конвертам: фрукты, овощи, транспорт, животные, насекомые.

Дидактическая игра «Подбери колеса к машине»

Цели: Учить детей соотносить цвета путем подбора "такой" - "не такой", знакомить с основными цветами. Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, коммуникативные навыки, вызывать эмоциональный отклик.

Ход игры: Воспитатель обнаруживает в группе мишку (игрушку, который плачет и предлагает детям отвезти его домой. Вместе с детьми определяют, на чем повезут игрушку (на машине). На столе разложены машины без колес. Воспитатель спрашивает у детей, чего не хватает у машин. Дети определяют, что у машин нет колес.

Художественное слово:

На этих машинах поедем далеко,

Подберем лишь колеса умело и легко.

Цвет им нужный подобрали и прикручивать их стали.

Что же есть у ребят? (машины)

А чего же у них нет?

Мне ответьте на вопрос (колес)

В игре могут принимать участие до 7 человек.

Дидактическая игра «Говорящие знаки»

Цель: Познакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, предписывающими, знаками сервиса.

Задачи: Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Учить детей классифицировать дорожные знаки: на предупреждающие, предписывающие и знаки сервиса.

Наглядные пособия: Карта дороги с дорожными ситуациями (20, дорожные знаки на подставках (20, кубик (1).

Участники игры: дети от 4 до 7 лет (1 или 2 ребёнка).

1 вариант: Ребёнок кидает кубик, на какое число выпадает, на тот кружок и ставит соответствующий знак, объясняя свой выбор. Если он ошибается, то отодвигается на один ход назад. Игра продолжается до тех пор, пока игрок не дойдёт до финиша.

2 вариант: Ребёнку предлагают рассмотреть игровое поле и то, что на нём изображено, рассказать о дорожных ситуациях.

3 вариант: Расставь нужный дорожный знак (Например, у школы – знак «Дети», у кафе – знак «Пункт питания»).

4 вариант: «Угадай какой знак?» Воспитатель называет знак, а ребёнок его находит и рассказывает, что он обозначает.

Дидактическая игра «Дорисуй героя»

Цель игры: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Развивать творческое воображение.

Материал: наборы карточек из четырех частей; на каждой карточке схематическое изображение простой геометрической фигуры или её части (например, круг или его части, квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д.) Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки вокруг этого изображения.

Руководство к игре: дети садятся за столы, у каждого карандаш и карточка. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с фигурками. Каждую фигурку можно превратить в любую картинку, кто в какую захочет. Следующая фигурку расположена боком или вверх ногами. Её надо дорисовывать так, чтобы получился совсем другая картинка. И так продолжать дорисовывать еще два варианта.

Когда все карточки будут дорисованы, воспитатель собирает их и предлагает детям отметить наиболее оригинальные и законченные, самые интересные те, которые не похожи на другие.

Если дети затрудняются сразу приступить к выполнению задания, воспитатель может показать, как это делается. Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей. За один стол лучше давать карточки с разными фигурами.

Развивающая игра «Разноцветная вода»

Цель: знакомить детей с цветом.

Материалы: акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Предложите детям выбрать понравившуюся краску, взять кисточку. Пусть они сами попробуют развести краску в воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.

На следующих занятиях можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Дидактическая игра: «Рыбки для аквариума»

Задачи: Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, прямоугольник) .

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу.

Дидактическая игра: «Рыбки для аквариума

Эта игра является математической и способствует формированию элементарных математических представлений в свободной деятельности дошкольника

Материал изготовления: картон, карандаши, фломастеры

Ход игры: Игра проводится с подгруппой (5 – 6 детей). Детям предлагается рассмотреть рыбок и выяснить какие геометрические фигуры в них скрываются, движением руки обвести контуры фигур и назвать их.

Воспитатель предлагается детям два аквариума разной формы (круг, прямоугольник). При первой игре можно использовать только один аквариум. На стол ставится корзинка с рыбками (круглой, прямоугольной формы, детям необходимо разместить рыбки в аквариум именно той формы которые соответствуют рыбки.

В ходе игры дети закрепляют знания о форме и тренируются в зрительном соотношении предметов.

При правильной расстановки рыб воспитатель хвалит ребенка. При ошибках подбадривает и объясняет, что можно сравнить, провести пальцем по контуру аквариума и по контуру рыбки, объединить похожие.

Дидактическая игра «Построим башенку»

Цель: Учить различать детей цвета по принципу «такой- не такой», выбирать нужный цвет из целого. (красный, воспитывать самостоятельность.

Материал: крупные пластмассовые кубики 2 контрастных цветов (красный, синий, машина, игрушки для обыгрывания.

Ход игры: 1. Воспитатель везет машину за веревочку в ней лежали разноцветные кубики, машина гудит би-би-би!

2. Машина высыпает кубики на пол, и воспитатель предлагает рассмотреть кубики.

Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого же цвета: Найдите такие же кубики»

Помогайте детям прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их «такой, не такой», если кубик такой, поставьте его сверху. Если не такой, предложите ребенку принести другой кубик.

В конце игры назовите цвет башни:

«Вот какая у нас получилась красивая красная башня! Обыграть постройку предложить маленькие куклы, машины.

Можно игру в следующий раз усложнить дать детям по одному кубику и самостоятельно в коробке найти кубики такого же цвета.

В конце игры всех похвалить.

Дидактическая игра «Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактические игра «Спрячь мышку»

Цель: Ознакомление детей цветами и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Материал: листы из цветной бумаги, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же цветов - дверцы, игрушка - кошка.

Ход игры: Воспитатель сначала знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем и самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Мышки, громко не пищите,

Лучше норки поищите.

А не то недобрый кот

Вас здесь быстренько найдет.

Он уже крадется к вам,

Всё глядит по сторонам.

Ой, ёй, ёй! Скорей, мышатки,

Убегайте без оглядки!

(В. Гвоздев)

Дети усваивают названия цветов.

Дидактическая игра «Чей домик? »

Цель: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

Игровые правила: брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очерёдность.

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

Дидактический материал: магнитная доска; магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т. д.

Ход игры

Дети поочерёдно берут со стола фигурки одного из гостей, и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

-Манечка и Ванечка живут в домике.

-Утка живёт у бабушки в сарайчике.

-Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

-Зайка живёт в лесу в норке.

-Где живёт сорока? (в лесу на дереве)

Дидактическая игра «Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дидактическая игра "Большой - маленький"

Цель: Учить детей различать основные цвета спектра (красный, синий. желтый, зеленый, Учить сравнивать предметы по размеру (большой - маленький) ; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, зрительно-двигательную координацию, пространственное мышление, тактильные ощущения

В игру можно играть от 2 до 5 детей, а также индивидуально.

материал: деревянные кубики, гладко отшлифованные разного размера, окрашены гуашевыми красками и покрыты лаком.

Первый вариант игры: Предложить детям разобрать кубики по цвету.

Второй вариант игры: предложить разобрать кубики по величине.

Дидактическая игра "Угадай сказку".

Цель: положительные эмоции у детей в ходе развивающей дидактической игры.

Задачи: развитие мышления, мелкой моторики, речи.

Материалы: мешочек, яйца от киндер сюрпризов, игрушки (сказочных героев) из киндер сюрпризов

Описание игры: педагог предлагает детям красивый мешочек, в котором находятся яйца со сказочными персонажами. Дети поочередно вытаскивают из мешочка по одному яйцу -называют имя героя и из какой он сказки (для старшего возраста: назвать также любимую фразу героя). Затем ребенок передает мешочек следующему игроку. За каждый правильный ответ -ребенок получает 1 очко. Побеждает тот, у кого наибольшее количество очков, либо ничья.

Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку".

Цель: Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Варианты игры:

1. "Найди одежду по описанию"

2. "Оденем куклу на прогулку"

3. Можно поиграть в "Дочки - матери".

Дидактическая игра «Чьи детки?»

Цель игры:

Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, кто как кричит. Упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Вырабатывать умение соотносить детенышей с картинкой взрослого животного.

Игровой материал: фланелеграф, набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок.

Правила игры: Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Ход игры:

Воспитатель ставит фланелеграф, на нем зеленая полоска бумаги.

 Это полянка. Здесь будут ходить животные.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и их детенышей.

- Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе.

- Вот на луг вышла….

Дети: корова. (выставляется картинка)

 Как она зовет своего сынка?

- Му-му-му – хором произносят дети.

- Кого зовет корова?

- Теленка. (дети выставляют картинку).

Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.

 

Дидактическая игра «Кто что ест».

Цель: формировать представление у детей о том, чем питаются домашние животные.

Задачи: Продолжать знакомить детей с домашними животными и чем они питаются. Научить ребенка показывать, какая еда соответствует животному. Создать условие для активизации словаря ребенка.  Развивать умение общаться со взрослыми и отвечать на вопросы. Развивать умение общаться со сверстниками во время игровой деятельности. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Формировать умение самостоятельно анализировать полученные знания. Развивать познавательные способности ребенка. Воспитывать бережное отношение и любовь к домашним животным, усидчивость, желание заботиться о животных.

Материал: Вырезанные из картона изображения корма (сено, трава, морковь и др.) приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением животных.

Ход игры:

Дети садятся за стол воспитатель задает им вопросы ориентируясь на картинки:

- Кого накормим молоко?

- Кто любит морковку?

- Кому дадим сено? (и др.)

Дети ориентируясь на свои знания о домашних животных подбирают нужный корм к животному изображенному на картинке соединяют их прищепками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.

Картотека по физкультуре (младшая группа) по теме: картотека "Подвижных игр. 1 младшая группа" Выполнила Власова Ю.Ю.РАЗВИТИЕ  БЕГА, ПРЫЖКОВМедведь и дети (1 год 6 месяцев — ...

Картотека дидактических игр (младший возраст)

Игры, направленные на развитие речиМИШКА КОСОЛАПЫЙАвтор, литература: Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. М.: Теревинф, 2010.Возраст ребенка: 1,5–3 года.Цели...

Картотека "Дидактические игры" (младшая группа)

1. Дидактическая игра «Найди предмет»Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)....