статья на тему"Как дошкольнику полюбить музыкальные занятия".
статья (средняя группа) на тему
Дошкольник всегда живет "здесь" и "сейчас". Любую его деятельность направляет и оценивает чувство удовольствия и любопытства по принципу "надо" и "не надо". Как постараться полюбить занятия музыке в детском саду ребенку, при этом не заставляя, не принуждая? Обо всем об этом данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_polyubit_doshkolniku_muzyku.odt | 7.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как полюбить дошкольнику музыку. Каковы причины и что делать, чтобы это исправить?
Дошкольник любую деятельность оценивает как "надо" или "не надо", "нравится" или "не нравится". Если ребенку "не надо", "не нравится", а педагог при этом эксплуатирует его терпение ("Пока не получится лучше!"), то возникающее в этом случае у ребенка чувство неудовольствия незаметно, но методично формирует стойкую нелюбовь к музыке. Сколько времени каждый малыш проводит на стульчике в скуке, пока другие дети репетируют танец или песню к утреннику?
Обычно эта нелюбовь к музыке у маленьких детей носит бессознательный и глубоко скрытый характер, но она обязательно проявится позже:став школьником, ребенок вдруг заявляет, что терпеть не может музыку. И это для многих педагогов становится открытием, корни которого они готовы видеть в чем угодно, только не в собственных просчетах.
Немалую долю в нашей работе при добросовестном отношении к ней является педагогический брак: дети не любят музыку и не хотят с ней общаться. А мы трудимся во имя музыки. Замученные репетициями перед праздниками, дети часто мечтают об одном: чтобы их оставили в покое и просто дали поиграть.
В центре программ музыкального воспитания и деятельности педагога-музыканта должен быть ребенок, а его интересы, желания и возможности должны стать целью этих программ и методик. Однако на сегодняшнее время их целью является обслуживание интересов взрослых- тех, кто создает программы,работает с детьми, кто смотрит потом концерты.
В одном из детских центров я узнала, что музыкально одаренные дошкольники детских садов по десятку раз в год выступают во дворцах культуры на различных прадников. И к каждому празднику - новая программа! Оценка труда музыкального руководителя там зависит от количества выступлений детей и занятых ими мест в конкурсах. По этому поводу даже развернуто своеобразное соревнование, которое, на мой взгляд, разрушает добрые отношения между коллегами, превращая в соперников. Но руковоство считает эту ситуацию весьма полезной...
Музыкальные руководители детских садов часто вынуждены не учить детей, а развлекать взрослых:круговороты утренников, фестивалей, конкурсов.
Зачастую неталантливых детей на подобные мероприятия обходят стороной. Глаза таких детей полные надежды (а вдруг возьмут). Каждый раз видеть эти глаза - нелегкая участь воспитателей и музыкального руководителя.
Я считаю, что необходимо вспомнить об истинных задачах современного музыкального воспитания, о том, что же должны на самом деле дать ребенку музыкальные занятия.
Если обратиться к открытиям ученых, то станет известно и понятно, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, которые ответственные за движение, мышление, память. Ведь не для кого ни секрет, что музыкальные анятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки активизирует аналитические отделы мозга.
Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки. Именно поэтому, творческое обучение благодаря музыки, кажется нам сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой.
К счастью, сегодня человечество начинает понимать, что музыка - это не только духовное наследие, но и биологическое наследие каждого человека. Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, которые отвечают за музыкальное восприятие. Необходимо прежде всего, начать использовать то, что даровано ребенку природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное атрофируется и признается ненужным - эта мысль заложена в основе всех известных методик музыкальных занятий.
Главной целью занятий должно стать стремление педагога раскрепостить глубинные слои внутреннего "Я", создать условия для высвобождения первичной креативности, спонтанных импровизационных проявлений посредством музыки и движения. Первичная креативность важна не только для музицирования. Она необходима человеку для полноценной одухотворенной жизни - её развитию. Таким образом, обучение через творчество непосредственным образом способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования.
Подобное обучение является не элитарным изыском, а образовательной необходимостью. Оно может способствовать не только развитию музыкальных навыков, но и формированию здоровой психики ребенка, его эмоциональному развитию, социализации, способности к сопереживанию.
Из всего вышесказанного необходимо подчеркнуть жизненно важную мысль о том, что обучение творчеству, а точнее, обучение через творчество может быть чревычайно полезно не только для подготовки людей к творческих профессиям или производству продуктов искусства, но и для создания хорошего человека. Потому как, прикоснувшись к творчеству, человек оказывается способным воспринимать мир еще на одном языке, не с помощью слов и интеллекта, а на основе интуитивного познания. Ценность способности к творчеству в современном мире оказалась настолько велика, что даже перспективность предприятий определяют не по количеству конечного продукта, а по уровню креативности его сотрудников.
Сегодня мы стремимся научить деьей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в этот современный мир, уметь решать проблемы творчески. Во времена быстрых перемен, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, веры в свои силы и идем, мужестве пробовать, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.
Сегодня мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но готовит жить и действовать в этом мире.
Хочется верить, что обучение музыкой каждого ребенка, поможет всем нам осознать, что главная задача музыкального руководителя - доставлять музыкальными занятиями радость и удовольствие детям, делать их жизнь посредством приобщения к музыке лучше и счастливее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях"
В статье описан опыт работы музыкального руководителя дошкольного отделения по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников"...
Статья "Создание эмоционально-комфортного состояния дошкольников на музыкальном занятии"
О важности использования игровых методов и приемов для создания эмоционально-комфортного состояния дошкольников....
Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду"
Создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающий технологий....
статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»
laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...
статья на тему: Использование ИКТ на музыкальных занятиях"
возможности ИКТ на музыкальных занятиях...