Теория одарённости детства
учебно-методический материал на тему

Алексеенко Андрей Анатольевич

Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок в детском саду: пути и проблемы в воспитании.

Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться,

о        чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой- либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. (Сензитивный от латинского sensus — чувство, ощущение — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний)

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;
  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;    
  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

  • В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система        воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2-3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3-4 года) - Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4-5 лет) - интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5-6 лет) - яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6-7 лет) - проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о

наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Пятый этап развития детских способностей - это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программке вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных.

Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно. И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является студийно-кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

  • создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;
  • развитие предпосылок творческого продуктивного мышления - абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;
  • формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

     -формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.


Таким образом, система         воспитательно-образовательной        деятельности по развитию детских способностей включает в себя:

  1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
  2. Учет синзитивности дошкольного детства.
  3. Индивидуальный подход,
  4. Своевременное начало.
  5. Возможность выбора.
  6. Комплексный подход.
  7. Рациональное соотношение        индивидуальной        и        коллективной        деятельности

ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

  1. Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Цель системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

Систему работы с одаренными детьми можно поделить на несколько этапов:

  1. этап - подготовительный.

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различают общую и специфическую одаренность.

Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.

От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Ребенок диагностируются по следующим направлениям:

  • творческое мышление;
  • уровень самооценки;
  • толерантность;
  • предпочтительные виды деятельности;
  • доминирование правого или левого полушария;
  • сила интуиции;
  1.   этап - аналитический.
  2. этап - организационно -деятельностный.

Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:

  1. Координационное        направление:

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

  1. Научно-        исследовательское направление:

Проведение диагностики одаренных детей.

Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

Создание банка данных одаренных детей.

  1. Научно-методическое        направление:

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

^Экспериментальное направление:

Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

  1. этап - Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.

Цель: Апробация системы работы с одаренными детьми.

Задачи: - Диагностика склонностей детей.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
  • Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.
  • Адаптация учебных программ.
  • Повышение квалификации педагогов.

Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития:

  1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
  2. Наличие богатой предметно - пространственной среды.
  3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
  4. Наличие системы.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Не стоит забывать и о проблемах одарённых детей: одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития.

В дошкольные годы одарённые дети являются возрастными эгоцентристами при толковании событий и явлений.

Эгоцентризм - это не эгоизм, это всего лишь проецирование собственного восприятия явлений и эмоционально - аффективной реакции на них. Обычно это называется односторонним восприятием: отношение других людей к какому-либо явлению оценивается неумело. Ребёнок уверен, что его восприятие идентично восприятию других, что одно и то же событие все понимают одинаково, в связи с чем и возникают конфликты с социальным окружением. Такие дети могут страдать от неприятия их сверстниками, а это развивает у них негативную оценку самих себя.

Изучая причины уязвимости одарённых детей, учёные приводят следующие факторы: стремление к совершенству, ощущение неудовлетворённости, сверхчувствительность, потребность во внимании к взрослых, нетерпимость. Особо одарённые дети испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые талантливые — изгои общества, а вторые - баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить:

«Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, - реальны. Главное - верьте и действуйте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»   Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Одарённость ищем в детстве

«Одаренность ищем в детстве».«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать ...

Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости

Статья "Значимость дошкольного детства в развитии детской одарённости"...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 1 Теория одарённости детства

Тема 1 - Общая характеристика одаренностиТема 2 - Психическое развитие одаренного ребенка дошкольного возрастаТема 3 - Общая характеристика художественной и музыкальной одаренности детейПрактическое з...

Игра в дошкольном детстве: теория и практика.

Игра как одна из форм социользации ребёнка дошкольного возраста....

Проект по одарённым детям Лучики детства

Проект по одарённым детям Лучики детства...

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателю

Полезно ли знать современному педагогу теории Э. Эриксона и Ж. Пиаже? Что дает знание этих теорий учителю-предметнику и педагогу-воспитателюОбучение и воспитание подрастающего поколения представляет с...