ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
ВоспитательГБДОУ д/с № 21:
Корсакова Римма Николаевна
Проблемы воспитания на протяжении многовековой истории человеческого общества волновали родителей и общественность, но в настоящее время и в будущем эта тема будет актуальна. Семья и дошкольное образовательное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Как сочетать детский сад и семью в вопросах обучения, воспитания ребенка? В каких отношениях должны находиться детский сад и семья: дополнять друг друга, противоречить, компенсировать недостатки друг друга?
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Одной из важнейших задач современного общества является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов.
В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Сущность взаимодействия между родителями и садом состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Термин «взаимодействие» — предполагает общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний.
Каждое дошкольное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями, но оптимальным путем является разработка и внедрение программы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
Основной целью диалога ДОУ и семьи - является создание единого пространства «семья—детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Главная задача взаимодействия педагогов с родителями — установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, которые позволят объединить усилия сада и семьи для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки, воспитательных усилий. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Основные принципы работы
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы.
1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Преемственность согласованных действий.
Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».
3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
4.Открытость.
Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
5. Индивидуальный подход к каждой семье.
Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
6. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения.
Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты, и др.).
Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.
7.Сотрудничество, а не наставничество.
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
9.Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
10. Поэтапность реализации.
Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.
В соответствии с этим можно определить содержание каждого этапа, как обеспечивающее развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практической, духовной.
Библиография
- Арнаутова Е. П. Педагог и семья. -М., издательский дом «Карапуз», 2001
- Взаимодействие ДОУ с родителями. Под ред. Дороновой П.И.— М., 2001.
- Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное пособие для вузов.- М., АЙРИС ПРЕСС, 2005
- Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Работа с семьей. –М., творческий центр «Сфера», 2004
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., издательство института Психотерапии, 2003
- Осипова Л.Е. работа детского сада с семьей. –М., «Издательство Скрипторий 2003», 2008
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. –М., творческий центр Сфера, 2007
- Солодовникова О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ.-М., издательство Аркти, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ"
quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Семья. «Ателье» в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР)
Цель организации сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада — создание условий для разностороннего развития воспитанников в условиях вымышленной ситуации....
Требования к проектированию детского сада
Требования...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...
Проект "Совет отцов" как форма взаимодействиядетского сада и семьи
Для тех кто ищет новые формы взаимодействия с семьями, будет полезен данный проект. В нашем саду мы уже четвертый год работаем с папами наших воспитанников, которые стали нашими помощниками, а самое г...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...