Познавательное развитие младших дошкольников в ходе реализации режимного момента «Прием пищи»
статья (младшая группа) на тему
Описание работы по развитию познавательных процессов во время приема пищи в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_poznavatelnoe_razvitie_kolobok_yardova.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Познавательное развитие младших дошкольников в ходе реализации режимного момента «Прием пищи»
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад «Колобок» Евгения Леонидовна Ярдова.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режимные моменты в детском саду организованы таким образом, чтобы у детей всегда было время на активные игры, занятия и полноценный отдых.
Анализируя режимные моменты в детском саду, можно заметить, что некоторые пункты остаются неизменными для всех возрастных групп. К ним относятся:
- Утренний прием детей.
- Прием пищи.
- Развивающие занятия.
- Игровая деятельность.
- Прогулка.
В дошкольном возрасте познавательное развитие проходит по трем основным направлениям:
- расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем,
- возникают новые средства ориентировки,
- содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
Ведущее значение в развитии этих процессов играет речь. В целом, схему развития познавательных процессов можно представить следующим образом:
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:
• знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
• знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).
Задачи познавательного развития активно реализуются в ходе организации режимных моментов. Рассмотрим их подробнее на примере такого режимного момента, как прием пищи во второй младшей группе.
Прием пищи – это режимный момент, организуемый в нашем детском саду 5 раз в день. Назначение данного вида режима – удовлетворение естественной потребности в пище. Он включает в себя:
- Подготовку к приему пищи.
- Непосредственный прием пищи.
Подготовка детей к приему пищи подразумевает умывание и сервировку стола дежурными (со второго полугодия).
В процессе умывания и сервировке стола дежурными нами используются следующие методические приемы, способствующие познавательному развитию малышей:
- Показ взрослого
- Педагогическая оценка
- Индивидуальные беседы
- Самоконтроль
- Игровые приемы («Умоем куклу Машу» и т.п.)
- Рассматривание моделей последовательности мытья рук
- Художественное слово, например
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Каждый пальчик
Мыться стройся!
После мыла душистого –
Полотенце пушистое!
- Чтение сказок, рассматривание картин по произведениям. Особенно в этом отношении интересны малышам сказки К.И. Чуковского. Например, «Мойдодыр». Закрепить представление детей о необходимости личной гигиены позволяет и продуктивная деятельность.
- Игровые обучающие ситуации, такие как «Накроем стол для гостей», «Покормим Мишку» и т.п.
Сервировка стола дежурными – режимный момент, сопровождающий прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.
Используемые нами методические приемы позволяют развивать познавательную активность малышей:
- Наблюдение за трудом помощника воспитателя
- Рассматривание иллюстраций, моделей сервировки стола
- Игровые приемы
- Показ
- Художественное слово, например
Приготовимся к обеду –
Стул принесем себе, соседу!
В ходе подготовки к приему пищи активно обсуждаются такие вопросы, как свойства воды: мокрая, течет, горячая – холодная, прозрачная. В дальнейшем можно использовать полученные сведения как в играх, так и в организации исследовательской деятельности.
Например, показать, что некоторые предметы в воде тонут, а некоторые – нет, воду можно окрасить и заморозить.
Подвести детей к тому, что вода нужна не только человеку, но и растениям.
В игровой и продуктивной деятельности можно закрепить знания о посуде разных видах, умывальных принадлежностях, правилах сервировки стола:
В процессе непосредственного приема пищи используются следующие приемы:
- Соблюдение правил организации приема пищи
- Напоминание правил пользования столовыми приборами, салфеткой
- Художественное слово, например
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку!
В процессе приема пищи следует обращать внимание детей на вкусовые качества, состав того или иного блюда. Закрепить умения и знания, полученные в ходе приема пищи можно с помощью дидактических игр, например, «Разложи по группам: фрукты и овощи» или «Что нам нужно для компота (салата, супа)»
Возможен и такой вариант игры – «Выбери только зеленые (желтые, красные) овощи и фрукты»
Большое значение в формировании познавательной активности в ходе режимных моментов играет предметно-развивающая среда. В нашей группе игровые зоны в полном объеме оснащены необходимым игровым и дидактическим оборудованием: иллюстрации, модели последовательности деятельности, фотографии, принадлежности для умывания, наборы разных видов посуды, муляжи.
Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.
Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.
Наряду с этим появляется произвольная регуляризация сенсорных процессов. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать.
Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит что-то затевает.
Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития познавательных процессов у дошкольника.
Использованные источники:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227.
- Веракса Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Мозаика-Синтез, 2012.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.
- Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»
РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Познавательное развитие старших дошкольников в ходе совместной деятельности педагога с детьми на экологической прогулке.
Познавательное развитие дошкольников осуществляется не только в ходе непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе совместной деятельности педагогов с детьми на экологической прогулке....
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности детей в ходе реализации режимных моментов"
На сегодняшний день обучение в детском саду осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.Такой подход позволяет ...
Картотека "Организация режимных моментов - прием пищи со стихами и поговорками"
Картотека "Организация режимных моментов - прием пищи со стихами и поговорками"...