Тесты "Диагностика агрессивности"
тест на тему
Диагностика агрессивности:
Критерии выявления агрессивного ребенка:
С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_agressivnosti.docx | 61.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика агрессивности:
Критерии выявления агрессивного ребенка:
С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.
Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:
№ | Особенности поведения ребенка | Как проявляются | |
Часто | редко | ||
1. | Спорит, ругается со взрослыми | ||
2. | Теряет контроль над собой | ||
3. | Винит других в своих ошибках | ||
4. | Завистлив, мстителен | ||
5. | Сердится и отказывается что-либо делать | ||
6. | Специально раздражает людей | ||
7. | Отказывается подчиняться правилам | ||
8. | Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их |
Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто».
Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Анкета «Признаки агрессивности»
(может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)
Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.
№ | Особенности поведения исследуемого ребенка | Проявление особенностей | |
Да | Нет | ||
1 | «Злой дух» временами вселяется в него | ||
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | ||
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
6 | Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | ||
7 | Он не прочь подразнить животных | ||
8 | Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | ||
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
10 | В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | ||
11 | Часто не по возрасту ворчлив | ||
12 | Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | ||
13 | Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | ||
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | ||
15 | Легко ссорится, вступает в драку | ||
16 | Старается общаться с младшими и более слабыми | ||
17 | У него нередки периоды мрачной раздражительности | ||
18 | Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19 | Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.
15 – 20 баллов – высокая агрессивность
7 – 14 – средняя
1 – 6 – низкая
Диагностическая работа психолога:
- Методика «Кактус»
(автор – М.А.Панфилова)
Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Проведение исследования:
Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.
Обработка результатов:
Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.
Учитываются показатели, специфичные для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
- характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Личностные особенности | Отражение в рисунке |
Агрессия | Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности |
Импульсивность | Отрывистость линий, сильный нажим |
Эгоцентризм, стремление к лидерству | Крупный рисунок в центре листа |
Демонстративность, открытость | Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм |
Неуверенность в себе. Зависимость | Маленький рисунок. Расположение внизу листа |
Скрытность, осторожность | Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса |
Оптимизм | Использование ярких цветов, «радостные» кактусы |
Тревожность | Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями |
Женственность | Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм |
Экстравертированность | Наличие на рисунке других кактусов, цветов |
Интровертированность | На рисунке изображен один кактус |
Стремление к домашней защите | Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения |
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества | Дикорастущие, «пустынные» кактусы». |
Беседа с ребенком после завершения рисунка:
Варианты вопросов:
- кактус домашний или дикий?
- он сильно колется? Его можно потрогать?
- кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
- кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
- когда кактус подрастет, то как он изменится?
См. по:
1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59
2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13
2. Методика А.Романова
Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.
Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».
Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются
ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до4 баллов.
Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.
Бланк методики:
Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________
Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):
- 0 – нет проявлений агрессивности
- 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда
- 2 – часто
- 3 – почти всегда
- 4 – непрерывно
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Частота проявления | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. Вегетативные признаки | Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
2. внешние проявления агрессивности | Кусает губы в состоянии раздражения Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сжимает губы, кулаки, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Тревожное напряжение разрешается гневом | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
3. длительность агрессии | После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
4. чувствительность к помощи взрослого | Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Чувство неприязни к другим не корректируется извне | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
5. особенности отноше-ния к собственной агрессии | Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
6. недостаточность в проявлении гуманных чувств | Стремится делать назло другим Проявляет безразличие к страданиям других Стремится причинить другому страдание | 0 0 0 | 1 1 1 | 2 2 2 | 3 3 3 | 4 4 4 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
7. реакция на новизну | Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессив-ные реакции | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
8. реакция на ограничение | При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
9. реактивность (чувствительность к агрессии других) | Проявляет агрессивные реакции первым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Проявляет агрессивные реакции на действия других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Толкается, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
10. чувствительность к присутствию других | Щипается на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Толкает сверстника на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
11. физическая агрессия, направленная на предмет | Ломает постройку на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ребенок бросает предмет об стенку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Отрывает руки, ноги кукле | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
12. Агрессия, направленная на сверстников | Толкает других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Походя ударяет встречных | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ударяет детей и внезапно успокаивается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Кусает других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
13. агрессия, направленная на себя | Просит себя стукнуть еще раз | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Берет на себя вину за других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Рвет на себе волосы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Щипает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Кусает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
14. агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) | Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Царапает взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Бьет больно ногой бабушку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
15. Вербальная агрессия | Говорит обидные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Говорит обидные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Говорит нецензурные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Говорит нецензурные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
16. агрессивность в виде угрозы | Замахивается, но не ударяет другого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
17. агрессия, направлен-ная на животных | Щипает кошку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Выкручивает хвост кошке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Специально наступает на лапы собаке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
18. агрессия разных видов направленности | Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
19. неупорядоченные проявления агрессии | Плюется в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):
- 1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
- 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением
- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций
- 4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.
См.по:
Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17
Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:
«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»
Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.
Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.
Проведение исследования:
Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:
- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.
Выраженность проявлений оценивается в баллах:
- 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
- 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
- 2 балла – часто;
- 3 – почти всегда;
- 4 – непрерывно.
Регистрация ответов:
Кто? | Какая агрессия бывает? | |||||
«кошка» | «динозавр» | «молния» | «шесте-ренки» | «змея» | «консервная банка» | |
Мама | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Папа | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Брат | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Сестра | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Дедушка | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Бабушка | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Я сам (сама) | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 | 0 1 2 3 4 |
Оценка выраженности агрессии:
0 –6 баллов –низкая;
7-12 баллов – средняя
13 – 18 баллов – высокая
19 – 24 балла – очень высокая
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Стратегия работы психолога с агрессивными детьми:
Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем:
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
- Отработка навыков общения
- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).
Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2-х направлениях:
- информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного поведения ребенка;
- обучение эффективным способам общения с ребенком.
С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.
А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.
Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.
Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:
- особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
- внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).
Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.
Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)
Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.
Варианты стратегий.
Стратегия | Краткое описание |
| Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии |
| Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком |
| Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта) |
| Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас» |
5. Стратегия на провока-цию ситуационно-личностных состояний | Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка |
6. Стратегия на переключение | Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение |
7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу | Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию |
8. Стратегия на игнорирование | Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком |
9. Стратегия на отрицательное подкрепление | Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных. |
10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления | Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций |
11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием) |
12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы» |
13. Стратегия «стимуляция телесного контакта» | Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом) |
14. Стимуляция соревнования, соперни-чества. | Создание игровых ситуаций соперничества. |
Рекомендации родителям агрессивного ребенка
- Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;
- Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;
- Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;
- Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;
- Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
- Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);
- Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений»;
- Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
- Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;
- Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;
- Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.
Рекомендации воспитателям:
- Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
- Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
- Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
- Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный»., «злой» и т.п.);
- Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
- После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
- Не жалуйтесь на ребенка родителям;
- Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
- Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
- В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли. в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
- Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.
Литература:
1. Водинская М. Арт-терапия с агрессивными детьми - //Дошкольное образование.
№ 12, 2002, с. 19-20
Кратко анализируются причины и особенности агрессивных действий дошкольников.
Рассматриваются возможности ИЗО-деятельности как стратегии работы с агрессивными детьми: для педагогов предлагаются приемы организации индивидуальной и групповой работы с агрессивными детьми по тематическому рисованию. Описываются этапы работы: индивидуальная и групповая ИЗО-деятельность, совместное обсуждение рисунков.
2. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями: Агрессивные дети. - //Дошкольное воспитание,
№ 4, 2002. С. 108-111
В материале кратко анализируются причины агрессивного поведения дошкольников: внимание автора акцентируется на таких факторах, как отсутствие у ребенка навыков игровой деятельности, психотравмирующие ситуации в семье, влияние средств массовой информации. Приводятся приемы взаимодействия взрослых с детьми с агрессивным поведением, формы обучения детей саморегуляции поведения, проявлению эмпатии.
3. Волкова - Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с «трудными» детьми и их родителями - // Дошкольное воспитание, № 3, 1999, с. 44-49
Автором статьи анализируется проблема «трудности» ребенка в целом: акцент делается на том, что выделить критерии «трудности» ребенка-дошкольника, опираясь на его уровень наличного развития, личностных особенностей достаточно сложно. Предложены наиболее общие, универсальные варианты показателей «трудности», особенности поведения, из-за которых дети-дошкольники попадают в категорию «трудных»: агрессивность, упрямство и капризы, негативизм, гипо- и гиперактивность.
Автор кратко останавливается на характеристике детского упрямства как личностной особенности, проявляющейся в поведении; выделяет его причины во взаимосвязи с особенностям семейного воспитания. Проблема упрямства в целом рассматривается с позиции определения помощи родителям и педагогам в построении отношений с ребенком.
Материал может быть полезен педагогам ДОУ в подготовке родительских собраний, психологам в разработке тематических консультаций по проблемам личностного развития ребенка.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства. – СПб, Речь, 2002
В книге представлен краткий обзор возрастных особенностей ребенка, его психического развития в первые три года жизни. Показаны общие принципы диагностической работы с детьми раннего возраста /особенности проведения наблюдения как основного диагностического приема/.
Описаны особенности работы с детьми раннего возраста с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности. а также раннего аутизма.
Проводятся рекомендации по работе с родителями «особых» детей.
Авторами предложена стратегия тренинговой работы: подробно описана структура тренинга, последовательность проведения занятий по обучению эффективному взаимодействию педагогов. родителей с детьми с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности и аутизма в раннем детстве; приведены разработки игр и упражнений. Приведенная разработка тренинга, игры и упражнения могут быть использованы психологами-практиками в родительских тренингах, занятиях с педагогами групп раннего возраста, обучающих семинарах-тренингах для психологов.
Приложения содержат иллюстративный практический материал для участников тренинга, варианты методик экспресс-диагностики.
Книга представляет собой практическое руководство для психолога-тренера, работающего по программе «Особый ребенок: стратегии взаимодействия».
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: Комплексная программа работы с агрессивными,гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – Спб, Речь, 2002
В книге представлен материал по описанию психологических особенностей «особых» детей, даются общие рекомендации педагогам и родителям по построению эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, детьми с симптомами раннего детского аутизма. Особый интерес и практическое значение имеют материалы приложений, в которых помещены материалы, предоставляющие возможность психологу, а также педагогам и родителям проводить экспресс-диагностику «проблемного» ребенка на материале «карт наблюдений», в которых кратко представлены характерные особенности детей.
Книга представляет интерес для психологов: авторами предлагаются разработки тренинговых занятий по обучению стратегиям работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными и аутичными детьми: приведены сценарии тренинга по 4-х –дневной программе занятий.
Программа тренинга представляет собой практическое руководство к проведению занятий с педагогами, родителями, психологами.
В приложениях помещены варианты диагностических методик, практический иллюстративный материал для участников тренинга.
6. Миланич Ю. Психокоррекция эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста. //Домашнее воспитание, № 1, 2001, с. 87-88
В статье представлены категории детей с нарушениями эмоционального развития. в аспекте проблем, с которыми педагоги и родители обращаются к психологу. В материале выделены 3 основные категории дошкольников в зависимости от причины нарушений эмоционального развития ребенка дошкольного возраста:
1). Дети с внутриличностными конфликтами;
2). Дети с эмоциональными проблемами в рамках межличностных отношений /основная проблема – агрессивность/;
3). Дети с эмоциональными проблемами, обусловленными сочетанием внутриличностных конфликтов с личностными особенностями ребенка: эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, тревожностью.
Автором определены и названы основные формы психокоррекционной работы с каждой их 3-х категорий дошкольников, этапы коррекционной работы в рамках игровой терапии.
Материал может быть полезен психологам-практикам в процессе разработки стратегий работы с детьми с проблемами эмоционального развития.
7. Овчарова Р.В. Методика работы с детьми «группы риска» - // В кн: Овчарова Р.В. - Технологии практического психолога в образовании. – Раздел III, гл. 1. – с. 219-233
Представлен анализ проблемы «социально-педагогическая запущенность» в детском возрасте. Рассматриваются критерии выделения детей с симптомами социально-педагогической запущенности в категорию «дети группы риска». Особое внимание автором уделяется анализу факторов социально-воспитательной среды в развитии проявлений социальной и педагогической запущенности.
8. Практическая психология образования. - /под ред. И.В.Дубровиной/ - М.: Сфера, 1998, - Ч. II, Разд. 3., Гл. 3. Дошкольники «группы риска». - с. 150-162
Представлен краткий обзор категорий детей “группы риска” в аспекте анализа основных трудностей личностного развития.
9. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М.: Плэйт, 2001
Кратко представлена характеристика агрессивных проявлений у детей, факторы агрессивных форм поведения.
Приведены авторские разработки диагностики и оценки уровня агрессивности у ребенка по шкале интенсивности проявлений, проективная методика индивидуальной диагностики агрессивных проявлений дошкольника.
Приводится описание стратегий работы по коррекции агрессии, игровые формы взаимодействия .
Книга представляет собой практическое руководство для психологов по ведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями.
10. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25
Рассматривается анализ особенностей агрессивности детей старшего дошкольного возраста: природа агрессии, личностные особенности агрессивных дошкольников, мотивация агрессии, ее проявления в каждом из трех ее вариантов. Выявленных авторами: импульсивно-демонстративном, нормативно-инструментальном, целенаправленно-враждебном. Все данные о личностных характеристикам, мотивационной направленности приводятся на основе материалов авторского исследования.
11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. – М.: 1996
Автор предлагает комплексный анализ проблемы детской агрессивности: феномен агрессии с точки зрения базовых теорий, виды и формы агрессивных реакций, данные зарубежных и отечественных исследований половозрастных различий агрессивности. Приводятся методики диагностики агрессивности, методы коррекционной работы с агрессивными детьми разного возраста.
12. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. – Гл. 2. Психологические проблемы депривированных детей. – Минск, «Тесей», 1999
Представлены материалы по характеристике личностных особенностей детей гиперактивностью, агрессивностью, тревожностью. Проблемы детей с данными нарушениями психоэмоционального развития рассматриваются в плане анализа условий семейного воспитания, акцент делается на детях, воспитывающихся в условиях детского дома. Приводятся диагностические методики выявления детей с тревожностью, гиперактивностью, синдромом дезадаптации, методики диагностики детско-родительских отношений. Кратко изложены варианты психокоррекционных форм работы.
Книга представляет интерес для практических психологов, работающих в детских учреждениях интернатного типа.
13. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему» – Ярославль, Академия развития, 2001.
Авторы в популярной форме анализируют причины и особенности агрессивного поведения детей раннего и дошкольного возраста, виды детской агрессии и особенности ее проявления, на примере конкретных ситуаций показаны стратегии взаимодействия родителей и педагогов с детьми, приемы помощи детям в ситуации появления агрессии. Анализ проблемы детской агрессии приводится в аспекте «личность ребенка – социальное окружение – формы взаимодействия и помощи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...
Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.
Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....
Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.
Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...
Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...
Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.
Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников
Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...
- Мне нравится (2)