Тесты "Диагностика агрессивности"
тест на тему

Ягина Лидия Николаевна

Диагностика агрессивности:

Критерии выявления агрессивного ребенка:

С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_agressivnosti.docx61.49 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика агрессивности:

Критерии выявления агрессивного ребенка:

С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.

Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:

Особенности поведения ребенка

Как проявляются

Часто

редко

1.

Спорит, ругается со взрослыми

2.

Теряет контроль над собой

3.

Винит других в своих ошибках

4.

Завистлив, мстителен

5.

Сердится и отказывается что-либо делать

6.

Специально раздражает людей

7.

Отказывается подчиняться правилам

8.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их

Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто».

Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Анкета «Признаки агрессивности»

(может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)

Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.

Особенности поведения исследуемого ребенка

Проявление особенностей

Да

Нет

1

«Злой дух» временами вселяется в него

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

6

Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение

7

Он не прочь подразнить животных

8

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот

11

Часто не по возрасту ворчлив

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Старается общаться с младшими и более слабыми

17

У него нередки периоды мрачной раздражительности

18

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

19

Уверен, что любое задание выполнит лучше других

Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.

15 – 20 баллов – высокая агрессивность

7 – 14 – средняя

1 – 6 – низкая

Диагностическая работа психолога:

  1. Методика «Кактус»

(автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования:

Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов:

Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Личностные особенности

Отражение в рисунке

Агрессия

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок в центре листа

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

Неуверенность в себе. Зависимость

Маленький рисунок. Расположение внизу листа

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм

Использование ярких цветов, «радостные» кактусы

Тревожность

Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

Женственность

Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм

Экстравертированность

Наличие на рисунке других кактусов, цветов

Интровертированность

На рисунке изображен один кактус

Стремление к домашней защите

Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества

Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

Беседа с ребенком после завершения рисунка:

Варианты вопросов:

  • кактус домашний или дикий?
  • он сильно колется? Его можно потрогать?
  • кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  • кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
  • когда кактус подрастет, то как он изменится?

См. по:

1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59

2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13

2. Методика А.Романова

Предназначена для определения уровня выраженности и структуры агрессивного поведения у ребенка.

Методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого».

Процедура исследования: В регистрационном бланке отмечаются

ситуационное формы проявления ребенком агрессии, частота проявления выражается по шкале от 0 до4 баллов.

Выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций определяется по общему количеству баллов по 19 признакам.

Бланк методики:

Ф.И.О., возраст ребенка _________________________________________________________

Варианты оценки ситуационно-личностных реакций (в баллах):

  • 0 – нет проявлений агрессивности
  • 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда
  • 2 – часто
  • 3 – почти всегда
  • 4 – непрерывно

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Частота проявления

0

1

2

3

4

1. Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения (гнева)

0

1

2

3

4

Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

2. внешние проявления агрессивности

Кусает губы в состоянии раздражения

Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

0

1

2

3

4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0

1

2

3

4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

3. длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается >15 мин

0

1

2

3

4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

4. чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией

0

1

2

3

4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0

1

2

3

4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0

1

2

3

4

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

5. особенности отноше-ния к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0

1

2

3

4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

6. недостаточность в проявлении гуманных чувств

Стремится делать назло другим

Проявляет безразличие к страданиям других

Стремится причинить другому страдание

0

0

0

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

0

1

2

3

4

7. реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

0

1

2

3

4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессив-ные реакции

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

8. реакция на ограничение

При попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

9. реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0

1

2

3

4

Первым отнимает игровой предмет, игрушки у другого ребенка

0

1

2

3

4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0

1

2

3

4

Толкается, когда обижают

0

1

2

3

4

Бьет других детей, если ребенка случайно толкнули

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

10. чувствительность к присутствию других

Щипается на глазах у всех

0

1

2

3

4

Толкает сверстника на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

11. физическая агрессия, направленная на предмет

Ломает постройку на глазах у всех

0

1

2

3

4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку

0

1

2

3

4

Ребенок бросает предмет об стенку

0

1

2

3

4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры

0

1

2

3

4

Отрывает руки, ноги кукле

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

12. Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Походя ударяет встречных

0

1

2

3

4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0

1

2

3

4

Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)

0

1

2

3

4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

13. агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0

1

2

3

4

Берет на себя вину за других

0

1

2

3

4

Рвет на себе волосы

0

1

2

3

4

Щипает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

Кусает себя в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

14. агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0

1

2

3

4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки

0

1

2

3

4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0

1

2

3

4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком

0

1

2

3

4

Царапает взрослого

0

1

2

3

4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0

1

2

3

4

Бьет больно ногой бабушку

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

15. Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит обидные слова взрослым

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова детям

0

1

2

3

4

Говорит нецензурные слова взрослым

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

16. агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

17. агрессия, направлен-ная на животных

Щипает кошку

0

1

2

3

4

Выкручивает хвост кошке

0

1

2

3

4

Специально наступает на лапы собаке

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

18. агрессия разных видов направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, сверстников)

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

19. неупорядоченные проявления агрессии

Плюется в состоянии раздражения

0

1

2

3

4

0

1

2

3

4

После работы с методикой проводится балльная оценка уровня агрессии (суммируются все баллы):

1 уровень - от 0 – до 65 баллов: у ребенка нет опасности закрепления ситуативно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;

- 2 уровень - от 65 до 130 баллов: есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением

- 3 уровень - от 130 до 195 баллов: ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций

4 уровень – от 195 до 260 баллов: психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведения, требуется медикаментозная помощь.

См.по:

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Плэйт», 2001, с. 12 – 17

Проективная методика А.Романова по диагностике агрессивности у детей:

«Кто есть кто, когда сердится? Почему и как часто кто бывает?»

Назначение методики: диагностика особенностей агрессивного поведения ребенка; оценка ребенком выраженности агрессивного поведения у других.

Применение методики: индивидуально с детьми 4 – 7 лет.

Проведение исследования:

Ребенку предлагается определить, какая бывает злость и какая она бывает:

- похожей на кошку; на динозавра; бывает как молния; как шестеренки; как змея; как консервная банка (используются рисунки); Ребенку предлагается определить, у кого из его близких – как часто проявляется и какая бывает злость и агрессия. Ребенка может оценивать взрослый и сам ребенок.

Выраженность проявлений оценивается в баллах:

  • 0 баллов – нет проявлений агрессивности;
  • 1 балл – проявления агрессивности наблюдаются иногда;
  • 2 балла – часто;
  • 3 – почти всегда;
  • 4 – непрерывно.

Регистрация ответов:

Кто?

Какая агрессия бывает?

«кошка»

«динозавр»

«молния»

«шесте-ренки»

«змея»

«консервная банка»

Мама

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Папа

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Брат

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Сестра

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Дедушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Бабушка

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Я сам (сама)

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

Оценка выраженности агрессии:

0 –6 баллов –низкая;

7-12 баллов – средняя

13 – 18 баллов – высокая

19 – 24 балла – очень высокая

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Стратегия работы психолога с агрессивными детьми:

Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  2. Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
  3. Отработка навыков общения
  4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).

Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2-х направлениях:

  • информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного поведения ребенка;
  • обучение эффективным способам общения с ребенком.

С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.

А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.

Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.

Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:

  • особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
  • внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).

Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.

Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)

Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.

Варианты стратегий.

Стратегия

Краткое описание

  1. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств

Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии

  1. Стратегия на осознание

Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком

  1. Стратегия ориентации на состояние

Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта)

  1. Стратегия на отреагирование

Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас»

5. Стратегия на провока-цию ситуационно-личностных состояний

Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка

6. Стратегия на переключение

Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение

7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу

Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию

8. Стратегия на игнорирование

Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком

9. Стратегия на отрицательное подкрепление

Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных.

10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления

Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций

11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием)

12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций

Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы»

13. Стратегия «стимуляция телесного контакта»

Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом)

14. Стимуляция соревнования, соперни-чества.

Создание игровых ситуаций соперничества.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

  1. Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;
  2. Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;
  3. Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;
  4. Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;
  5. Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
  6. Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);
  7. Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений»;
  8. Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
  9. Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;
  10. Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;
  11. Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.

Рекомендации воспитателям:

  1. Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
  2. Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
  3. Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
  4. Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный»., «злой» и т.п.);
  5. Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
  6. После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
  7. Не жалуйтесь на ребенка родителям;
  8. Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
  9. Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
  10. В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли. в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
  11. Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.

Литература:

1. Водинская М. Арт-терапия с агрессивными детьми - //Дошкольное образование.

№ 12, 2002, с. 19-20

Кратко анализируются причины и особенности агрессивных действий дошкольников.

Рассматриваются возможности ИЗО-деятельности как стратегии работы с агрессивными детьми: для педагогов предлагаются приемы организации индивидуальной и групповой работы с агрессивными детьми по тематическому рисованию. Описываются этапы работы: индивидуальная и групповая ИЗО-деятельность, совместное обсуждение рисунков.

2. Волкова-Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями: Агрессивные дети. - //Дошкольное воспитание,

№ 4, 2002. С. 108-111

В материале кратко анализируются причины агрессивного поведения дошкольников: внимание автора акцентируется на таких факторах, как отсутствие у ребенка навыков игровой деятельности, психотравмирующие ситуации в семье, влияние средств массовой информации. Приводятся приемы взаимодействия взрослых с детьми с агрессивным поведением, формы обучения детей саморегуляции поведения, проявлению эмпатии.

3. Волкова - Гаспарова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с «трудными» детьми и их родителями - // Дошкольное воспитание, № 3, 1999, с. 44-49

Автором статьи анализируется проблема «трудности» ребенка в целом: акцент делается на том, что выделить критерии «трудности» ребенка-дошкольника, опираясь на его уровень наличного развития, личностных особенностей достаточно сложно. Предложены наиболее общие, универсальные варианты показателей «трудности», особенности поведения, из-за которых дети-дошкольники попадают в категорию «трудных»: агрессивность, упрямство и капризы, негативизм, гипо- и гиперактивность.

Автор кратко останавливается на характеристике детского упрямства как личностной особенности, проявляющейся в поведении; выделяет его причины во взаимосвязи с особенностям семейного воспитания. Проблема упрямства в целом рассматривается с позиции определения помощи родителям и педагогам в построении отношений с ребенком.

Материал может быть полезен педагогам ДОУ в подготовке родительских собраний, психологам в разработке тематических консультаций по проблемам личностного развития ребенка.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства. – СПб, Речь, 2002

В книге представлен краткий обзор возрастных особенностей ребенка, его психического развития в первые три года жизни. Показаны общие принципы диагностической работы с детьми раннего возраста /особенности проведения наблюдения как основного диагностического приема/.

Описаны особенности работы с детьми раннего возраста с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности. а также раннего аутизма.

Проводятся рекомендации по работе с родителями «особых» детей.

Авторами предложена стратегия тренинговой работы: подробно описана структура тренинга, последовательность проведения занятий по обучению эффективному взаимодействию педагогов. родителей с детьми с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности и аутизма в раннем детстве; приведены разработки игр и упражнений. Приведенная разработка тренинга, игры и упражнения могут быть использованы психологами-практиками в родительских тренингах, занятиях с педагогами групп раннего возраста, обучающих семинарах-тренингах для психологов.

Приложения содержат иллюстративный практический материал для участников тренинга, варианты методик экспресс-диагностики.

Книга представляет собой практическое руководство для психолога-тренера, работающего по программе «Особый ребенок: стратегии взаимодействия».

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: Комплексная программа работы с агрессивными,гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – Спб, Речь, 2002

В книге представлен материал по описанию психологических особенностей «особых» детей, даются общие рекомендации педагогам и родителям по построению эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, детьми с симптомами раннего детского аутизма. Особый интерес и практическое значение имеют материалы приложений, в которых помещены материалы, предоставляющие возможность психологу, а также педагогам и родителям проводить экспресс-диагностику «проблемного» ребенка на материале «карт наблюдений», в которых кратко представлены характерные особенности детей.

Книга представляет интерес для психологов: авторами предлагаются разработки тренинговых занятий по обучению стратегиям работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными и аутичными детьми: приведены сценарии тренинга по 4-х –дневной программе занятий.

Программа тренинга представляет собой практическое руководство к проведению занятий с педагогами, родителями, психологами.

В приложениях помещены варианты диагностических методик, практический иллюстративный материал для участников тренинга.

6. Миланич Ю. Психокоррекция эмоциональных проблем у детей дошкольного возраста. //Домашнее воспитание, № 1, 2001, с. 87-88

В статье представлены категории детей с нарушениями эмоционального развития. в аспекте проблем, с которыми педагоги и родители обращаются к психологу. В материале выделены 3 основные категории дошкольников в зависимости от причины нарушений эмоционального развития ребенка дошкольного возраста:

1). Дети с внутриличностными конфликтами;

2). Дети с эмоциональными проблемами в рамках межличностных отношений /основная проблема – агрессивность/;

3). Дети с эмоциональными проблемами, обусловленными сочетанием внутриличностных конфликтов с личностными особенностями ребенка: эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, тревожностью.

Автором определены и названы основные формы психокоррекционной работы с каждой их 3-х категорий дошкольников, этапы коррекционной работы в рамках игровой терапии.

Материал может быть полезен психологам-практикам в процессе разработки стратегий работы с детьми с проблемами эмоционального развития.

7. Овчарова Р.В. Методика работы с детьми «группы риска» - // В кн: Овчарова Р.В. - Технологии практического психолога в образовании. – Раздел III, гл. 1. – с. 219-233

Представлен анализ проблемы «социально-педагогическая запущенность» в детском возрасте. Рассматриваются критерии выделения детей с симптомами социально-педагогической запущенности в категорию «дети группы риска». Особое внимание автором уделяется анализу факторов социально-воспитательной среды в развитии проявлений социальной и педагогической запущенности.

8. Практическая психология образования. - /под ред. И.В.Дубровиной/ - М.: Сфера, 1998, - Ч. II, Разд. 3., Гл. 3. Дошкольники «группы риска». - с. 150-162

Представлен краткий обзор категорий детей “группы риска” в аспекте анализа основных трудностей личностного развития.

9. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М.: Плэйт, 2001

Кратко представлена характеристика агрессивных проявлений у детей, факторы агрессивных форм поведения.

Приведены авторские разработки диагностики и оценки уровня агрессивности у ребенка по шкале интенсивности проявлений, проективная методика индивидуальной диагностики агрессивных проявлений дошкольника.

Приводится описание стратегий работы по коррекции агрессии, игровые формы взаимодействия .

Книга представляет собой практическое руководство для психологов по ведению диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями.

10. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25

Рассматривается анализ особенностей агрессивности детей старшего дошкольного возраста: природа агрессии, личностные особенности агрессивных дошкольников, мотивация агрессии, ее проявления в каждом из трех ее вариантов. Выявленных авторами: импульсивно-демонстративном, нормативно-инструментальном, целенаправленно-враждебном. Все данные о личностных характеристикам, мотивационной направленности приводятся на основе материалов авторского исследования.

11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. – М.: 1996

Автор предлагает комплексный анализ проблемы детской агрессивности: феномен агрессии с точки зрения базовых теорий, виды и формы агрессивных реакций, данные зарубежных и отечественных исследований половозрастных различий агрессивности. Приводятся методики диагностики агрессивности, методы коррекционной работы с агрессивными детьми разного возраста.

12. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. – Гл. 2. Психологические проблемы депривированных детей. – Минск, «Тесей», 1999

Представлены материалы по характеристике личностных особенностей детей гиперактивностью, агрессивностью, тревожностью. Проблемы детей с данными нарушениями психоэмоционального развития рассматриваются в плане анализа условий семейного воспитания, акцент делается на детях, воспитывающихся в условиях детского дома. Приводятся диагностические методики выявления детей с тревожностью, гиперактивностью, синдромом дезадаптации, методики диагностики детско-родительских отношений. Кратко изложены варианты психокоррекционных форм работы.

Книга представляет интерес для практических психологов, работающих в детских учреждениях интернатного типа.

13. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему» – Ярославль, Академия развития, 2001.

Авторы в популярной форме анализируют причины и особенности агрессивного поведения детей раннего и дошкольного возраста, виды детской агрессии и особенности ее проявления, на примере конкретных ситуаций показаны стратегии взаимодействия родителей и педагогов с детьми, приемы помощи детям в ситуации появления агрессии. Анализ проблемы детской агрессии приводится в аспекте «личность ребенка – социальное окружение – формы взаимодействия и помощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.

Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников

Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...