Современные требования к технологии проведения непосредственно образовательной деятельности.
учебно-методический материал по теме
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_nod.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные требования к технологии проведения непосредственно образовательной деятельности.
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.
Требования к формулировке целей и задач непосредственно образовательной деятельности (НОД):
- направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат образовательной деятельности;
- соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
- реальность выполнения поставленной цели в течение всей образовательной деятельности;
- представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели образовательной деятельности;
- наличие образовательных (ой), развивающих (ей) и воспитательных (ой) задач. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.;
- четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить, обогатить, систематизировать, обобщить и т.д.).
Непосредственно образовательная деятельность включает три части:
- Вводная часть:
- настрой дошкольников на предстоящую деятельность,
- обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;
- организация направленного внимания детей,
- мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;
- установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).
- Основная часть:
- актуализация имеющихся знаний, представлений детей;
- создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков;
- решение главных задач НОД за счет использования разнообразных приемов и форм работы;
- создание условий для разнообразной активной деятельности детей.
- Заключительная часть:
- закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;
- подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).
Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:
- подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
- должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
- должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
- по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
- должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
- включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
- предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
- имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
Для качественного проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо:
- поддерживать интерес детей на протяжении всей НОД;
- соблюдать требования здоровьесберегающей педагогики;
- обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- создавать условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;
- уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);
- создавать условия для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т.д.), развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;
- организовывать поиск детьми способов решения; обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;
- поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;
- направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать:
- проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
- методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
- систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
- обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
- грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
- осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.
Советы воспитателям по организации НОД:
- Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
- Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
- Подводите детей к выводам, обобщениям.
- Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
- Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
- Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
- Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
- Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.
- После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:
- Что помогло справиться с заданием?
- Чему сегодня научились?
- Что узнали нового?
- Где это пригодится?
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.
При организации непосредственно образовательной деятельности у многих педагогов возникает много вопросов и затруднений при проведении интегрированной непосредственно образовательной деятельности.
Рассмотрим технологию проведения интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Как говорил великий педагог прошлого Я.А.Каменский: «Что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком».
Интеграция - объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методом преподавания.
Общая характеристика интегрированной НОД.
- Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве.
- Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения интегрированной образовательной деятельности нестандартна и интересна.
- Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
- За счёт усиления межпредметных связей высвобождается время для других видов деятельности.
Виды непосредственно образовательной деятельности:
- Комбинированные - соединяют разные виды деятельности, не связанные общей темой, целью.
- Комплексные - соединяют разные виды деятельности, чаще на занятиях эстетического цикла. При этом один вид деятельности доминирует над другим.
- Интегрированные - все виды деятельности объединены одной темой, общей целью. Обязательное условие - постановка и решение проблемы, а также получение продукта в конце НОД.
Методы и приёмы интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- сравнительный анализ;
- сопоставление, поиск;
- эвристическая деятельность («открытие»);
- проблемные вопросы, стимулирующие проявления совместных с педагогом открытий, помогающих ребёнку найти ответ;
- речевые игры, дидактические игры, для знакомства с культурно-речевыми традициями, эталонами и др.
Требования к структуре интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы по каждому занятию;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материалов интегрируемых предметов на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности;
- большая информативная ёмкость учебного материала;
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок непосредственно образовательной деятельности.
Структура интегрированной непосредственно образовательной деятельности.
- Вводная часть - создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
- Основная часть - даются новые задания, необходимые для решения проблемного вопроса по содержанию разных разделов программы с опорой на наглядность.
- Заключительная часть - предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализацию ранее освоенной (т.е. для получения какого-либо продукта).
Синтез различных образовательных областей в структуре интегрированной непосредственно образовательной деятельности включает:
- содержание изучаемого материала;
- теоретическое и практическое обучение;
- соединение предметов обязательного цикла между собой;
- деятельность двух и более педагогов и др.
- педагогические возможности;
- повышается интерес к учению;
- формирование в единстве знаний и умений;
- коммуникативность, умение говорить;
- снятие напряжённости, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- углубляют представление о понятии, закономерностях, расширяют кругозор, способствуют формированию всесторонней личности;
- основываются на нахождении новых связей между фактами, или углубляют выводы, наблюдения в различных предметах;
- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы и др.
Трудности проведения интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование образовательной деятельности;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение общих терминов и понятий.
Условия подготовки интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- согласование содержания образовательных областей;
- обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;
- решение вопроса оплаты организации и графика проведения интегрированной НОД;
- консультирование педагогов, осуществляющих работу по различным направлениям, по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем;
- проектирование тематики и развёрнутых планов интегрированной НОД.
Таким образом, это интегрированная непосредственно образовательная деятельность, если:
- все виды деятельности объединены одной темой, общей целью;
- педагогом, либо педагогом в сотрудничестве с детьми, либо детьми выявлена, поставлена и решена проблема;
- в результате образовательной деятельности получен продукт (рассказ, танец, рисунок, аппликация и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные требования к организации непосредственно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Данный информационный материал составлен в виде консультации для педагогов ДОУ....
Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...
Педагогическая практика по использованию современных информационно-коммуникационных технологий для образовательной деятельности в дошкольном образовании
Знакомство детей с творчеством художников. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, мира природы.Формировать элементарные представления о видах иск...
«Внедрение современных образовательных технологий в образовательную деятельность, как средство эффективной реализации комплексно-тематического планирования »
В статье говориться о разнообразных образовательных технологиях используемых в работе с детьми в ДОУ....
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
«Игровые педагогические технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога. В данном материале рассматриваются главные це...