Роль семьи в воспитании и развитии ребенка
рабочая программа на тему
Статья о роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Программа развития дошкольного учреждения с точки зрения взаимодействия и сотрудничества с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vospitanii_i_razvitii_rebenka_nelzya_nedootsenivat_2.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самооценки. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентиры ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Николай Иванович Новиков – русский просветитель, общественный деятель, писатель говорил: «Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатливается глубже и тверже примера родителей».
Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он определяет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс определяет материальные и бытовые условия, основные периоды развития, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, социально-демографические особенности.
Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии у ребенка культуры физической, общения с близкими, домоведения, бытового поведения, труда и досуга, адекватного поведения, самореализации ребенком своей жизнедеятельности.
Можно выделить следующие условия успешного семейного воспитания:
1. Последовательно удовлетворять базисные потребности ребенка;
2. Помогать ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегать от стрессов.
3. Внимательно относиться к мыслям, радостям и тревогам, которыми ребенок хочет поделиться с вами.
4. Уважать ребенка, не позволять себе грубых слов и жестоких обращений в его адрес, уметь находить в ребенке положительное, за что следует похвалить его, сказать слова любви и признания.
5. Признать право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения и действия.
6. Помочь ребенку самоопределиться в деятельности и общении с людьми.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей.
В последнее время идет перестройка системы дошкольного образования, и в центре ее стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое превращение воспитания из семейного в общественное.
В течение долгих лет складывалось уничтожительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелание ее преодолевать. Родители допускались в ДОУ, когда требовалась их помощь в благоустройстве помещения, озеленения, их приглашали на праздники, собрания. В остальные дни двери детского сада были для них закрыты. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога. Это вызывало ошибки в общении педагога с родителями.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения:
- Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
- Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада.
Реализовать открытость ДОУ «внутрь» - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифферикцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Для этого нужно создать следующие условия:
- личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах;
- вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия. Дети готовятся к ним вместе с родителями и сестрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями, показывают домашних животных.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения на доверительности.
Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребенка. Для этого необходимо усиление ДОУ с социумом: привлечение потенциальных потребителей, освоение новых форм дошкольного образования, работа с «неорганизованными» детьми.
Выделенные пространства необходимы и в настоящее время достаточны для обеспечения требуемого уровня воспроизводства высоких результатов воспитательной деятельности ДОУ, удовлетворения образовательных потребностей общества.
Модель деятельности ДОУ состоит из трех взаимопространств развития его субъектов: педагогов, детей, родителей.
Специфика функционирования данной системы позволяет понять их направленность и назначение: родители формируют социальный запрос на уровне общественной потребности, воспитатели непосредственно реализуют образовательные услуги, дети выступают как потребители услуг по обучению, воспитанию, развитию личности. Можно определить сопровождение пространств развития ДОУ.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов: адаптации, интеграции, индивидуализма. Выделенные этапы фиксируют непрерывность и качественные изменения, определяют уровни, характеризующие качественные изменения того или иного пространства развития.
На этапе адаптации актуализируется этап развития и саморазвития: педагогов, родителей и детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
Этап интеграции связан с развитием и саморазвитием средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» в форме сотворческой продуктивности деятельности и общения. Итог этого этапа – перевод педагогов, родителей и детей с позиции субъекта в личностный контакт жизнеосуществления.
Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности педагога, родителя, ребенка. В соответствующем интегрированном сообществе, а также с определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
Интегрирование пространств развития ДОУ позволяет разработать механизм комплексного медико – социально – психолого – педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта и представить логику его реализации следующим образом.
1. Структуирование социального заказа в области дошкольного образования. Если выделить аспекты социального заказа, формируемые на разных уровнях общественного развития и развития образовательной системы, получим федеральный, национально-региональный и внутренний (ДОУ) компоненты, одновременно представляющие структурные элементы Госстандарта по дошкольному образованию.
2. Смена этапов и уровней развития сущностных сил субъекта. Представление социального развития как смена определенных этапов социализации субъекта позволяет зафиксировать логику и направленность развития всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (адаптация, интеграция, индивидуализация).
3. Смена ведущих видов управления ДОУ.
Виды управления развиваются «от простого к сложному» - от преимущественно внешних воздействий к внутренним, от ориентации на инструкции к самопрограмированнию и управлению собственным развитием.
4. Смена ведущих типов отношений – взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ. Зафиксированная в таких понятиях, как воздействие, взаимодействие, самовоздействие, траектория развития детей, родителей, педагогов в совместной деятельности предстает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления.
В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю.
Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, преумножить богатства своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации жизни детей, и здесь на помощь иногда приходят родители.
В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма.
В проекте образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Детям необходимо знать и уважать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольно-образовательного учреждения.
Эта задача решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту.
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Семья
Д.с.
Родная улица, район
Родной город
Страна, ее столица, символика
Права и обязанности (Конституция)
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома, труд людей, традиции, общественные события и т. д.
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»; «любовь к Отечеству»; «ненависть к врагу»; «трудовой подвиг» и т. д.
Воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине.
Важным условием нравственно – патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимосвязь с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В нашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать воспитателю при работе с детьми и родителями.
В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семье – счастье и благополучие общества, народа, государства.
В некоторых дошкольных учреждениях родовое дерево составляется детьми вместе с воспитателем. Воспитатель использует семейные фотографии ребенка. Наполняемость этого дерева постоянно меняется, что позволяет проводить индивидуальную работу с ребенком.
Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время имеет скорее риторический характер. В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Подавляющее большинство педагогов считают этот вид деятельности важным средством нравственно – патриотического воспитания.
Изучение истории своей семьи, воспитания гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков – задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть и потомков, по какому пути лучше их направить. Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. В процессе ознакомления с родовой у детей формируется представление об отношениях родства, развивается словесно-логическое мышление.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчать маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным началом, нежели любые наказания и поощрения.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять свою родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова – преемственности поколений, исторического развития в целом.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознание причастность к судьбе Родины.
Программа развития дошкольного учреждения с точки зрения взаимодействия и сотрудничества с семьей.
«Если твои планы рассчитаны на год –
сей рожь, если на десятилетия – сажай деревья,
если на века – воспитывай детей!»
(народная мудрость)
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности – семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пользу первенства общественным учреждениям.
Великий педагог Я.А. Коменский назвал материнской школой последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок от матери.
Уроки матери пишет в своих трудах Я.А. Коменский
Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
Также большое значение в воспитании детей отдает семье И.Г. Песталоцци. Он пишет «Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом».
Идея педагога Роберта Оуэна, о том, что семья – одно из зол на пути формирования нового человека и только общественное воспитание и его ведущая роль могут сформировать личность ребенка долгое время активно воплощалась в нашей стране.
В настоящее время современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного внимания. Сила семейного воспитания и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в дошкольном учреждении.
Современный отечественный психолог А.Н. Леонтьев пишет:
«Маленький ребенок не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам, чужой тети». В первые 7-8 лет самое авторитетное: «Так мама сказала или так велел папа».
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка (Совр. Авторы: А.Г. Харгев, И.В. Гребенников, Ю.П. Азаров).
Недаром говорят: «Дети – зеркало семьи». Но при всем преимуществе семейного воспитания возникла проблема того, что далеко не все семьи реализуют необходимый комплекс возможностей для развития и формирования личности ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают зачем.
Исходя из вышеизложенного ни у кого не вызывает сомнения в том, что очень значимо и необходимо на современном этапе общественное дошкольное воспитание которое поможет семье в воспитании ребенка.
Тем более современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации: с одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей, с другой стороны наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем (рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и другие…).
Исходя из вышеизложенного ни у кого не вызывает сомнения в том, что очень значимо и необходимо на современном этапе общественное дошкольное воспитание, которое поможет семье в воспитании ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяет понятие сотрудничества взаимодействие.
Современное дошкольное учреждение должно видеть в лице семьи союзника, единомышленника.
Каждому педагогу необходимо проникнуться сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей.
Необходимо учитывать, что в решении каких-то задач воспитания может быть сильнее одна сторона, в каких-то других основную тяжесть следует принять второй стороне.
На сегодняшний день семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как необходимо разрабатывать специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей.
В содержании Программы, а точнее в ее основе лежит психолого-педагогическое просвещение родителей. В первую очередь включены вопросы охраны жизни укрепления здоровья ребенка, создания условий для правильного физического развития.
Главная цель и идея Программы – это открытость для родителей и других членов семьи к образовательной работе детского сада, сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Основным результатом функционирования открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится из трех взаимопространств развития его субъектов: педагогов, детей, родителей.
Специфика функционирования данной системы позволяет понять их направленность и назначение: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности воспитатели реализуют образ. услуги, дети выступают как потребители услуг по воспитанию, обучению и развитию личности.
Программа взаимодействия строится на нескольких уровнях и включает в себя 5 основных блоков:
I. Рекламный – пропаганда и популяризация Российского
дошкольного образования, охват максимального числа
детей общественным дошкольным образованием.
II. Диагностический – выявление воспитательно-образовательных
потребностей населения, уровень осведомленности
родителей в области воспитания и обучения детей
детского сада.
III. Психолого-педагогическое - повышение психолого–педагогической
просвещение родителей компетентности родителей.
IV. Совместная деятельность – привлечение родителей к активному
коллектива ДОУ и участию в работе ДОУ, повышение
родителей авторитета родителей в глазах детей,
авторитета педагога в глазах родителей.
V. Контрольный – анализ результативности взаимодействия ДОУ с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА
влияние семьи на развитие ребенка...
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка в обществе.
ФГОС ДО для родителей...
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка в обществе.
семейное воспиттание...
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
Дети являются гордостью своих родителей...
«Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка»
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится н...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании правильной речи ребенка"
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования не т...
Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии».
Презентация по теме: «Роль семьи в воспитании и развитии ребенка с отклонениями в развитии»....