Конспект НОД "Встречаем весну по народному обряду"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Специально для встречи весны пекли птиц из теста – куликов и жаворонков. Для праздников изготавливали кукол Мартиничек, названных в честь первого весеннего месяца. Кукол вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и жаркого солнца. Ими «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. Данное занятие можно провести с детьми в начале марта месяца в целях приобения дошкольников к народным обычаям и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstechaem_vesnu_s_martinichkami.doc | 504 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД "Встречаем весну по народным обрядам"
(подготовительная группа)
Занятие подготовила
воспитатель высшей кв. категории
Рулькова М.Н.
март 2016г.
С Масленицей неразрывно связаны обереговые куколки Мартинички. Они являются неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвует молодежь и дети. Специально для встречи весны пекли птиц из теста – куликов и жаворонков. Для праздников изготавливали кукол Мартиничек, названных в честь первого весеннего месяца. Кукол вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и жаркого солнца. Ими «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения эти куколки играли еще и обережную роль.
Все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
Цель. Познакомить детей с обычаями встречи весны на Руси.
Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Задачи по ОО:
познавательное развитие: закрепить знание весенних примет, весенних месяцев; познакомить детей с куклами «Мартинички», процессом их изготовления и обрядом "закликания" весны;
социально-личностное развитие: приобщать детей к русским народным традициям, воспитывать желание оказывать помощь друг другу;
художественно-эстетическое развитие: развивать способность работать с нитками, соблюдать пропорции, подбирать нитки по цвету, учить наматывать витки на шаблон, вымеряя нужную длину; развивать эстетический вкус и творческие способности;
речевое развитие: развивать выразительное чтение стихов, закличек, четкое проговаривание сложных словообразований, развивать связную и диалогическую речь.
Предварительная работа:
- Беседы о весне с рассматриванием иллюстраций.
- Знакомство с обычаями и традициями встречи на Руси весны.
- Заучивание русских народных пословиц и примет о весне.
- Знакомство и изготовление русских народных кукол к народным праздникам.
- Заучивание закличек, стихов о весне.
- Занятия в избе.
- Сбор материала к занятию (пряжа белая и красная)
Материал:
Домовенок Кузя (неизменный друг детей в избе) с мешком.
Куклы «Мартинички».
Иллюстрации и презентация о весне.
Пряжа белая и красная.
Шаблоны для куколок (6х7см) на всех детей
Ножницы
Ход НОД:
Воспитатель: Ребятки, а какое время года наступило? (Весна.)
Кто поможет мне вспомнить названия весенних месяцев? (Март, апрель, май.)
Ребенок читает заранее выученный стих
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Детям показывается презентация о весне.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, наш Домовенок знает, что уже весна наступила? Давайте спросим у него. (Дети подходят к печи, постукивают по ней, появляется Домовенок, здоровается с детьми).
Воспитатель обращается к Домовенку и спрашивает его, знает ли он какое время года наступило. Домовенок отрицательно вертит головой.
Воспитатель: Ребятки, а давайте расскажем Домовенку о весенних признаках.
Дети сообщают ему, что пришла весна и рассказывают о том, как они ее ждали и как встречали весну на Руси (пословицы, приметы и т.д.).
Домовенок: Какие вы молодцы, всё знаете о весне! Я значит правильный вам принес подарок! (достает из мешка куколок).
Дети рассматривают куколок, играют с ними.
Домовенок: Эти куколки называются «Мартинички». Догадайтесь почему? (произнести по слогам, выделяя начало слова) (по первому месяцу весны – март)
Воспитатель: А вы обратили внимание, что они разного цвета? Как вы думаете почему? (Дети высказывают предположения).
Белая куколка – символ уходящей зимы. А красная куколка – символ весны и жаркого солнца. Их делали в самом начале весны, в марте. Выходили во двор, забирались куда ни есть повыше – на изгороди, кровли сараев, погребов и громко звали весну. (Дети произносят заклички).
Приди к нам, весна!
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад?
Апрель, апрель – открой дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
А куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Дети играли с ними, дарили друг другу.
Воспитатель: Ребята, нам тоже надо встретить весну и сделать таких куколок, чтобы весна скорее наступила.
Домовенок: Я научу вас, я даже пряжу для куколок принес. (Достает из мешка необходимую пряжу и пооперационную карту изготовления куколки).
Дети вместе с воспитателем анализируют пооперационную карту и изготовляют куколок работая в паре (хороший вариант мальчик - девочка; девочка изготавливает куколку из красной пряжи, мальчик из белой)
Способ изготовления: (см. приложение)
Воспитатель: Ребята, давайте придумаем, куда мы повесим наших куколок. (Дети смотрят в окно и предлагают свои варианты.)
После занятия дети идут на прогулку, произносят заклички, загадывают желания и развешивают куколок на ветки деревьев.
приложение
Варианты пооперационной карты по изготовлению кукол "Мартиничек"
Понадобится:
- пряжа красного и белого цвета;
- нитки;
- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой).
Изготовление:
1. Подготавливаем необходимые материалы.
2.Наматываем нитки на картонку по длинной стороне.
3. Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем.
4. Нижний сгиб разрезаем.
5. Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон.
6. Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.
7. Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей. Под головку вкладываем ручки.
8. Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова.
9. Аналогично делаем еще одну куколку белого цвета. Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.
Можно туловище куколок перевязать крестом.
Получилась парная композиция обрядовых куколок Мартиничек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор народов севера. Практический материал по теме: "Народные обряды и традиции"
В книге содержатся стихи, сказки и загадки, которые помогут пробудить у дошкольников интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли....
Фольклор народов севера. Практический материал по теме: "Народные обряды и традиции"
В книге содержатся стихи, сказки и загадки, которые помогут пробудить у дошкольников интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе, почувствовать красоту родной земли....
Для педагогов ДОУ. Картотека народных обрядов и традиций - 2017
В картотеке представлен материал для ознакомления дошкольников с народными обрядами и традициями русского народа....
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.
quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....
«ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ» Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр.
laquo;ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ». Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр....
Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста...