Картотека. Осенние прогулки.
картотека (подготовительная группа) по теме
В данном комплекте представлен материал для развивающих прогулок с детьми, который даст возможность взрослым - воспитателям, педагогам, родителям и т. д. сделать прогулки интересными, полезными, развивающими и оздоровительными. Все прогулки тематически разбиты по временам года. Тематическая беседа, которую взрослый может проводить с детьми во время прогулки, и подвижная игра.В детских садах прогулки запланированы, но от этого они не становятся скучными. Для воспитателей прогулка - это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п. В режиме дня ДОУ выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале организовать свободную игровую деятельность, провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью (трудовая, игровая, индивидуальная работа с ребенком, наблюдение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_progulki.docx | 37.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели развивающих прогулок
- Расширять кругозор детей;
- научить использовать полученные знания в играх, в рисовании;
- научить делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
- развивать творческую фантазию и воображение;
- развивать память, внимание, речь детей,
- поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
- прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
- формировать желание стать другом и защитником природы;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать активность, коллективизм, настойчивость в достижении
поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр; - совершенствовать основные виды движений.
«Дождь-барабанщик»
Цель прогулки
Обобщить и систематизировать представления об осени по основным существенным признакам. Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании. Поддерживать интерес явлениям живой природы. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Ход беседы
Чем отличается летний дождик от дождя осеннего? Да, летом дождики теплые. Капли у дождя крупные. А осенний дождь холодный, частый, льет, как из мелкого ситечка. После осеннего холодного дождя от теплой еще земли поднимается густой туман. Осенний дождь дает рост лесным грибам. Под осенним дождем нельзя гулять без зонта.
Кто из вас знает загадки о дожде, грозе, непогоде?
Какой воздух после дождя? Почему?
Как ведут себя птицы после дождя? (Кричат, радуются.)
А кто еще радуется дождю? Конечно, дети. Но хорошо, если теплая летняя погода. Осенней дождь не такой ласковый. С каждым днем он все холодней и мельче. Идет осенний дождь доли и протяжно. А небо уже не голубое, а грязно-серое.
Игра на прогулке. «Дождь идет»
На земле чертится круг — домик. Ведущий разделяет детей на две команды. Первая начинает резвиться, прыгать по площадке. При словах ведущего: «Дождь идет, бегите в дом!» — ребята сразу же должны бежать в домик, а те дети, которые изображают дождь, пытаются в это время их поймать. Те, кто успел спрятаться в круге, считаются спасенными до тех пор, пока не останется один ребенок. Он и считается выигравшим.
«Мы шагаем по тропинке»
Цель прогулки
Формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память
Ход беседы
Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над Землей, вы увидели, какая она красивая.
В облака мы превратимся, к лесу ближнему помчимся,
Чтоб увидеть с высоты деревья, травы и кусты.
Скажите, что вы увидели, пролетая над Землей? (Ответы детей.) Посмотрите, вот как выглядит наша планета из космоса. (Показать глобус либо иллюстрацию земного шара.) Круглая, голубая и зеленая-зеленая. Предлагаю порассуждать, почему именно эти два цвета хорошо видны даже из космоса. (Ответы детей.) На Земле много воды и растений. Они помогают людям жить и развиваться. А какие деревья знаете вы? (Ответы детей.)
Педагог протягивает детям букет листьев.
Рассмотрите эти листья. Попробуйте определить, с какого дерева или кустарника каждый из них. Предположите и расскажите, каким бы мир был без деревьев? Чего бы просто не существовало? Что сделано из дерева? Как человек должен относиться к деревьям? Закройте глаза и вспомните, кто из вас обижал деревья, но больше никогда этого не повторит.
Не допускайте, чтобы дети рассказывали негативное друг о друге.
А кто со взрослыми сажал деревья? Какими инструментами пользуются при посадке?
Игра на прогулке. «Карлики и великаны»
Игроки становятся в круг. Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть, а когда говорит «великаны» — подняться. Кто ошибается — выходит из игры. Побеждают 2-3 игрок, которые остались в игре.
«Художница Осень»
Цель прогулки
Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшен дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Воспитывать любовь к роднеприроде. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.
Ход беседы
Представьте, что вы все - художники и пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей? Что можно нарисовать красной краской? О ней? Коричневой?
Дети могут предложить самый неожиданный вариант: например, синие листья. Поддержите: «Это лис в воде». Или желтая вода — это солнце в воде отражается!
А какого цвета будет одежда Осени? Почему? Какой головной убор носит Осень? Из чего сделан? (В наряде Осени могут быть листья, овощи, фрукты, грибы. Если дети предложат украсить Осень цветами, уточните осенние цветы.) Дети, у Весны тоже наряд из цветов. Но похожи ли наряды Осени и Весны? Вспомните стихи об осени. (Можно провести конкурс чтецов) А загадки про осень вы знаете? А какой характер у Осени? Осень бывает солнечная и ласкова добрая и веселая. А может быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется плакать и разбрасывать все вокруг себя. Капризная и непостоянная Осень. Но она очень щедрая и любит дарить подарки фрукты, ягоды, грибы, орехи, овощи, вересковый мед. И конечно, Осень очень красивая. А что бы вы подарили Осени?
Важно, чтобы дети обосновывали свои ответы, не оставляя их односложными.
Игра на прогулке. «Карлики и великаны»
Игроки становятся в круг. Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть, а когда говорит «великаны» — подняться. Кто ошибается — выходит из игры. Побеждают 2-3 игрока, которые остались в игре.
«Бабье лето»
Цель прогулки
Формировать правильное представление об окружающем мире. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать желание беречь природу родного края.
Ход беседы
С 14 сентября по славянским традициям начинается бабье лето. В теплые края улетают последние птицы. Даже воробьи прячутся на несколько дней. Уползают змеи, находя укромные уголки для зимней спячки. В бабье лето сверкает последняя гроза.
Есть такие народные приметы:
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
Если в дни молодого «бабьего лета» появится радуга — будет затяжная и теплая осень. Почему эту пору называют «бабьим летом»? Это выражение связывают с тем периодом жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали. В старину в дни молодого «бабьего лета» начинали соли огурцы и следовали обычаю с началом этого периода мириться и улаживать все конфликты. На Руси эти дни отмечались как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посидеки. После «бабьего лета» женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделье.
Игра на прогулке. «Жмурки на месте»
Водящий закрывает глаза, или ему их завязывают. Его ставят на середину площадки. Остальные выбирают себе места у деревьев, скамеек, пеньков и т. п. Затем «жмурка» отправляете на поиски. Играющие стараются не попасться, но они не могут покидать свое место. Можно только приседать, нагибаться, залезать наверх того, с чем рядом стоишь, но при этом хотя бы кончиком ноги или руки касаться того предмета, у которого выбрано место. Водящий должен коснуться игрока и узнать его.
«О простом воробушке»
Цель прогулки
Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать желание стать другом и защитником природы. Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память.
Ход беседы (текст — Т. Нуждина)
В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую шуструю птичку - воробья. Если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут, городски воробьи, а в деревнях - деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведение!'
Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное.
Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.
Это очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» — кричали крестьяне, когда видели, что воробьи уничтожают посевы. Так его и зовут с тех пор.
Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека - под крышей дома или сэра в дупле дерева. Воробей — плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое - скворечник или гнездо ласточки. А выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Игра на прогулке. «Два вола»
На участников надевается, как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается «утянуть» соперника за собой, в свою сторону. При этом оба стараются дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.
«Птицы готовы к отлету»
Цель прогулки
Знакомить детей с особенностями жизни птиц. Помочь испытать радость от того, что, делясь хлебными крошками, можно спасти птиц от гибели. Воспитывать бережное отношение к природе и к ее особенностям.
Ход беседы
О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы это определили? Как в старины люди называли сентябрь за его хмурое небо? («Хмурень».) Почему птицы улетают в дальние страны? А почему птиц называют перелетными? А каких перелетных птиц вы можете назвать
(Ответы детей.) Я покажу вам картинки. Какие птицы вам знакомы?
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Улетают журавли,
Крики слышно до земли.
Дети, скажите, а когда приходится расставаться с друзьями, то какое бывает при этом на строение? Почему так происходит?
Игра на прогулке. «Перелет птиц»
По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по всей площадке, подняв руки («крылья») в стороны. По сигналу «Буря!» птицы скрываются на «деревьях» (бегут к скамейкам, пенечкам, любым возвышениям на площадке и взбираются на них). По сигналу «Буря прекратилась!» дети
спускаются и игра возобновляется.
«Разыгрался ветер»
Цель прогулки
Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление.
Ход беседы
Взрослый читает детям стихотворение о ветре, помещенное в разделе «Художественное слово».
О чем это стихотворение? Похож ли ветер на человека в этом стихотворении? Что он дела; Перечислите, пожалуйста, его действия. А можно сказать, что он танцевал с осинкой? Как моно назвать ветер, который любит пошалить? (Ответы детей.)
А еще? Да, его можно назвать озорником, шалуном, проказником. А еще можно сказать, чего он непоседа, баловник.
Что еще любит кружить ветер кроме листвы? (Головные уборы, воздушные шарики, газеты шарфики.) Ветер любит с ребятишками запускать воздушных змеев.
Ветер умеет не только играть и проказничать, он еще и отличный работник. Ветер кружит ветряные мельницы, давая возможность молоть муку и вырабатывать электричество. Без ветра не уплыть легким парусникам. Ветер помогает хозяйкам сушить белье. Без ветра не вырасту многие растения, ведь это он рассаживает целые леса и луга. Вот какой он, ветер!
Игра на прогулке. «Ловкий дворник»
Инвентарь: веник, мел, «листья» - бумажки и т. п. (Можно взять скомканные газеты.) Чертится круг - это место «дворника». «Дворник» с веником становится в круг. По сигналу
ведущего остальные участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор.
«Дворник» выигрывает, если по истечении минуты в кругу становится чисто.
«Сентябрь-златоцвет»
Цель прогулки
Обобщить и систематизировать знания детей о сентябрьских изменениях в природе; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетически представлений. Развивать речь.
Ход беседы
Сентябрь - это первый осенний месяц, румянец осени. Сентябрь называют златоцветоком рябинником. Как вы думаете, почему? (Ответыдетей.) Наши предки называли его «ревун», «дождезван», «хмурень», «листопадник», «вересень». Все названия отражают погоду этого месяц:
Педагог предлагает детям по звучанию слова определить характер месяца. «Ревун», потому что ревет за окнами ветер, срывает листву и шумно разбрасывает ее по темным сырым улицам. «Дождь»
зван» — из-за частых проливных сентябрьских дождей. «Хмурень» — из-за хмурого грозного неба, «версень», потому что цвел вереск в сентябре.
Какие работы ведутся в садах, огородах, в поле?
О Педагог может предложить детям несколько иллюстраций с осенними работами в саду и огороде. Во время беседы он тактично, с помощью наводящих вопросов помогает каждому ребенку, правильно составлял
предложение и оформлять рассказ об осенних работах в саду, огороде и на поле.
Для чего люди собирают урожай? Может, можно все купить в супермаркете? Молодцы! В супермаркет овощи и фрукты могут попасть, только если люди об этом урожае позаботятся.
В данном случае педагог помогает детям анализировать и отстаивать правильную точку зрения.
Игра на прогулке. «Домик у дерева»
С помощью считалки выбирается водящий. Все участники игры становятся у деревьев. По сигналу ведущего начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего — занять дерев без игрока. Тот, чье место у дерева занято, становится водящим, и игра продолжается.
«Осенины»
Цель прогулки
Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор Дать детям понятие о роли растений в жизни человека. Развивать память, внимание, речь.
Ход беседы
Все люди любят свой день рождения. Они накрывают праздничный стол, украшают комнат надевают лучшие наряды. Вот и Осень постаралась: надела свой красивый наряд, постели; кружевную скатерть из пестрых листьев, выставила щедрое угощение. Назовите, что стоит к осеннем столе. Сначала назовем фрукты, которые поспевают осенью. (Виноград, яблоки, сливы, груши, дыни, хурма, персики, абрикосы и т. д.) Теперь перечислим овощи. (Тыква, репка, брюква, огурцы, помидоры, баклажаны и т. д.) Какие еще дары Осени вы знаете? Конечно, орехи, ягоды. Назовите их. Нельзя забывать и про травы и коренья. Они тоже приносят огромную пользу всем живым существам. А кто кроме человека не прочь полакомиться дарами Осени?
Ай да Осень! Всех на славу угостила! Всех порадовала да потешила! Всем подарки раздал, Настоящий праздник устроила. Спасибо тебе. Осень! Нам твой осенины очень понравились!
Игра на прогулке. «Белка и орешки» (автор игры Г. Лаптева)
Дети-орешки ходят по кругу, держась за руки. В центре — белка. Дети произносят слова:
Собирала белка в спешке
Летом лучшие орешки.
А орешки залежались
И под осень разбежались.
Белка, белка, не зевай,
Ты орешки собирай!
После слов орешки убегают, белка их догоняет.
Правила: не выбегать за границы территории, не толкаться, не хватать за воротник, шарфик Пойманный (осаленый) выходит из игры.
«Грибы»
Цель прогулки
Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли растений в жизни человек;
Материалы
Кукла-перчатка Ежик.
Ход беседы
К нам в гости сегодня пришел лесной житель. Кто он, отгадайте.
Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.
Правильно, это еж. А чем любит еж полакомиться? (Ответы детей.) Оказывается, что он собирает яблоки и грибы, но сам их не ест. Ежик ищет в них червячков и личинок. Это его любимо лакомство. А что еще вы знаете про ежа?
Еж. Здравствуйте, ребята! Мне приятно услышать о себе так много хорошего. Спасибо вам
А вы любите грибы?
Дети. Да!
Еж. А какие съедобные грибы растут в лесах вашей местности? А под какими они прячутся деревьями? Я хочу вам открыть один важный лесной секрет: знайте, что грибы не могут жить без деревьев и у некоторых даже названия созвучны. Вот посмотрите, это что за дерево? А какой под ним гриб? Под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик, а боровик так называется, потому что в бору растет.
Игра на прогулке. «У кого больше?»
По всему игровому полю разбросаны разные предметы (кегли, кубики, мячики, игрушки) Дети бегают, стараясь не задевать предметы и не натыкаться друг на друга. По сигналу ведущей «Собирай!» начинают быстро собирать предметы. Побеждает тот, кто сумеет собрать наибольшее число предметов.
Осенние прогулки. «Унылая пора»
Цель прогулки
Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам Расширять представления детей о природных явлениях осенью, об их значении в жизни наше планеты. Развивать речь, мышление.
Ход беседы
Почему про осень говорят, что она унылая? А кто думает иначе? Докажите.
Предлагаю вам стать экспертами - людьми, которые внимательно изучают какой – ни будь предмет, все хорошо обдумывают и делают выводы.
Создадим две группы. Одна группа будет доказывать, что осень — это грустная пора, а вторая, что — веселая. Вот два кувшинчика, в них мы будем класть камешки в доказательство каждого утверждения, а потом посмотрим, в каком кувшинчике их больше.
О Педагог следит за тем, чтобы камешков было поровну. Во время игры педагог может использовать знание детей о микрорайоне.
О Возможные аргументы: грустная пора: не пускают гулять, холодные и частые дожди, непросыхающие лужи, сильный и холодный ветер, грязь и слякоть, улетают птицы и т. д.; веселая пора: красивые пейзажи; можно увидеть и услышать, как летит журавлиный клин; много красивых цветов; много вкусных дары осени; можно подбрасывать вверх листья; можно пойти в гости к другу и там поиграть и т. д.
О Педагог вместе с детьми делает вывод: осень - это прекрасное время года, незабываемая пора, пер полненная звуками, запахами и яркими красками. Осень любят и взрослые и дети. Осени бы всем очень хватало.
Игра на прогулке. «Собери шишки»
Каждому игроку дают в руки корзину и завязывают глаза. На игровой площадке раскладывают кубики или настоящие шишки. По сигналу в течение минуты игроки на ощупь ищут шишки кладут их в свои корзинки.
Победит тот, кто сумеет собрать больше всех шишек.
«Золотая осень»
Цель прогулки
Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Учить видеть и ценить неповторимость пейзажей родного края. Воспитывать любовь к родной природе.
Ход беседы
Какое сегодня число, день недели, месяц? Какое время года на дворе? Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь — какой по счету месяц в году? А какой он по счету среди осенних месяцев?
Сейчас наступила самая красивая осенняя пора — золотая осень. Посмотрите вокруг, как все изменилось. Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках? Как они преобразились? Вот березка. Опишите ее. А какой стоит клен? Какой у него наряд? Посмотрите на дуб, коснулась л
его осень? А что вы скажете о ели? Какая она осенью?
Если собрать букет осенних листьев и поставить его в комнате, то кусочек золотой осени будет жить рядом с вами немного дольше.
А еще из опавшей листвы можно делать красивые аппликации.
Целесообразно показать детям несколько видов аппликаций, разных по степени сложности.
Игра на прогулке. «Поезд»
Дети встают друг за другом, образуя поезд. Поезд идет от станции Дубовой к Березовой, Рябиновой, Ольховой и т. д.
Ведущий открывает билетную кассу и продает детям билеты - разные листья деревьев. Поезд прибывает на Березовую станцию, дети с билетами до этой станции выходят — а поезд отправляется на другие станции. На обратном пути поезд берет пассажиров, ожидающих на станциях. Для этого дети должны показать обратный билет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Осень». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)
«Осень». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)...
осенью с детьми Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?
Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижа...
Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста
Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...
Осенние прогулки в подготовительной группе. Картотека.
Цели развивающих прогулок в подготовительной группе. Время года: ОсеньРасширять кругозор детей;научить использовать полученные знания в играх, в рисовании;научить делать самостоятельные выводы в ходе ...
Картотека. Осенние прогулки для детей 5-6 лет
Заглянула осень в сад — птицы улетели. За окном с утра шуршат жёлтые метели. Под ногами первый лёд крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – стесняется....
Картотека "Осень" прогулки
Картотека прогулок на осень....
Картотека осенней прогулки
Дни становятся короче и холоднее, чаще идет дождь, и осень все увереннее вступает в свои права....