Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
статья (подготовительная группа) на тему

Янышевская Ирина Владимировна

Система работы  по развитию сюжетно-ролевой игры детей  старшего дошкольного возраста, которая  включает  в себя работу с родителями по данному направлению и серию игр для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanyshevskaya_pedagogicheskie_usloviya.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Янышевская И.В., Ненич О.Г. воспитатели дошкольных групп ГБОУ «Школа 1353»

Сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью старшего дошкольника, но большинство современных родителей продолжают относиться к сюжетно-рoлевым играм своих детей как несерьёзному занятию, готовность к школе понимается ими как умение ребёнка читать, считать и писать. С другой стороны в дошкольных отделениях образовательная деятельность происходит в традиционной форме занятий, сюжетно-ролевая игра старших дошкольников продолжает обесцениваться и не является ведущей деятельностью.

Проводя исследование, мы предположили, что сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста получит должное развитие при следующих условиях:

1. Сюжетно-ролевая игра будет совместной деятельностью воспитателя с детьми, при активной позиции взрослого;

2.Создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии детей с игрушками, предметами, предметами-заместителями и воспитании доброжелательного отношения детей друг к другу;

3.Включение родителей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность дошкольной группы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы:

– сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

– основой сюжетно-ролевой игры является  воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;

– одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;

– в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий уровень развития, необходимо создать условия для развития игры и грамотно её организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

В качестве основного критерия уровня развития игры, нами был выбран способ существования и характер выполнения игровой роли. На констатирующем этапе исследования мы использовали диагностику О.В. Гударёвой  (разработанную автором на основе этапов   развития   игры,      выделенных   Д.Б. Элькониным).

Исследование осуществлялось методом стандартизированного включенного наблюдения. Нас интересовали определённые характеристики игры: наличие или отсутствие ролей, степень и характер их выраженности, развёрнутость сюжета, количество детей в игровых группах, длительность существования игровых групп, и т.п.

Наше исследование показало, что  в экспериментальной и контрольной группах  наиболее распространена роль в действии (низкий уровень), характерная для первого уровня развития сюжетно-ролевой игры. Этот тип игры встречается  у    50% детей в экспериментальной группе и 45% в контрольной. Игра детей данного уровня развития сюжетно-ролевой игры сводилась к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенных к партнёру.  Игра  однообразна - это, как правило, повторы одних и тех же действий (1-2 действия), например, приготовление еды, управление машиной, кормление, погоня и нападение, перестрелка и др. Смысловое содержание игр не развивалось. По продолжительности игры  были не более 10 мин.

Роль в сюжете (средний уровень) представлена у 39% детей экспериментальной группы и у 40% детей в контрольной группе. Для таких игр характерны многократное показывание ролей (до начала игры и в процессе), наличие развернутой ролевой речи, относительная устойчивость замысла. Вместе с тем, отношение к партнерам носило  весьма формальный характер и реального взаимодействия не было - каждый из играющих «играл свою роль». Дети называли роли, старались выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли, и их последовательность соответствовала реальной действительности. Также, дети выделяли правило, по которому нужно действовать, но еще не могли  придерживаться правил ограничивающих, т.е. того, как действовать нельзя. Хотим отметить, что не все дети  пользовались ролевой речью и осуществляли ролевой диалог.

Высший уровень развития сюжетно-ролевой игры (роль в отношении) мы диагностировали, к сожалению, только у троих детей в контрольной группе и у двоих детей в экспериментальной группе. Ролевые отношения были ярко выражены и поведение детей взаимосвязано с другими играющими. Ролевой диалог отражал специфику сюжета. При минимуме игровых действий максимально развернуты эмоциональные и деловые отношения между партнерами. В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.

Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента показал, что у детей как и в экспериментальной, так и  в контрольной группе  сюжетно-ролевой игры не получают должного развития.

Это позволило нам сделать вывод о необходимости  проведения работы, направленной на развитие сюжетно-ролевой игры детей экспериментальной группы. Формирующий этап ОЭР был посвящён апробации разработанных нами педагогических условий развития сюжетно-ролевой игры.

        Нами была разработана система работы  по развитию сюжетно-ролевой игры детей экспериментальной группы, которая  включала  в себя работу с родителями по данному направлению и разработанную серию игр для детей.

        С родителями экспериментальной группы было проведено родительское собрание на тему: «Игра в жизни ребёнка» с деловой игрой. Родительское собрание единодушно проголосовало за активную совместную деятельность воспитателей, экспериментатора и родителей. В период с октября 2015 г. по январь 2016 с родителями  для эффективного сотрудничества были проведены 3 консультации по проблемам воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Особенно запомнились родителям «Родительские и материнские заповеди» и советы А.С. Макаренко.

        При помощи родителей была организована экскурсия в супермаркет, на почту, в библиотеку, родителями была создана презентация «Кондитерская фабрика»,  собрана «Библиотечка группы», были приобретены настоящие небольшие почтовые коробки, принесены из дома конверты, открытки, поздравительные телеграммы, то есть родители были включены в образовательную деятельность, что поспособствовало развитию с ними партнёрских отношений.

        Работа с детьми заключалась в подготовке и проведений игр «Магазин», «Почта», «Кондитерская фабрика» и «Библиотека»

Перед проведением с детьми  игр  проходила предварительная работа, состоящая из бесед, экскурсий, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы, т.е. направленная на расширение представлений детей об окружающем мире и на социально-коммуникативное развитие детей. При планировании игр учитывались программные задачи по формированию у детей целостной картины мира в группе в данный период.

Игры организовывались во второй половине дня, в группе создавалась эмоционально-благополучная атмосфера, учитывались индивидуальные особенности и интересы каждого ребёнка. Каждая игра длилась в течении недели (40-50 минут в день), проиграв каждый сюжет, мы возвращались к игре, усложняя развития сюжета путём создания проблемных ситуаций.

На этапе игры «Библиотека» дети экспериментальной группы самостоятельно разворачивали сюжет игры, игры пересекались, объединялись, взаимоотношения между детьми перешли на более высокий уровень, сократились детские конфликты.

Дети экспериментальной группы восприняли сюжетно-ролевые игры с необыкновенной заинтересованностью. Но для того, чтобы такого рода игра увлекла каждого ребенка, чтобы он внутренне был готов принять игру на предлагаемый сюжет, нужна тщательная подготовительная работа, какая и была проведена экспериментатором.

Также хотим отметить, что каждому ребёнку во время формирующего эксперимента была создана ситуация успешности. Если ребёнок не хотел включаться в коллективную игру, он занимался другим видом деятельности по желанию, но видя общую увлечённость детей,  присоединялся к  играющим.

По завершении формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого было – оценить эффективность  проведенной работы по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Полученные нами данные говорят о положительных результатах после проведённой работы по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальной группе уровень   повысился: высокий уровень на 45%, средний уровень на 5%; низкий уровень в начале эксперимента 50%, итоговая диагностика низкий уровень не выявила.

В контрольной группе произошли незначительные (по сравнению с экспериментальной группой) положительные изменения: высокий уровень развития  сюжетно-ролевой игры у детей повысился на 6%. Это мы связываем с естественными качественными изменениями в развитии детей, т.к. воспитателями проводилась планомерная работа по развитию игр.

        Значительные  положительные изменения  в экспериментальной группе доказывают эффективность разработанных нами педагогических условий развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.        Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась.

        Закончить статью мы хотим словами А.С. Макаренко: "Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...»

Список источников

  1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). – С. 2–4.
  2. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004, - 112 с.
  3. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.
  4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // О.Артамонова //Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – С.7-9.
  5. Боровикова Е.Н. Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старших дошкольников: Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006.
  6. Введение в психологию / под ред. В.А. Петровского. М., 1995, - 267 с.
  7. Венгер Л.А., Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] /Л.А.Венгер // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. - М.:Педагогика, 1990. – С.27-34.
  8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии.– Линка Пресс, 2010. – 560 с.
  9. Гринявичене, Н.Т. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Т. Гринявичене. – Киев:, 2008. – 21 с.
  10. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. - М., 2006.
  11. . Гударёва О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников// дис...канд. психол.наук 2005 г. Москва.- 180 с.
  12. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2011
  13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 2006.
  14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
  15. Зворыгина Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е.Зворыгина, Н.Комарова //Дошкольное воспитание. - 1989. -№5. -С. 31.
  16. Игра дошкольника / Под ред.С.Л. Новоселовой. - М., 2005.
  17. Истоки: Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования.- 5-е изд., перераб. и доп./Под ред. Л.А. Парамоновой.- М..:ТЦ Сфера, 2014, - 203 с.
  18. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  19. Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: Дис... д-ра пед. наук. М., 1987, - 234 с.
  20. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34
  21. Комарова Т. Н. Наполнение развивающей среды в соответствии  с обраовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  22. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.
  23. Кузнецов С.В. Обновление предметно-развивающей среды // Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.58-62
  24. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  25. Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция развития дошкольного образован я в России (2013–2020): методология, теория, технология. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013. – 144 с.
  26. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 2006, - 406 с.
  27. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - T.I.
  28. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982, - 87 с.
  29. Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх .: Автореф. .канд. психол.наук. М.,1997, - 34 с.
  30.  Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов. Вып. 4 /Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова.-Владимир: ВГПУ, 2010, - 156 с.
  31. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста / Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. // Дошкольное воспитание.1995.-№9.-с.19
  32. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  33. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда/Новоселова С.Л.//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.76
  34.  Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
  35. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ, М., Центр педагогического образования, 2008.
  36. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.-102с.
  37. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3. – С. 43.
  38. Психология развития. Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  39. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 187 с.
  40.  Радионова О.Р. Развивающая предметная среда в дошкольном воспитании. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 208–209.
  41. Шмаков С.А. Игра детей – феномен культуры. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
  42. Эльконин. Д.Б. Психология игры /Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Владос. 1999.- 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игра как средство развития общения детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В данном материале дается характеристика музыкальной игре и ее роль на развитие социальных качеств детей,а также рассматривается перечень музыкальных игр....

Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Представляю Вашему вниманию картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста оформленную в соотвествии с требованиями нормативно - правовых документов. Данная картотека имеет цель, задачи и пр...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья детей.

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольниковЗдоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недос...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным яв...

Статья на тему "Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста"

СтатьяТема «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста»Автор: воспитатель Родионова Наталия АлександровнаГБДОУ Детский сад №100 Невского района С...

Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования Реджио-педагогики»

Коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста развиваются средствами совместной деятельности, которая реализуется в виде ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игровой...