КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ
консультация на тему

Леем Ирина Владимировна

Консультация для родителей. КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igra.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Дети учат язык и совершенствуют словарный запас только одним способом – слушая разговоры окружающих людей. Чем богаче и разнообразнее речь, которую они слышат ежедневно, тем более развитым станет их собственный язык. Тем не менее, в дополнение к обычной беседе, в вашем распоряжении имеется множество творческих и приятных способов пополнения словарного запаса ребенка, которые могут также укрепить семейные узы и позволят весело и полезно провести время вместе.

2. Читайте вслух

Разумеется, вы читаете своему малышу с момента его рождения, но теперь настало время читать ему книги со множеством персонажей и настоящим сюжетом. Не жалейте времени на обсуждение и не забывайте пояснять ребенку новые понятия и слова. 

3. “Покажи и расскажи”

Посещая какое-либо интересное место, всегда старайтесь принести что-то домой. Когда вся семья соберется вместе, устройте им презентацию новой вещицы. Позвольте ребенку рассказать о его сокровище. Эти небольшие предметы не обязательно должны быть дорогими или затейливыми. Суть идеи состоит в обмене информацией и опытом. 

4. Разговаривайте с ребенком

Не стоит недооценивать роль глубокой беседы и обмена информацией в развитии речевых навыков и словарного запаса ребенка. 

5. Говорите, говорите, говорите

Пусть ребенок узнает как можно больше новых слов именно от вас. Весьма вероятно, что детям легче будет запомнить длинные слова, поскольку короткие слова с одинаковыми буквами, например, такие, как “ушел”, “пришел”, “пошел”, могут вызвать некоторую путаницу. Большинство дошколят знают назубок названия динозавров, которые взрослым не удается даже произнести. Мозг ребенка – словно губка, впитывающая в себя информацию. 

Используйте разнообразные слова и синонимы для описания вместо общеизвестных “хороший” и “красивый”. Расценивайте каждое новое занятие или опыт, как возможность обогатить словарный запас и узнать что-то новое. Заехав в магазин купить лампу, поговорите о свете. Зайдя в оранжерею в поисках новых растений для сада, расскажите ребенку о ноготках, недотроге обыкновенной, циннии и герани. Если же вы готовите блюдо по новому рецепту, вполне можно поболтать с ребенком о хлебушке - как его делают, о масле, о горохе, о перце. Все эти разговоры, безусловно, зависят от возраста ребенка, но даже если он что-то не поймет, вы сможете объяснить, либо это просто заложится у него в памяти, а потом неожиданно проявится в другом возрасте.

Мой 4х летний племянник при посещении аквариума увидел статую и рассказал нам про древнегреческие кувшины. Мы были в шоке и не могли понять, откуда он это знает (никто не рассказывал!), потом он это уже не повторил. Вот такие детишки необычные:)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 0-2 ГОДА

Как надо проводить занятия?

Новый стишок мама показывает и рассказывает сама. Потом просит малыша повторять вместе с ней. Если у него это не получается, то мама должна помочь - своими руками помогать пальчикам малыша проделать нужные движения. Постепенно, раз от разу у малыша будет получаться все лучше, и вскоре он освоит упражнение. Главное, чтобы оно нравилось ребенку! Хвалите его, восторгайтесь. Показывайте новый стишок всем родственникам и знакомым, пусть они тоже порадуются вашим успехам - это будет лишняя тренировка :).
Используйте эти игры, если надо развлечь малыша - в очереди, в машине, на прогулке.
А теперь сами игры.
Наверное, самая первая игра всех детей - классическая "Сорока-ворона".

СОРОКА-ВОРОНА

Сорока-ворона (Левая рука раскрыта ладошкой вверх. Указательный палец
Кашу варила правой совершает по ней круговые движения)
Деток кормила
Этому дала, этому дала, (Загибаем четыре пальчика левой руки по-очереди, начиная от
Этому дала, этому дала, мизинца)
А этому не дала! (Большой палец трясем)

СТАЛА МАША ГОСТЕЙ СОБИРАТЬ

Стала Маша гостей собирать
И Иван приди, (Пальцы обеих рук по-очереди сцепляются друг 
И Степан приди, с другом - "здороваются". От большого до мизинчика.
Да и Андрей приди, Упражнение можно выполнять как обеими руками, так и
Да и Матвей приди. сцеплять пальцы мамы и малыша)
А Никитушка, ну, пожалуйста!

ЗАЙЧИКИ
(Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак).

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК

Мальчик-пальчик,
Где ты был, где ты был? (второй рукой беремся за большой палец и трясем его)
С этим пальцем в лес ходил, в лес ходил (показываем указательным и большим "шаги")
С этим пальцем щи варил, щи варил ("размешиваем суп" средним пальцем)
С этим пальцем кашу ел, кашу ел (безымянным "едим кашу" как ложкой)
С этим пальцем песни пел, песни пел. (качаем мизинчиком)

ГДЕ ПАЛЬЧИК

Где наш старший мальчик? 
Где большой наш пальчик?
- Вот я здесь, вот я здесь! (качаем пальцем из стороны в сторону)
Как ты поживаешь?
- Хорошо, спасибо! ("киваем" пальцем) 
Где второй наш мальчик?
Указательный пальчик?
- Вот я здесь, вот я здесь!
Как ты поживаешь?
- Хорошо, спасибо!
И т.д.

Я ХОЧУ ПОСТРОИТЬ ДОМ

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) 
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) 
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) 
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) 
Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) 
Пёс ворота охранял, (Ладошками делаем пасть и открываем и закрываем ее) 
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". 
Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем 
пальчики - "бутончик тюльпана")

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) 
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями) 
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) 
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) 
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) 
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую) 
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)

КРАБ (ЭТО ВООБЩЕ-ТО ПЕСЕНКА, ИЗ СБОРНИКА "МУЗЫКА С МАМОЙ")

Ветер дует-задувает (Ставим ручки локтями на стол, растопыриваем пальчики
Пальму в стороны качает и качаем руки их стороны в сторону)
А под пальмой краб сидит ( кладем ладошки на стол 
И клешнями шевелит. и барабаним пальцами имитируя движение клешней)
Чайка над водой летает (поднимаем ручки в воздух и делаем крылья птички)
И за рыбками ныряет (складываем ладошки "лодочкой" и показываем "нырятельное" движение)
А под пальмой краб сидит (Опять делаем "краба")
И клешнями шевелит. 
Под водой на глубине (На стол кладем руку от локтя. Сверху накрываем ее другой
Крокодил лежит на дне. рукой. Делаем движения, как будто открываем-закрываем пасть
А под пальмой краб сидит (Повторяем "краба")
И клешнями шевелит. 

ЕЩЕ МОЖНО ДЕЛАТЬ ПРОСТО ФИГУРЫ ИЗ ПАЛЬЦЕВ. 
Просим малыша: "Покажи кошечку". И делаем соответствующую фигуру: все пальцы, кроме среднего, на столе - это будут ножки, средний поднят вверх - голова.
Коза (рука в кулак, а указательный палец и мизинец выпрямлены - рога), очки (обе руки в кулачки и поднести к глазам), заяц (рука в кулак, указательный и средний пальчик - ушки), ворона каркает (одной рукой), человек идет (указательный и средний палец "шагают" по столу), птички здороваются (руки соединить ладонями и поочередно соответствующие пальцы касаются друг друга), цветок (обе руки, пальцы развести), лодочка (сложить две ладошки "горсткой"), замок (переплести пальцы), паук (все пять пальцев на столе "бегают"), птица (двумя руками как крыльями), бабочка (две руки прижать друг к другу боком ладоней и делать махательные движения).

А ВЫ КРИЧИТЕ НА ДЕТЕЙ?
Я дорожу теми заметками, которые я получаю от своих детей, будь то каракули, нацарапанные маркером на желтых стикерах, или слова, написанные каллиграфическим почерком на линованной бумаге. Но стихотворение, которое я получила недавно в День Матери от своей 9-летней дочери было особенно значимым для меня. В самом деле, первая строчка этого стихотворения заставила меня почувствовать, как теплые слезы катятся по моим щекам.

“Важно то, что… мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.”

Но, должна вам признаться, это не всегда было так. 

На пике моей совершенно сумасшедшей жизни я начала практиковать то, что весьма отличалось от того, как я вела себя раньше. Я начала кричать. Это случалось не часто, но это было экстремально - словно перекаченный воздушный шарик, который внезапно лопается и заставляет всех в зоне слышимости вздрогнуть от страха.

Итак, в какие же моменты мои тогда 3-летняя и 6-летняя девочки, заставляли меня терять терпение? В тот момент, когда одна из них настаивала на том, чтобы вернуться и взять с собой еще три ожерелья из бисера и ее любимые розовые очки, когда мы уже опаздывали? Или тогда, когда другая пыталась насыпать сама себе хлопья и вывалила всю коробку на кухонный стол? Или же когда она уронила и разбила моего особого стеклянного ангела, к которому я просила не прикасаться? Или когда она, словно профессионал, боролась со сном, когда мне так нужны были мир и покой? Или тогда, когда они вдвоем боролись за нелепые вещи: кто и как будет первым выходить из машины или кто из них получит больше сладкого соуса для мороженного?

Да, именно эти вещи - обычные оплошности и типичные детские проблемы и отношения раздражали меня до такой степени, что я теряла контроль над собой.

Мне нелегко было написать это предложение. И мне было нелегко пережить это время в моей жизни, потому что, по правде говоря, я ненавидела себя в эти моменты. Что же произошло со мной, что мне нужно было кричать на двух драгоценных маленьких людей, которых я любила больше жизни?

Позвольте мне рассказать вам об этом.
О моем безумии. 

Чрезмерное использование мобильных телефонов, перегруженность обязательствами, многостраничные списки дел, и стремление к совершенству поглотили меня. И то, что я кричала на людей, которых я любила, было прямым следствием потери контроля над своей жизнью.

Неизбежно, я должна была где-то развалиться. Поэтому я разваливалась за закрытыми дверьми в компании людей, которые для меня важнее всего.

Пока не настал тот роковой день.

Моя старшая дочь стояла на табуретке и пыталась что-то достать из кладовой, как вдруг она случайно уронила целый пакет риса на пол. Когда миллион мельчайших крупинок словно дождь рассыпались по полу, на глазах моей девочки стали наворачиваться слезы. И вот тогда я увидела Это - страх в ее глазах, когда она приготовилась к тираде ее матери.

Она боится меня, подумала я, и это было наиболее болезненное понимание, какое только можно вообразить. Мой шестилетний ребенок боится моей реакции на ее невинную ошибку.

С глубокой скорбью, я поняла, что не была той матерью, какой бы я хотела быть для своих детей. И это не было тем, как я хотела бы прожить остаток своей жизни.

В течение нескольких недель после этого эпизода, у меня был Срыв-Прорыв - тот момент болезненного осознавания, который и побудил меня встать на Hands Free-путь, чтобы отпустить ежедневные отвлекающие дела и понять, что действительно имеет для меня значение. Это было два с половиной года назад - два с половиной года на то, чтобы постепенного сократить избыток электронного безумия в моей жизни ... два с половиной года на то, чтобы освободить себя от недостижимого Эталона совершенства и социального давления, призывающего “все успевать”. Как только внутренней и внешней суеты стало меньше, гнев и напряжение, накопившиеся внутри меня, стали медленно рассеиваться. Со снижением нагрузки, я стала в состоянии реагировать на детские ошибки и прегрешения более спокойно, сострадательно и разумно.

Я могла сказать что-то вроде: “Это просто шоколадный сироп. Ты можешь стереть его, и столешница будет как новенькая.”

(Вместо того, чтобы издать раздраженный вздох, и закатить глаза.)

Я предложила поддержать метлу в то время, как она подметала море из хлопьев, покрывающих пол.

(Вместо того, чтобы стоять над ней с выражением неодобрения и крайнего раздражения.) 

Я помогла ей подумать, где она могла бы оставить свои очки.

(Вместо того, чтобы стыдить ее за безответственность.)

И в моменты, когда огромная усталость и непрекращающееся нытье собирались взять надо мной верх, я шла в ванную, закрывала дверь, и давала себе время, чтобы выдохнуть и напомнить себе, что они - дети, и дети совершают ошибки. Как и я.

И с течением времени, страх, который вспыхивал в глазах моих детей в моменты неприятностей, исчез. И слава Богу, я стала пристанищем в их беде, а не врагом, от которого нужно бежать и прятаться.

Я не уверена, что написала бы об этих глубоких преобразованиях, если бы не инцидент, который произошел в прошлый понедельник после обеда. В тот момент, я вновь почувствовала вкус перегруженной жизни, и желание кричать был на кончике моего языка. Я приближалась к заключительным главам книги, над которой я сейчас работаю, и мой компьютер завис. Внезапно правки целых трех глав исчезли у меня на глазах. Я провела несколько минут лихорадочно пытаясь восстановить последнюю версию рукописи.

Когда это не сработало, я обратилась к резервному копированию, только чтобы обнаружить, что и там возникла какая-то ошибка. Когда я поняла, что та работа, которую я сделала для этих трех глав никогда не восстановится, мне хотелось плакать, и даже более - я была в ярости.

Но я не могла себе этого позволить, потому что подошло время забрать детей из школы и вести их на занятия по плаванию. С большой осторожностью, я спокойно закрыла ноутбук и напомнила себе, что в жизни могут быть гораздо, гораздо более серьезные проблемы, чем переписывание этих глав. Затем я сказал себе, что не было абсолютно ничего, что я могла бы сделать с этой проблемой прямо сейчас.

Когда мои дети сели в машину, они сразу же поняли - что-то не так. “Что с тобой, мама?” - спросили они в унисон бросив мимолетный взгляд на мое пепельное лицо.

Я чувствовала, как мне хочется закричать: “Я потеряла три дня работы над своей книгой!”

Я чувствовала, как мне хочется ударить по рулю кулаком, потому что, находиться в машине - было последним местом, где я хотела бы быть в тот момент. Я хотела вернуться домой и исправить свою книгу, а не вести детей на плавание, отжимать мокрые купальники, расчесывать спутанные волосы, готовить обед, мыть посуду и укладывать всех в постель.

Но вместо этого я спокойно сказала: “У меня возникли небольшие проблемы прямо сейчас. Я потеряла часть моей книги. И я не хочу разговаривать, потому что я чувствую себя очень расстроенной.”

“Мы сожалеем,” – сказала старшая за них обеих. И затем, как если бы они знали, что мне необходимо пространство, они молчали всю дорогу до бассейна. Мы продолжили тот день, и, хотя я был более тихой, чем обычно, я не кричала и изо всех сил старалась воздерживаться от мыслей о проблеме с книгой.

Наконец, в тот день было почти все сделано. Я уложила младшую дочь в кровать и легла рядом со старшей. У нас было Время Ночного Разговора.

“Ты думаешь, тебе удастся вернуть свои главы обратно?”, – спросила она тихо.

И вот тогда я начала плакать - не столько о трех главах, я знала, что они могут быть переписаны. Мои слезы были больше связаны с усталостью и опустошением от написания и редактирования книги. Ведь, я была так близка к завершению. И то, что оно вдруг сорвалось - был невероятным разочарованием.

К моему удивлению, моя девочка потянулась и мягко погладила мои волосы. Она сказала обнадеживающие слова, вроде: “Компьютеры могут быть такими расстраивающими”, и “я могла бы посмотреть, не смогу ли я найти эту резервную копию.” И, наконец: “Мама, ты справишься. Ты самый лучший писатель, я знаю” и “Я помогу тебе так, как смогу.”

Во время моей “беды”, она была тем терпеливым и сострадательным вдохновителем, который не думал добивать меня, когда я и так уже упала.

Мой ребенок не научился бы этому чуткому отклику, если бы я оставалась крикуньей. Потому что крик разрывает связь; он заставляет людей отдаляться, вместо того, чтобы подойти поближе.

“Важно то, что ... моя мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.”

Мой ребенок написал это обо мне, как о женщине, которая прошла через сложный период, которым она не гордится, но благодаря которому она многому научилась. И в ее словах, я вижу надежду для других.

Важно то, что ... никогда не слишком поздно, чтобы перестать кричать.

Важно то, что… дети прощают, особенно если они видят, что человек, которого они любят, пытается измениться.

Важно то, что... жизнь слишком коротка, чтобы расстраиваться из-за рассыпанных хлопьев и разбросанной обуви.

Важно то, что ... неважно, что случилось вчера, сегодня уже новый день.

Сегодня мы можем выбрать спокойный ответ. 

И, поступая так, мы сможем научить наших детей, что мир и спокойствие строят мосты - мосты, которые могут перенести нас через беду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"

Советы для родителей "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"...

"Как обогатить словарный запас у ребенка"

Материал будет полезен воспитателям для работы с родителями....

Консультация для родителей "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"

Консультация для родителей  "КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЕНКА: 5 СОВЕТОВ"...

Консультация для родителей "Помогаем ребенку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь". 12.10.2018

Данная консультация поможет родителям своих детей познакомиться со значением речевого значения взрослых с ребенком, начиная с первых дней его жизни....

Как обогатить словарный запас ребенка. 13 советов мамам и папам.

Речь развивается всю нашу жизнь. Но спешка приучает говорить коротко, отдельными словами или фразами. А дети копируют этот стиль. Вашему вниманию предлагаю несколько советов для обогащения с...

Консультация для родителей «Помогаем ребенку обогатить словарный запас, развить правильную речь»

Чтобы развитие речи у детей 2-3 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период: Показывать пример чёткой...