Памятка для педагогов "Правовое воспитание дошкольников" 2016 г
консультация (подготовительная группа) на тему
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для педагогов "Правовое воспитание дошкольников" | 77.29 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей относятся:
- Декларация прав ребенка (1959);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
- Ребенок имеет право на семью.
- Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
- Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
- Ребенок имеет право на равенство.
- Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
- Ребенок имеет право на собственное мнение.
- Ребенок имеет право на имя и гражданство.
- Ребенок имеет право на получение информации.
- Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
- Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг.
- Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
- научить умению общаться с разными людьми;
- формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке);
- дать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей;
- учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.
Основными принципами реализации программы по правовому воспитанию являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Воспитательно-образовательная работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Но надо помнить!
• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. Следует на уровне понимания донести до детей ту информацию, которая помогла бы уберечь детей от насилия и несправедливости в первую очередь со стороны взрослых. В данном вопросе просто необходима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»
Памятка родителям по воспитанию старшего ребенка · На меня всегда можно положиться, но я так устал от этой ответственности, которая пос...
Памятка для родителей: "Воспитание добротой"
Предлагаю вам несколько правил по воспитанию детей....
Памятка родителям о воспитании детей
В памятке идет речь о правилах которые помогают наладить и поддержать в семье без конфликтную ситуацию....
Памятка родителям о воспитании детей
Памятка родителям о воспитании детей...
Памятка для родителей «Воспитание у детей трудолюбия»
Анкета для родителей и рекомендации по трудовому воспитанию дошкольников...
Памятка для родителей «Воспитание воспитанности»
Памятка для родителей «Воспитание воспитанности»...
Памятка для родителей "Воспитание будущего читателя"
Содержит краткую информацию необходимости чтения детской книги, как правильно подобрать книгу и какие иллюстрации....