Адаптация ребенка в детском саду
консультация (младшая группа) на тему
Важные правила по безболезненной адаптации ребенка
Типичное проявление стресса у ребенка
Проблемы, которые могут возникнуть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Важные правила по безболезненной адаптации ребенка
Ниже представлены несколько простых, но важных правил, которые нужно соблюдать в адаптационный период:
- Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри. Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным.
- Нельзя подгонять малыша, для него детский сад — это сильный стресс. Новое окружение, неизвестные предметы, новые социальные роли — все это может повергнуть ребенка в шок, и в такой ситуации важно, чтобы он постепенно испытал погружение в этот новый для него мир.
- Во время активной адаптации к детскому садику уделяйте ребенку больше внимания. Обязательно интересуйтесь делами вашего малыша, хвалите за успехи, восхищайтесь его рукотворным работам, помогайте решать проблемы. Чтобы ваш ребенок не боялся общения с людьми, попытайтесь смоделировать разные ситуации на игрушках. Если малыш еще плохо говорит, предложите ему сыграть в ролевую игру, где он сможет поведать о своих чувствах и отношениях к различным ситуациям, описать свой день и
- В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения.
- Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.
- Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом.
- Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.
- Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались.
- Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию. Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.
- Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.
- Обязательно кормите сына (дочку) дома в первую неделю посещения детского сада, так как малыш из-за стресса может отказаться есть в незнакомой обстановке.
- Настройте себя и малыша на позитивный лад. Обязательно скажите своему чаду после того, как он вернется из детского сада, что он стал совсем взрослым и ответственным.
- Не стоит растягивать прощание. Лучше всего быстро прощаться, указывая на то, что вы скоро опять встретитесь. Не показывайте своих переживаний, чтобы малыш не почувствовал себя некомфортно и не стал бояться сам.
- Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.
- Не стоит реагировать на все эмоции своего чада. Дети — прекрасные манипуляторы, они всегда знают точно, как надо давить на жалость своих родителей. Если ваш малыш плачет при расставании, то это совершенно не означает, что он будет плакать весь день напролет. Очень часто бывает, что они успокаиваются буквально через несколько минут после ухода взрослого и спокойно проводят весь день, играя с другими детьми.
- Уменьшайте количество времени, которое ваш карапуз проводит в возбужденном состоянии (просмотр компьютера, телевизора, посещение многолюдных мест).
- Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу. Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.
- Обязательно посещайте врача, если вам не нравится, как чувствует себя ваш малыш. Помните, что если вовремя ребенка не начать лечить, то он может разболеться не только сам, но и заразить других деток.
- Если адаптация в детском саду прошла относительно успешно, то уже на 3-4 неделе карапуз сможет спокойно оставаться в саду на дневной сон, и забирать его можно будет сразу после пробуждения.
Типичное проявление стресса у ребенка
Отрицательные эмоции — это самые первые эмоции, которые будет испытывать малыш при попадании в новую среду — общество. Если до этого он был в ограниченном кругу людей (как правило, это родственники и близкие друзья родителей), то при попадании в детский сад количество людей вокруг маленького человека начинает быстро расти. Естественной реакцией будет закрыться и минимизировать возможный стресс. Это может выражаться как депрессией, отказом от еды, гиперактивностью и даже приступами неконтролируемого плача (будь то плач за компанию или истерический волнообразный рев). Но беспокоиться не стоит, если через несколько дней ваш сын (дочка) придет в себя и будет вести себя, как и раньше.
Страх — обычный спутник любого, даже взрослого человека. Незнание заставляет вашего малыша волноваться все больше и больше, и родители очень часто усугубляют это еще и всякого рода «страшилками» про то, как в детском саду плохо и ужасно. Просто следует помнить, что у вашего сада нет вашего жизненного опыта, он не знает всего того, что
Особенности речи. Очень часто малыш начинает говорить «телеграфным стилем», как будто бы регрессировал в навыках устной речи. Он начинает заменять сложные ответы на односложные, «съедает» половину ранее произносимых букв и так далее. Но это не повод бежать к логопеду или психологу, ведь это, скорее всего, еще одно проявления стресса. Будьте терпимыми, поправляйте малыша, если он что-то скажет неправильно или нечетко. Главное, не ругайте и не подгоняйте свое чадо даже в вопросах о правильности речи.
Двигательная активность — это, наверное, самый типичный признак в период адаптации. Гиперактивность или же легкая заторможенность просто еще один признак стресса. Ваш сын (дочь) взбудоражен(а) своей новой ролью в жизни (роль собеседника, роль подчиненного, ученика и т.д.), и для того, чтобы с этим свыкнуться, ему (ей) потребуется время.
Сон — это следствие от излишнего перевозбуждения нервной системы. Даже если ваше чадо стало спать урывками, беспокойно, тревожно и очень чутко, стоит с пониманием отнестись к этому, и насильно не заставлять спать. Главное, создайте образ режима, в котором он будет жить, и старайтесь аккуратно и ненавязчиво подвести его (ее) к такому распорядку дня.
Аппетит тоже может быть немного изменен. Стресс сказывается на количестве калорий, сжигаемых телом, и поэтому вашему малышу, возможно, потребуется больше пищи, чем обычно. Хотя бывает и такое, что, наоборот, в период адаптации ребенок питается меньше, чем в обычной время. Вам же стоит лишь обеспечивать свое чадо достаточным количеством питательных веществ и ждать, пока все нормализуется.
Естественно, все эти признаки стресса не могут быть бесконечными, через какое-то время они пропадут. Но если период адаптации сильно затянулся, то стоит незамедлительно обратиться к специалисту.
Проблемы, которые могут возникнуть
Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались. Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки. Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.
Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон. Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка. К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.
Чтобы распознать, что ребенок не справляется с новой нагрузкой, следует обратить внимание на его поведение и здоровье. Родителей должно насторожить то, что:
- Малыш не адаптировался к детскому саду, к окружающим его людям и нагрузкам более, чем за год.
- Дите часто болеет. Естественно то, что ребенок в садике болеет чаще, чем дома. Ведь для малыша все неизвестное и новое — стресс, а закономерная реакция на стресс — это снижение иммунитета. К тому же в детском саду находятся «домашние» микроорганизмы каждого ребенка, поэтому малыш-носитель может быть абсолютно здоровым, а для другого ребенка они станут причиной заболевания. Но если ваш малыш слишком часто болеет, то следует обратиться к врачу и проконсультироваться с ним о дальнейшем посещении детсада.
- Стоит беспокоиться, если ваше чадо слишком часто болеет ОРВИ или же имеет хронический ОРЗ. Иногда в таких случаях следует консультироваться с детским психологом. Может быть, что неосознанно, но малыш пытается скрыться от стресса в болезни, на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"
Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с т...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» в ясельной группе Первый раз в детский сад: золотые правила адаптации
1. Когда ложь - совсем не "во спасение"!Ребенок идет не «на экскурсию» и не «на работу к маме». Малыш четко и яснодолжен понимать, куда он идет, зачем и на какое врем...