КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ИГР, ФОРМИРУЮЩИХ ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ»
консультация (старшая группа) на тему
В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно - развивающей среды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на специальных занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни.
Особая роль в создании образовательно - развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить.
Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, форма, пространственное расположение). Кроме того дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным.
Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используются средства наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya2.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Ефремовская начальная школа»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ: «ВИДЫ ИГР, ФОРМИРУЮЩИХ
ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ»
Подготовила воспитатель:
Кочетова Е.С.
г.Ефремов, 2016 г.
В целях результативности обучения детей по программе формирования элементарных математических представлений особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно - развивающей среды. Она позволяет воспитателю вовлечь детей в близкие им виды деятельности и манипулятивные игры с предметами ближайшего окружения, создать благоприятную обстановку для рассмотрения различных математических фактов и зависимостей на специальных занятиях, организовать активную самостоятельную поисковую деятельность каждого ребенка в повседневной жизни.
Особая роль в создании образовательно - развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить.
Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, форма, пространственное расположение). Кроме того дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным.
Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используются средства наглядности.
II младшая группа. Математические представления лучше усваиваются маленькими детьми, если преподносятся им в игровой форме.
Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни.
На занятиях эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы", «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.
Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей.
Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз.
Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?»
Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.
Средняя группа. Задачи ориентировки в пространстве усложняются: дети не только учатся определять направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.
Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т.д. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.
Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве - отыскивание различных предметов и игрушек - целесообразно проводить не только в группе, но и на участке днтского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко - близко.
Старшая группа. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.
Игра «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию.
Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.
Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».
Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.
Подготовительная группа. Закрепляют умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.
Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я - пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».
Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.
Игры по формированию ориентировки в пространстве
«Угадай, кого загадали».
Цель:
1. Развивать ориентировку в пространстве.
2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.
Ход игры:
Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.
Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
Дидактическая игра: «Найди игрушку».
Цель: Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать представление о причинной зависимости фигур.
Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.
Вывод:
Без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений, более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графических схем, моделей.
Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложения нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"
Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....
Консультации родителям на тему: "Виды одаренности"
Консультации родителям на тему: "Виды одаренности"...
Консультация для родителей на тему: "Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья».
Консультация для родителей на тему: "Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья»....
Речевое развитие через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОО
Все образовательное пространство ДОУ служит средством речевого развития дошколят и необходимо грамотно его использовать, тогда результат не заставит себя ждать....
Буклет для педагогов "Развитие двигательной активности у дошкольников через различные виды деятельности в образовательном пространстве ДОУ"
В буклете предлагается информация для педагогов ДОУ, как правильно орагнизовать среду в детском саду для развития у детей двигательной активности....
Консультация для воспитателей на тему: "Лего-студия в образовательном пространстве ДОУ как условие самореализации ребёнка"
Консультация для воспитателей на тему: "Лего-студия в образовательном пространстве ДОУ как условие самореализации ребёнка"...
Конспект НОД по разделу «Ориентировка в пространстве» на тему «Расположение предметов в окружающем пространстве» в группе для детей 6-7 лет.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительный к школе)Тема НОД: «Расположение предметов в окружающем пространстве»Образовательная область: познавательное развитие.Интегрируемые образо...