Подходы в воспитании современных детей
презентация на тему

Ковальчук Ольга Александровна

На дворе XXI век и за всю историю педагогики и психологии для каждой концепции воспитания человека были созданы самые разные подходы для её реализации. Сегодня я предлагаю вашему вниманию несколько подходов к воспитанию человека, которые зарекомендовали себя как в трудах известных педагогов и психологов современности так и на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podhody_v_vospitanii_sovremennyh_detey.ppt385.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подходы в воспитании современных детей ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №842» (ГБОУ "Школа №842") Дошкольное отделение корп. 137 Подготовила: Ковальчук О.А.

Слайд 2

Подходы в воспитании современных детей Кого Мы подразумеваем под детьми? Почему сделан акцент на «современных детях»? Человек в возрасте до 18 лет Для современной педагогики и психологии потребности современного общества всегда являются ориентиром для своей деятельности, а потребности, как известно, меняются с каждым новым этапом развития самого общества.

Слайд 3

Подходы к воспитанию детей, зарекомендовавшие себя как в трудах известных педагогов и психологов так и на практике: Формирующий; Культурологический; Синергетический; Социализирующий; Герменевтический; Аксиологический; Антропологический; Психотерапевтический. Подходы в воспитании современных детей

Слайд 4

Подходы в воспитании современных детей Формирующий подход Формирующий подход – данный подход предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на ребёнка и в последствии управление его поведением. «Воспитание как формирование» всегда ориентировано на систему устойчивых мотивов воспитанников, на основе которых вырабатываются определённые качества личности. Выстраивая модель поведения «показ образца» - «объяснение» - «упражнение» (т.е. воздействие примером, словом и делом) мы формируем систему ценностей воспитанника в рамках той или иной концепции воспитания. При этом данный подход предполагает поощрение социально положительных и ограничение социально неприемлемых действий ребенка; систему оценок в баллах и очках, а также систему соревнований – эти два приема позволяют реализовывать данный подход с максимальной эффективностью. Данный подход раскрывается в трудах И.З. Гликмана, А.И. Кочетова, Б.Т. Лихачева и Г.Н. Филонова.

Слайд 5

Подходы в воспитании современных детей Культурологический подход Культурологический подход – данный подход отличает отказ от воспитания как специально организованного педагогического процесса. Главное — взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание — это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка. Такой подход к воспитанию ориентирует педагога, прежде всего, на то, что именно русская культура, народные традиции, национальная педагогика должны стать основой для становления культуры личности ребенка. В такой системе отношений ребенку не навязывают систему ценностей, а только демонстрируют её. Взрослый выступает в такой системе отношений как партнер, который принимает точку зрения ребенка, не оценивает её, доверяет его выбору и проявляет свой открытый личностный интерес к нему. Данный подход раскрывается в трудах О.С. Газмана, А.В. Иванова и Н.Б. Крыловой.

Слайд 6

Подходы в воспитании современных детей Синергетический подход Синергетический подход – это подход предполагающий применение совокупности идей (концепций), понятий и методов для обеспечения самоорганизации системы развития личности человека и его воспитания. В силу нестабильности современной жизни и информационного хаоса в воспитании нелегко установить, какие преобразования мотивационно-ценностной системы личности происходят под воздействием педагога, а какие в результате собственных духовных поисков и приобретения жизненного опыта самого воспитанника. Такой подход позволяет рассматривать воспитательную деятельность как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно, процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний; закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных; упорядоченных и хаотичных. Данный подход раскрывается в трудах В.А. Игнатовой, С.В. Кульневича, Н.М. Таланчук и С.С. Шевелева.

Слайд 7

Подходы в воспитании современных детей Социализирующий подход Социализирующий подход – это подход, который предполагает формирование социально активной личности путём воздействия различными социальными источниками. Под социальными источниками подразумеваются институты социализации — семья, школа, сообщество сверстников. В результате совместной деятельности взрослых и детей / сверстников друг с другом формируется опыт самоуправления, нормотворчества и гражданской инициативы. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность», т.е. обеспечение социализации ребенка и его личностного самоопределения. Ключевым понятием в концепции социализирующего подхода является «социальное воспитание», т.е. воспитание как процесс включения человека в систему отношений с институтами социализации и приобретение личного жизненного опыта, на основе которого и формируется система ценностей человека. Данный подход раскрывается в трудах В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрика, М.В. Шакурова и В.Р. Ясницкой.

Слайд 8

Подходы в воспитании современных детей Герменевтический подход Герменевтический подход – данный подход предполагает развитие личности и воспитание человека как систему переживаний, через которые он учится понимать окружающих людей и самого себя. Иными словами, человек понимает в других только то, что пережил и понимает в самом себе. Поэтому переживания ребенка — главный предмет деятельности воспитателя. Именно переживания (а не поведенческие реакции или высказываемые суждения) должны возникать в ситуациях педагогического взаимодействия, которое всегда организуется как диалог взрослого и ребенка. Воспитатель принимает все продукты детского вербального творчества (стихи, дневники, письма) и признает ребенка как личность, который может быть самим собой. В последствии каждая жизненная ситуация порождает вопрос «Будь я на его месте, как я бы поступил, чтобы подумал, чтобы испытал?» - так приобретается новое свойство личности «эмпатия». Данный подход раскрывается в трудах А.Ф. Закирова, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько и И.Ф. Сулимы.

Слайд 9

Подходы в воспитании современных детей Аксиологический подход Аксиологический подход – это подход, который построен как процесс освоения ценностей и их последующее влияние на формирование психики человека. Данный подход подразумевает интеграцию в себе синергетического и герменевтического подходов так как освоение ценностей происходит через потребностно-мотивационную и эмоциональную сферы личности. Данный подход также можно расценивать и как продолжение и важнейший принцип культурологического подхода. Процесс освоения и принятия ценностей согласно аксиологическому подходу протекает в несколько этапов: — предъявление ценности в реальных условиях воспитания (ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности); — выявление смысла ценности и ее значения; — принятие осознанной ценности; — включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения воспитанников; — закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников. Встречается в трудах В.А. Караковского, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянова, Н.Е.Щурковой и Е.А. Ямбурга.

Слайд 10

Подходы в воспитании современных детей Антропологический подход Антропологический подход – это подход, который состоит в понимании человека как творческого самосозидающего существа, для которого воспитание является важнейшей духовной потребностью. По сути своей антропологический подход реализует концепцию природосообразности воспитания человека (теория известна по работам К.Д.Ушинского и Л.А. Коменского). Антропологическая воспитательная система строится с учетом следующих условий: — открытая постановка гуманистических целей как нравственных добродетелей (человечности, доверия, благодарности, терпимости); — специальное внимание к здоровью воспитанников, воспитание у них опыта здорового образа жизни и безопасного поведения; — постоянная педагогическая диагностика, изучение, в первую очередь, природных задатков, внутренних предпосылок дарований и способностей детей; — организация воспитательного процесса с учетом специфики ведущих видов деятельности в конкретном возрастном периоде; — обеспечение самоопределения личности каждого воспитанника в деятельности (преодоление трудностей, проявление инициативы и ответственности); — природосообразные, ненасильственные методы, использование «здоровьесберегающей технологии» воспитания. Встречается в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бада, В.Б.Куликова, Л.М.Лузина и В.И.Максакова.

Слайд 11

Подходы в воспитании современных детей Психотерапевтический подход Психотерапевтический подход – это подход, в котором воспитание рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в проблемную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого подхода характерно использование различных видов искусства и средств художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее воздействие на детей и помогают им перестраивать эмоциональные переживания, снимают физическое и психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости. В обиход педагогов пришли: арттерапия и ее разновидности — музыкотерапия, танцевальная терапия; психодрама (социодрама) — специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, общения и др. Данный подход является переносом достижений психотерапии на педагогическую практику. Основной задачей такого подхода является содействие детям в процессе воспитания и принятия ими той или иной концепции воспитания, в которой они личностно развиваются. Встречается в трудах В.М.Букатова, Н.П.Капустина, В.П.Кащенко, Л.Д.Лебедева и Т.А.Стефановской.

Слайд 12

Подходы в воспитании современных детей Каждый из подходов применимый к той или иной концепции воспитания человека может быть применен и покажет положительные результаты. Индивидуальные особенности каждого воспитанника и его собственные потребности – являются ориентиром к выбору подходов к воспитанию. «Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.» Владимир Михайлович Бехтерев

Слайд 13

Список литературы: Зенъховский В.В. «Русская педагогика в XX веке» 2. Филонов Т.Н. «Воспитательный процесс: методология и специфика исследования» 3. Крылова Н.Б. «Культурология образования» 4. Роджерс К., Фрейберг Дж. «Свобода учиться» 5. Дьюи Дж. «Демократия и образование» 6. Мудрик А.В. «Воспитание» 7. Щуркова Н.Е. «Новое воспитание» 8. Максакова В.И. «Педагогическая антропология» 9. Голованова Н. Ф. «Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике» 10. Слободчиков В. И. «Духовные проблемы человека в современном мире»

Слайд 14

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы воспитания современных детей

Обращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это ни касалось!Помогайте детям принимать  самостоятельные решения в том, что касается...

Особенности воспитания современных детей.

Как правильно воспитывать детей....

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙОбращайтесь с детьми уважительно. Никогда не унижайте их!Вы не должны говорить свысока с детьми. Они не уважают людей, чувствующих свое превосходство только потому...

Как найти подход в воспитании маленьких детей.

Рекомендации родителям в воспитании ребенка...

Консультация для родителей "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Вопрос воспитания ребенка актуален во все времена и волнует многих родителей. Материал консультации ответит на многие интересующие родителей вопросы, поскажет, как правильно воспитать ребенка в соврем...

Презентация "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II - пример для воспитания современных детей"

Данная презентация поможет воспитателям более ярко и достоверно раскрыть для родителей тему: "Воспитание детей в семье последнего российского императора Николая II  - пример для воспитания с...