Чем занять ребенка дома. Игры на развитие речи
консультация на тему

Куликова Ирина Юрьевна

Часто логопед рекомендует родителям занятия с ребенком дома. Многих мам пугает слово “занятие”, меж тем значение этого слова произошло от слова “занимать”. В нашем случае – занимать ребенка полезной деятельностью в игровой форме.  Играть в словесную игру, закреплять то или иное упражнение можно и дома (даже на кухне, когда вы заняты приготовлением ужина) и на улице (по пути в садик или из садика), в машине, в любой поездке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chem_zanyat_rebenka_doma.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Чем занять ребенка дома. Игры на развитие речи.

 

Часто логопед рекомендует родителям занятия с ребенком дома. Многих мам пугает слово “занятие”, меж тем значение этого слова произошло от слова “занимать”. В нашем случае – занимать ребенка полезной деятельностью в игровой форме.  Играть в словесную игру, закреплять то или иное упражнение можно и дома (даже на кухне, когда вы заняты приготовлением ужина) и на улице (по пути в садик или из садика), в машине, в любой поездке.

 

I. Развиваем слуховое внимание и слуховую память.

а) Задания на узнавание и различение неречевых звуков.
Нас окружает множество звуков, надо научиться их слышать. Обратите внимание ребенка на звуки, которые он слушит дома: шум воды в трубах, бульканье кипящей воды, шум шагов, скрип двери, шум работающих стиральной машины и пылесоса, звонок телефона, звон посуды. Совсем иные звуки на улице: звуки сирен, шуршание шин по асфальту, визг тормозов, скрип качелей на детской площадке, шум дождя, ветра, пение птиц. Обращает ли малыш внимание на эти звуки? Если нет – обратите его внимание на них, предложите ему угадать, что звучит или кто производит этот шум.

б) Дома, попросив малыша отвернуться, можно воспроизвести следующие звуки: шуршание бумажек, стук кружек, стук крышки об кастрюлю,  стук деревянных или металлических ложек итд. Малыш должен отгадать какие предметы могут издавать эти звуки. Можно рекомендовать следующие игры.

Приготовьте несколько звучащих игрушек. В ответ на какое-либо звучание ребенок должен ответить определнным действием, например, когда ирает гармошка – хлопать в ладоши, при звуках бубна – топать итп. Эта игра очень полезна, так как развивает слуховое внимание, наблюдательность, внимательность, моторику и координирует движения.

Приготовьте двух мишек – большого и маленького. Объясните ребенку, что большой мишка сильный и громко рычит, а маленький слабый и рычит тихо, а потом свистите то громко, то тихо, а ребенок пусть отгадывает какой из мишек издает звуки.

 

II. Различаем на слух длительность звучания, громкость и высоту голоса.
Попросите ребенка имитировать сильный ветер: у-у-у, затем тихий ветер: у-у-у. Имитируем голоса животных: волк, корова, зайц, курица итд. Предложите ребенку имитировать сигнал поезда, который находится далеко, а затем  - близко от него.

III. Различаем на слух слоги и слова.
Предложите ребенку повторить за вами:
а) та-та-та, ту-та-ты, пту-пта-пты, та-да-та, да-до-то;
б) бык-бак-бок, ветка-клетка-сетка, каток-моток, поток;
Можно поменяться с ним ролями. Вы, повторяя слоги и слова за ребенком допускаете ошибки. Заметит ли он их?

 

IV. Тренируем умение узнавать и различать фонемы русского языка.
Вы называете и много раз повторяете звук (например а) среди других звуков. Четко говорите: А, У, М, И, С, А, П, К, А. Малыш, услышав звук а, должен (по предварительной инструкции) хлопнуть в ладоши, присесть, стукнуть ложкой по столу. Инструкции можете придумать сами великое множество и разнообразить это занятие. Лото с картинками будет необходимо в подборе слов на определенный звук, в выделении первого и последнего звука в слове. Показав и назвав картинку без первого или последнего звука (…аук или пау…) попросите ребенка подобрать нужный звук и закончить слово.
V. Работаем над словарным запасом ребенка.
а) называем предметы одним словом: ложка, чашка – посуда; стол, стул – мебель; кукла, кубики – игрушки.
б) подбираем слова с противоположным значением: чистая посуда – грязная посуда
в)  называем цвет предмета: соль-балея, аплеьсины – оранжевые
г) подбираем действие к предмету.

VI. Работаем над грамматическим строем языка. 

Играем в игру “есть-нет” – вы называете предмет, ребенок говорит о его отсутствии: есть ложка-нет ложки. “Назови маленький предмет” – стол-столик, ложка-ложечка. “Как зовут детенышей?”, “Сделай из одного много” – сапог-сапоги, ведро-ведра.


VII. Развиваем мелкую моторику рук.
Огромное поле для совместного с ребенком творчества: выкладывание фигурок, картинок, букв из макарон, пшена, камешков, ниток; игры с крупой. Сейчас очень много методических пособий, рекомендайи, игр, следует только грамотно и разборчиво подойти к их выбору.

Теперь о самом важном – дети очень четко улавливают ваше настроение. По интонации, тону голоса они очень легко определяют ваше к ним отношение, понимают когда вы заинтересованы в общении с ними и когда вы формальны. Чаще общайтесь с малышом, сопереживайте ему, проявляйте желание понять его, занимайте его и тогда он гораздо полнее раскроется перед вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Чем занять ребенка дома? Игры с водой»

Чем занять ребенка дома в период самоизоляции? Вниманию родителей предлагаются разнообразные игры с водой, которые понравятся ребенку....

#СИДИМ ДОМА Игры для развитие речи.30.03-03.04

Уважаемые родители предлагаю вам картотеку игр для детей раннего возраста. Игры на развитие речи, детя нравятся такие игры, мы в группе их практикуем....

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 9 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На данном занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 10 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На этом занятии я предлагаю вам музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей младшего и среднего дошкольного возраста.Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не ...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 21 "Музыкальные игры с ребенком дома".

Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры, в которые вы можете играть вместе с детьми дома. Игра-оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на разв...

ИГРАЕМ ДОМА. ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА КУХНЕ

Данне игры помогут родителям развивать все компоненты речи у ребенка не выходя из кухни!!! Игры  простые, доступные, но интересные для ребенка и взрослого....

Онлайн - встреча «С детьми играем, речь развиваем, или чем занять ребенка дома?»

Как провести время с пользой? На этот вопрос вы найдете ответ в этой статье...