Аналитическая записка "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста"
материал по теме
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определенной системы...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию воспитанников № 51
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Воспитание экологической культуры
у детей дошкольного возраста
Воспитатель
Фомина Надежда Юрьевна
Введение ………………………………………………………..3
1. Задачи и направление работы..……………………………………4
2. Методы и приемы работы…………………………………………5
3. Мониторинг, анализ работы……………………………………….8
4. Заключение..………………………………………………………..10
6. Список использованной литературы……………………………..14
Приложения….………………………………………………………..16
Введение
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер.
Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека. Это и является одной из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность. Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
В проекте Федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
1. Задачи и направление работы
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определенной системы.
Так как взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная и важная рассматриваемая, на мой взгляд, проблема современности, поэтому и определила выбор темы: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
В своей работе использовала программы:
- «Наш дом – природа». Программа экологического образования дошкольников. Н.А. Рыжова;
- «Живая экология». Программа экологического образования 3 -7 лет. А.И. Иванова;
- «Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаева.
Основными направлениями педагогической деятельности в межаттестационный период были:
- создание психолого-педагогических условий для эффективной реализации общеобразовательной программы дошкольного образования;
- развитие интересов у детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий
В соответствии с данными направлениями работы, были поставлены следующие задачи:
1) Формировать первичные представления об объектах окружающего мира;
2) Развивать познавательный интерес к миру природы, понимание взаимосвязей в природе и место человека в ней;
3) Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
2. Методы и приемы работы
«Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, воспитание уважения к окружающей природе»… Ст. 29 п. 5 (Конвенция о правах ребенка).
В своей работе опиралась на следующие нормативные документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13с изменениями и дополнениями от 20 июля, 27 августа 2015г.;
- ФГОС ДО;
- Комментарии к ФГОС ДО;
- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области";
- Программа «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014–2016 гг;
- Устав МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 51;
- Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 51.
Прежде чем начать работать по своей теме я провела тестирование среди родителей, чтобы выяснить их отношение к экологической проблеме. Результат показал, что родители заинтересованы формированием экологической культуры у детей, повышением уровня их знаний в области изучения мира природы.
Разработала систему занятий по формированию экологической культуры воспитанников, родителей, включающую эффективные методы и приемы: проекты, презентации, виртуальные экскурсии, творческие задания и экспериментирование. Реализовала долгосрочный проект «Юный следопыт» (ознакомление с ландшафтом, растительным и животным миром, природными ископаемыми, населением, экскурсии в «Музей камня», библиотеку, целевые прогулки в парк). Родители принимали участие в реализации проекта. В рамках проекта был организован клуб знатоков «Умки», мини-центр «Лаборатория Мудрой Совы», проводились «Уроки Мудрой Совы», просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций. С целью ознакомления детей с родным краем непрерывно реализуется долгосрочный проект «Красная книга Урала», где дети изучают растения и животный мир, делятся своими знаниями, учатся бережно относиться к природе.
Реализован исследовательский проект «Лук-лучок», который помог детям узнать историю появления лука на Руси, процесс его роста в зависимости от условий содержания. Родители помогали детям готовить информационный материал для представления его сверстникам (загадки, пословицы, чистоговорки, материал о пользе лука, инсценировку). Итогом проекта явилось театрализованное представление «Спор овощей».
Проекты «Кукольный театр своими руками (из бросового материала)», «Театр на ладошке», «Читая, играем в сказку» позволили детям проявить свои способности, фантазию, творчество, участвовать в театрализованных постановках в ДОУ.
Создала и использую в работе интернет-ресурс.
Создание с детьми видеофильмов выявляет и развивает возможности детей, направляя родителей на дальнейшую реализацию способностей ребенка. Созданные условия для проявления поисковой активности воспитанников явились результатом того, что они проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, пытаются самостоятельно объяснять явления природы, склонны наблюдать, экспериментировать. Имеется положительная динамика результатов освоения содержания образовательных областей.
В ходе реализации поставленных задач, была создана модель экологического пространства ДОУ: на участке создавались клумбы, газоны, огород; учитывались природные и ландшафтные особенности территории, на которых растут кустарники и деревья; в групповой комнате уголок природы; календарь природы; огород на подоконнике; аптека на подоконнике; библиотека в группе; исследовательский центр; экологический театр. Использовались разнообразные формы работы с детьми в режимных моментах:
- наблюдение на прогулке
- наблюдение в уголке природы
- труд в уголке природы
- игры – эксперименты
- проблемные ситуации
В совместной деятельности педагога и детей:
- интегрированные занятия
- циклические наблюдения
- виртуальные экскурсии
- творческие задания
- беседы
- выставки
- праздники
- создание проблемных ситуаций для мозгового шторма
- электронная библиотека
- видеотека
- презентации
- проектная деятельность
- поисковая деятельность
- познавательная игротека
- экспериментирование
- коллекционирование
- участие в конкурсах
В самостоятельной деятельности детей:
- игры с природным материалом
- дидактические игры
- наблюдения
- изодеятельность
- ручной труд из природного материала
- опыты и эксперименты
А так же разнообразные формы работы с родителями:
- родительские собрания, консультации
- информационные стенды, экологические газеты
- фоторепортажи, домашнее видео
- анкетирование, проведение опросов
- ширмы, экологические стенды
- участие в конкурсах
С педагогами:
- семинары
- консультации
- педагогический опыт
Участие:
- конкурсы
- олимпиады
- проекты
- публикации
- соревнования
- акции
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий по формированию экологической культуры, включающая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры. Определена последовательность и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников, что позволяет целенаправленно, эффективно, интересно и продуктивно осуществлять процесс экологического воспитания, и дает возможность широко использовать разработанную систему.
Объединила разделы:
1. Живая природа (растительный и животный мир).
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, энергия).
3. Человек и природа.
4. Словарь исследователя природы.
Последовательность разделов объясняется целесообразностью проведения занятий с детьми с учетом сезонов года и возможностью проведения экскурсий на природу. Каждый раздел включает несколько занятий.
Мониторинг. Анализ работы
Основным из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования экологической культуры у дошкольников, проявление устойчивого интереса к миру природы, совершение позитивных поступков по отношению к живым объектам. Для диагностики уровня сформированности экологической культуры я использовала диагностические карты и материалы из программы «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич.
В результате проделанной работы, наблюдается положительная динамика результатов освоения содержания образовательных областей за период с мая 2012г. по май 2016г.
-расширились знания о природном и социальном мире с 34% по 92%;
-познавательная мотивация увеличилась с 31% до 80%;
-экологическая культура воспитанников повысилась с 32% до 80%;
-речевое развитие детей за данный период выросло до 78%.
Заключение
Педагогическим условием для эффективного формирования экологической культуры детей является программа, включающая доступное для детей содержание и направленная на взаимосвязанное развитие всех компонентов, составляющих структуру экологической воспитанности. Программа включает: доступные для детей экологические представления; умения выполнять разнообразные виды деятельности в природе; опыт гуманного отношения к ней.
Первоначально дети осваивают эмоционально привлекательное содержание, знания о конкретных животных и растениях как живых существах, накапливают чувственно-практический опыт взаимодействия с природой, эмоционально-позитивный опыт отношения к живому, и приобретают основы экологической воспитанности. Осваиваемое детьми содержание усложняется: углубляются знания о живом, раскрываются связи его приспособления к среде, дети знакомятся с многообразием ценностей природы; вводится практическая деятельность по уходу за животными и растениями, что позволяет дошкольникам осваивать более сложные, детальные формы проявления гуманно-ценностного отношения к природе. Освоение детьми представлений о животных и растениях, как элементах экосистемы, сложившихся в сообществах связях, обобщение знаний о живом, ценностях природы, нормах отношения к ней и применение накопленного опыта в разнообразной деятельности в природе обеспечивает еще более глубокое осознание дошкольниками значимости и сущности гуманного отношения к природе, возможность его проявления к широкому кругу природных объектов.
На первом этапе осуществляется первоначальное накопление детьми эмоционально-ценностного гуманного опыта отношения к природе при активной обучающей роли взрослого. Достижение цели этапа обеспечивалось следующими условиями:
1. Освоением содержания экологической программы, спецификой которого является конкретность знаний об особенностях животных и растений как живых существ, способах взаимодействия с ними и самоценности живого.
2. Преобладание в образовательном процессе обучения, обеспечивающего единство освоения дошкольниками экологических знаний, умений взаимодействия с природой и положительных эмоциональных переживаний.
3. Демонстрация педагогом гуманно-ценностного отношения к природе и ее объектам, эмоциональное «заражение» им детей.
4. Создание в образовательной среде условий для эмоционально-насыщенного общения детей с животными и растениями, развития интереса к ним, накопления первоначального гуманно-ценностного опыта отношения к природе.
В результате работы обеспечивается становление эмоционально-ценностных основ экологической воспитанности детей.
На следующем этапе работа направлена на обогащение эмоционально-ценностного гуманного опыта взаимодействия детей с природными объектами. Условиями достижения цели этапа являются:
- освоение содержания программы, углубляющего понимания детьми сущности живого посредством включения обобщенных представлений о приспособлении животных и растений, различных эколого-систематических групп к условиям среды в целом, изменении приспособлений по сезонам, в процессе роста и развития; о разнообразии ценностей природы,
- преобладание в образовательном процессе совместной экологически ориентированной деятельности педагога и детей, что позволяло ребенку применить первоначальный ценностный опыт взаимодействия с природой, «прожить» отношение к живым объектам не только эмоционально, но и деятельностно;
- позиция педагога как партнера детей по деятельности, стимулирующего их гуманные проявления, поощряющего позитивные результаты;
- создание в среде условий для практики дошкольниками разных видов деятельности со знакомыми объектами, обеспечения возможности достигать позитивный, значимый для живого результат.
Итогом работы на данном этапе явилось формирование базовых, содержательно-деятельных основ экологической воспитанности детей. Эмоциональная отзывчивость дошкольников преобразовывалась в гуманно-ценностное отношение к природе как единство гуманного мотива, экологических представлений и умений экологически правильного взаимодействия с животными и растениями.
Применение данной последовательности работы обеспечивает постепенное нарастание экологической культуры дошкольника, что выражается в появлении все большей осознанности поведения, связанной с познанием разносторонней сущности живого, самостоятельности и свободы в различных видах экологической деятельности, усилении гуманистических позиций, возрастании активности, инициативности, ответственности при взаимодействии с живыми существами.
Исходя из анализа работы, можно сделать положительные выводы о результативности деятельности по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 2013, № 2, с.19-21
2. 3алкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей, М, 2013, с. 70-71
3. Федорова Т.А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой, М, 2014, с. 4
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, избр. пед. соч. в 3-х т., М, 1982, с. 90
5. Вейднер К.А. Эколого-дидактическая система знаний о животных в детском саду [Электронный ресурс] // Материалы VII студ. Междунар. заочной науч.-практ. конф. «Научное сообщество студентов XXI столетия», гуманит. науки (Россия, г. Новосибирск 17 января 2013 г.). – Новосибирск, 2013. – URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5918-2013-01-21-04-36-09 (29.03.14)
6. Диканова И. На экологической тропе // Дошк. воспитание. – 2013. – № 3. – С. 62–64.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль”.- М.:Педагогика,1980 г с. 554
8. Шеметова А.А. Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников [Электронный ресурс] // Материалы Междунар. молодежного науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев и др. - М: МАКС Пресс, 2010.URL: http://lomonosovmsu.ru/archive/Lomonosov_2010/47/47_981_16086.pdf (29.03.14)
9. Ширяева Ю. Г. Формирование гуманистической направленности к животным у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 6. - С. 129-13810.
10. Николаева С. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: ст. первая // Там же. – 2014. – № 5. – С. 14–18.
11. Скачкова А.В. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира [Электронный ресурс] // НФПК: [сайт]. – М., 2011.URL: http://www.openclass.ru/node/ 201593 (29.03.14)
12. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 2014, с.86
13. Миронова Н. Живая ценность природы //Дошкольное образование, 2014, № 3, с.6-7
14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т., т. 1, с. 177-184
15. Зебзеева И.А. Особенности знаний дошкольников о многообразии животного мира / В.А. Зебзеева, М.А. Верещагина // Экология и безопасность в техносфере: материалы Всерос. науч.-тех. интернет-конф. (октябрь–декабрь 2008 г.), Орел-ГТУ. – Орел: ОрелГТУ, 2009. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ecology.ostu.ru/index.php/2008-mainmenu-51/31-ekologicheskoe-obrazovanie/141-181 (29.03.14)
16. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 256 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: (открыть ссылку) (29.03.14)
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Есть ли у Вас дома животные? (кошка, собака, рыбки и др.)
_____________________________________________________
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
______________________________________________________
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
______________________________________________________
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает) Подчеркнуть или дописать
______________________________________________________
5. Бываете ли с ребенком на природе? Если да, то где? С какой целью?
______________________________________________________
6. Где обычно ребенок проводит лето?
______________________________________________________
7. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
______________________________________________________
8. Знаете ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
______________________________________________________
9. Как Вы относитесь к приобщению ребенка к природе?
______________________________________________________
10. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?
______________________________________________________
11. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
______________________________________________________
12. Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду? Хотели бы?
Приложение № 2
Задание 1. Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены: голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки птиц и животных.
Вопросы:
1. Как называется животное (птица, насекомое)?
2. Что ты можешь рассказать о нем?
3. Твое отношение к ним?
Протокол обследования знаний:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
сформировано | частично сформировано | не сформировано | ||
Оценка результатов деятельности:
- сформировано (3 балла). Ребенок без особого труда определяет животных по видам, аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
- частично сформировано (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
- не сформировано (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива, распылитель, палочка для рыхления, тряпочка, поддон.
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
Вопросы:
1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
3. Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения).
4. Для чего нужны людям комнатные растения?
5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных картинок выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)
Протокол обследования знаний:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
сформировано | частично сформировано | не сформировано | ||
Оценка результатов деятельности:
- сформировано (3 балла). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предложенных растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
- частично сформировано (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
- не сформировано (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой)
Вопросы:
1. Какие свойства песка ты знаешь?
2. Где и для чего человек использует песок?
3. Какие свойства камней ты знаешь?
4. Где и для чего человек использует камни?
5. Какие свойства воды ты знаешь?
6. Где и для чего человек использует воду?
Протокол обследования знаний:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
сформировано | частично сформировано | не сформировано | ||
Оценка результатов деятельности:
- сформировано (3 балла). Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
- частично сформировано (2 балла). Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.
- не сформировано (1 балл). Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Определение уровня знаний времен года
Проводится индивидуально или маленькими подгруппами.
Цель: Определить уровень знаний времен года.
Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Вопросы:
1. Какое время года тебе больше нравится?
2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года?
3. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года?
4. Когда это бывает?
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья, покрытые снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев падают листья, птицы улетают в теплые края.
На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Протокол обследования знаний:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
сформировано | частично сформировано | не сформировано | ||
Оценка результатов деятельности:
- сформировано (3 балла). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравиться больше и почему?» По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
- частично сформировано (2 балла). Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускается незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
- не сформировано (1 балл). Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5. Определение уровня отношений к миру природы
Проводится индивидуально с каждым ребенком.
Цель: Определить уровень отношений к миру природы.
Вопросы:
1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными?
2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
4. Как мы можем помочь зимующим птицам?
Протокол обследования знаний:
№ | Фамилия и имя ребенка | Уровень развития | ||
сформировано | частично сформировано | не сформировано | ||
Оценка результатов деятельности
- сформировано. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
- частично сформировано. Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
-не сформировано. Ребенок затрудняется ответить на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, растений, птиц. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Приложение № 3
Младшая группа 2012 - 2013 учебный год
Средняя группа 2013 - 2014 учебный год
Старшая группа 2014-2015 учебный год
Подготовительная группа 2015 - 2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....