НОД "Сказка"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
«Путешествие в сказку».
Цель: Систематизация и обобщение положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Путешествие в сказку».
Цель: Систематизация и обобщение положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.
Задачи:
Воспитательные :
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки,потребность искать выход из конфликтных ситуаций, находить компромиссы, совершать добрые дела и поступки.
Формировать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Развивающие:
Развивать умение предвидеть последствия как хороших, так и плохих поступков в окружающем социуме, отмечать их плюсы и минусы, а также определять, плох поступок или хорош
Побуждать детей к самостоятельным активным действиям через игровую деятельность.
Развивать мышление, творческое воображение, внимание в процессе практической деятельности.
Активизировать словарный запас :упражнять в подборе прилагательных на заданную тему, развивать монологическую и диалогическую форму речи,Образовательные:
Обобщать знания о нравственных ценностях в окружающем социуме посредством сказок.
Систематизировать представления у детей о добре и зле, о том, что значит добрый человек, каким быть в жизни, как правильнее поступать в разных ситуациях , используя сказки .
Углублять представленияо о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека.
Методы : словесные , наглядные, практические, частично-поисковый,.методы стимулирования и мотивациитворческой активности детей.
Приемы: игра, дискуссия, логическое рассуждение, практическая деятельность:творческие задания на развитие воображения,воспитание эмоциональной отзывчивости.
Оборудование :элементы игр «Сердечки», «Домики», варианты картины «Как прекрасен это мир», атрибуты для создания сказочного сюжета занятия и создания образа Бабы Яги.
Содержание образовательной деятельности
Здравствуйте,ребята! Меня зовут Светлана Викторовна и я пришла к вам в гости неслучайно. Я знаю¸что вы очень любите играть в волшебные игры, связанные с превращениями. Я тоже люблю играть? Давайте вместе сейчас поиграем!.
Вводная часть: игра «Настроение»(руки на плечи или взяться за руки)
Возьмемся за руки, поделимся друг с другом своей добротой, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку предается ваша теплота и доброта. Давайте улыбнемся друг другу.
Воспитатель :Ребята, какое у вас стало настроение?
Дети : хорошее, доброе.
Воспитатель : - Доброта – какое удивительное, волшебное слово. Давайте хором повторим и вслушаемся в это слово. ДОБРОТА!
- А если человек добрый, значит он ещё какой (внимательный, весёлый, хороший, отзывчивый) .
-А если человек недобрый. Какой он (злой, жадный, равнодушный) .Показ схем-пиктограмм(настроение).
-А как вы думаете, можно ли потрогать доброту можно? (нет) Есть ли у неё запах, цвет, вкус? Быть может её можно увидеть? (да) А в чём? (в поступках, делах, чувствах.) . 1 )Увидеть-картины, книги; 2-услышать- музыка, стихи, нежные слова; 3- но есть добро, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек(доброе сердце, добрые слова); 4- где вы могли слышать больше всего о добрых делах, поступках (в сказках)
Да , ребята , я совсем забыла, когда я уже подходила к вашему детскому саду, почтальон попросил меня передать для вас посылку. Но пока я раздевалась,посылка исчезла. Вы наверное уже ее получили, расскажите , если это не секрет, что же в ней было?
Дети- ответы.
Воспитатель. Похоже на настоящее сказочное волшебство, посылку надо найти. А для этого надо отправиться в сказку.
Сказок много есть на свете, всех душой их любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки?
Вижу –вижу заблестели ваши глазки. Скорее закрывайте глазки, сказку в гости ожидайте, посчитайте до 10…. сказка, сказка к нам иди.
Появляется воспитатель в образе Бабы Яги с зеркалом в руках, любуется своим отражением.
Баба Яга:
Свет мой, зеркальце скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех страшнее?
Всех ужаснее и злее?
Зеркало:
Ты, бабуся, просто диво,
Но идёт молва правдиво
В детсаду детишки есть,
Что не можно глаз отвесть.
Очень добрые, не злые,
Все красивые такие,
О добре они всё знают,
Всем на свете помогают.
Баба Яга: Тьфу, тьфу, тьфу, что-то человеческим духом запахло. Ой, неужели это дети пришли ко мне в гости? Вот и хорошо, мальчиков съем сейчас, а девочек – завтра.
Баба Яга подходит к детям: Слышала, вы хотите посылку получилть, то о добре надо проговорить., Посылку вашу я спрятала далеко и вы ее не найдете, а что такое добро? Я давно уже забыла. А-а-а! Это, наверное, сладенькое (достаёт из кармана и показывает детям) .
Дети: Нет.
Баба Яга : Это, наверное, конфета?
Дети: Нет.
Баба Яга: (достаёт шкатулку с украшениями) А вот оно добро, всю жизнь копила, по крупицам собирала.
Дети: Нет.
Баба Яга: Так что же такое добро?
Баба Яга: Ой, да я сейчас запросто стану доброй, пять минут и готово. Вот только поколдую немного, сделаю маленькую гадость и буду доброй, делов - то. Посылку хотите получить¸ тогда в перед!
Баба яга: Раз вы такие добрые, вот я вас и испытаю. Посмотрю на действительно ли вы такие добренькие.
Б. Я. колдует, останавливает детей около волшебного камня, даёт задание.
1-е испытание. Игра «Поступок»
Баба яга: - Поднимите руки кто приходит на помощь?
-Кто заботится о близких и родных?
-Кто ломает игрушки, обижает ребят, грубит маме, бабушке?
-Поднимите руки жадные девочки?
-Поднимите руки драчливые мальчики? Ну поднимите хотя бы пальчики?
- «Сердечко»
Баба Яга: Возьмите в руки по сердечку и положите к портрету того сказочного героя, который вам больше всего нравится.
-Почему вы так поступили? (Рассуждения детей) .
Испытание 2. «Домики».
Ребята, давайте наших сказочных героев (Картинка с изображением героев) распределим по домикам..
В желтый домик –поместим положительных героев, в коричневый-–отрицательных.
Баба яга: Ой, не пора ли нам косточки размять? Приглашаю вас на волшебную разминку.« Добро-зло»: добро-хлопаем, зло- топаем.
1)порвал, обидел, отобрал, ударил, толкнул, разрушил.
2)защитил, помог¸поджелился, накормил, пожалел.
Баба Яга: Детки, почему вы такие добрые, ведь очень трудно добрым быть, гадости намного легче творить.
Испытание 3. «Торопись обрадовать друга»
Игра будет проходить так: вот эту красивую брошь мы будем передавать по кругу, пока не скажу «Замри».Тот у кого брошь должен обрадовать соседа, сказав о нем, что тебе больше всего в нем нравится.
Вижу, вы добрые и готовы прийти на помощь любому, кто в ней нуждается.
Я ведь тоже не всегда такая злая была. Это Кощей с пути меня с бил (плачет)
Упражнение «Сделай комплимент»
(Дети жалеют Бабу ягу, говорят ей комплименты)
- Баба Яга ты очень красивая,
- Баба Яга ты очень добрая,
- Баба Яга ты очень милая,
- Баба Яга ты прекрасная,
- Баба Яга ты доброжелательная,
- Баба Яга ты гостеприимная,
- Баба Яга ты вежливая,
- Баба Яга ты элегантная.
Баба Яга:. За добрые дела, всегда похвала.
Игра «Цветок зла.
Вы, друзья, меня простите, я хотела подарить вам свой цветок зла, но так как сдеделали мне
-Спасибо, ребятки, я стала доброй и за вашу доброту я хочу отдать вашу посылку , в ней картина «Доброта!»рассыпается. А давайте вместе ее создадим , ведь знаете, что такое добро и зло, и что это хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.
Дети наклеивают заранее подготовленные изображения : добрых поступков, солнышко, фигурки зверей, детей и т.д.
Воспитатель: -Ребята, а где вы путешествовали?Какая у вас получилась чудесная картина…. Обращает внимание на шкатулку, оставленную Б.Ягой и раздает угощение
Самоанализ организованно - образовательной деятельности «Путешествие в сказку»
Цель: Систематизация и обобщение положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.
Воспитательные :
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки,потребность искать выход из конфликтных ситуаций, находить компромиссы, совершать добрые дела и поступки.
Формировать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Развивающие:
Развивать умение предвидеть последствия как хороших, так и плохих поступков в окружающем социуме, отмечать их плюсы и минусы, а также определять, плох поступок или хорош
Побуждать детей к самостоятельным активным действиям через игровую деятельность.
Развивать мышление, творческое воображение, внимание в процессе практической деятельности.
Активизировать словарный запас :упражнять в подборе прилагательных на заданную тему, развивать монологическую и диалогическую форму речи,
Образовательные:
Обобщать знания о нравственных ценностях в окружающем социуме посредством сказок.
Систематизировать представления у детей о добре и зле, о том, что значит добрый человек, каким быть в жизни, как правильнее поступать в разных ситуациях , используя сказки .
Углублять представленияо о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека
Образовательная деятельность «Путешествие в сказку» представляет собой авторский подход к организованной форме обучения в виде системы игр, объединённой одним сюжетом и позволяющей в игровой форме решать задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказок. Интеграция содержания областей «Познавательное развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» позволило сделать процесс обучения осмысленным, интересным эффективным. Организованно - образовательная деятельность реализует основную общеобразовательную программу ДОУ «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., соответствует возрасту, уровню подготовки детей. Занятие по цели и задачам традиционного типа; по сюжетно-тематическому оформлению – занятие-путешествие с элементами познавательно-практической деятельности (реконструкция картины « Доброта»).
Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал: элементы игр «Сердечки», «Домики»,элементы картины «Доброта», атрибуты для создания сказочного сюжета занятия и создания образа Бабы Яги. Материал понятный детям по своему содержанию. Подбор материала осуществляла в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста
В соответствии с традиционным типом занятия мною были выбраны следующие методы и приемы:
Методы : словесные , наглядные, практические, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации творческой активности детей.
Приемы: игра, дискуссия, логическое рассуждение, практическая деятельность:творческие задания на развитие воображения,воспитание эмоциональной отзывчивости.
Этапы занятия определены, исходя из поставленных цели и задач, и представлены 3 частями:
Вводная часть образовательной деятельности направлена на создание положительного психолого- эмоционального настроя, развертывание образовательной ситуации посредством игры «Настроение», появлением сказочного персонажа и исчезновением посылки. Воссозданная сказочно- игровая мотивация: пройти испытания, достоверно воспроизводила реальность, дети были эмоционально вовлечены.
Основная часть представляет собой симбиоз созданной частично—поисковой ситуации, решение которой, дети искали в течение всего мероприятия и практической деятельности на основе игр-испытаний: «Сердечки», Домики», «Поступок», на протяжении которой реализовывались цель и задачи организованной деятельности. Такой прием позволил детям не потерять интерес, развивал мыслительную деятельность, учил ребят взаимодействовать в коллективе, индивидуально и в паре.. При созданных по сюжету сказочных условиях, детям пришлось высказывать свои предположения, догадки, доказывать свои утверждения или опровергать их, что в итоге совершенствовало связную речь, активизировало словарный запас путем подбора прилагательных на заданную тематику .
Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательной ситуации - воссоздание картины « Доброта».
Основные этапы организованной деятельности прослеживаются и взаимосвязаны между собой одной темой, логически построены, дополняют друг друга. Поэтапность образовательной деятельности строилась на интересах детей.
На занятии мною использовались следующие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-экспериментальная деятельности (реконструкция картины « Доброта»).
Разнообразие и оптимальное сочетание видов деятельности, методических приемов, проведенная динамическая пауза «Волшебная разминка», способствовали снижению утомляемости и сохранению познавательной активности у детей.
В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы организации детей: в парах, индивидуальная; фронтальная, . В течение всей образовательной деятельности осуществлялся индивидуальный подход к детям, преобладающая форма общения с детьми – диалог. Обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.
Дети были вовлечены в работу, эмоциональны, доброжелательны, внимательны. Детей радовали результаты их деятельности.
Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение) и вручение сладких призов. Во время всей образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.
Обращаясь к детям, использовала лаконичные доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение, тем самым проявив уважение к личности ребенка. Считаю, что мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с детьми. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Уважительно относилась к результатам выполненных заданий.
При проведении организованно - образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемые СанПиНом: время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.
Вывод:
Я считаю, что поставленные мною цель и задачи реализованы:
- создала условия для систематизации и обобщения положительных стереотипов поведения, нравственных ценностей, понятий добра и зла посредством сказок.
-творчески подошла к решению образовательных задач;
-смогла создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия;