кружок УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ТЕСТОПЛАСТИКА .
учебно-методический материал на тему

Симагина Светлана Александровна

Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_2.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ    ТЕСТОПЛАСТИКА .

Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных компонентов. Ее история уходит в глубь веков.

Народности, живущие в Гималаях, до сих пор с помощью деревянные форм изготавливают фигурки из ячменной муки, которые заменяют людей и животных, приносимых когда-то давным-давно в жертву божествам.

В Китае, начиная с 17 века, делают марионетки из теста. Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепешки, которые вывешивают на стены домов. В Польше. Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста.

Теперь с древней традицией знакомятся дети в дошкольных образовательных учреждениях. Их учат замешивать специальное тесто, лепить из него фигурки, высушивать ( выпекать ) изделия, раскрашивать их. Дети с увлечением изготавливают мелкие предметы- медальоны, колечки, бусины, лепят фигурки животных, создают коллективные картины (панно). Поделки из соленого теста они охотно используют в своих играх, а также дарят родителям и друзьям. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

Начиная со второй младшей группы, задачами работы Тестопластики являются:

1.  Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

2.  Знакомить со свойствами материала.

3.  Обучать приемам лепки:

  •  от одного куска теста отрывать небольшие куски, раскатывать круговыми и прямыми движениями ладоней,
  • защипывать и оттягивать края.

4. Учить соединять детали с помощью воды.

5. Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умения изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты, животных, людей и т.д.)

6.Учить использовать для нанесения узора стеки, печатки и т.д., а также разнообразные средства для достижения выразительности.

7. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности, аппликации, рисования, конструирования.

8. Знакомить с различными основами для размещения поделок (пластины, тарелки и т.д.).

9. Развивать любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять представление о форме предметов, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, о характерных особенностях расположения предметов в пространстве.

10. Развивать фантазию дошкольников, уделяя особое внимание сюжетной лепке.

11. В ходе выполнения коллективных работ учить договариваться,

слушать и слышать товарищей.

К концу года дети должны уметь:

- в 4-5 лет - лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, используя приемы оттягивания, вдавливания, прижимания и примазывания;

- в 6 лет - лепить небольшие скульптурные группы из двух -трех фигур, передавая их пропорции, динамику. Выполнять лепку на пластинах разными способами (налепом, рельефом). Расписывать лепку гуашью.

Для развития мелкой моторики рук, глазомера был создан кружок по тестопластике на базе старшей группы. Задачи были поставлены самые простые - лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывния, закрепляя полученные знания и навыки на занятиях по лепке из пластилина.

На первых занятиях по тестопластике, дети лепили самые простые предметы: бусы, овощи, фрукты и т.д.

Главной целью являлось вызвать интерес и желание лепить из соленого теста. Мы считаем, что цель была достигнута т.к. ребята с огромным желанием и увлечением приступают к своей творческой работе. К середине учебного года мы с детьми начали лепить небольшие скульптурные группы из двух- трех фигур, передавая их пропорции и динамику. В своей работе мы использовали коллективную форму занятий.

Эта форма помогает детям создавать интересные, красочные композиции.

В процессе совместной деятельности у детей формируются умения согласовывать свои желания с желаниями других, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам. Подводя итоги по своей работе, считаю, что все поставленные задачи были выполнены успешно. В дальнейшем  планируем использовать полученный опыт на базе своей группы, с детьми 3-4 лет.

Как готовить тесто для лепки.

1.  Один стакан муки и 1/3 стакана соли смешиваем в чашке.

2.  Постепенно подливаем воду, постоянно помешивая, чтобы тесто получилось густым ( как для пельменей ).

3.  Для получения цветного теста в воде разводим краску (гуашь, акварель), пищевой краситель.

4.  Готовые изделия помещаем на противень, смазанный жиром, сушим в горячей духовке приблизительно десять минут (они должны подсохнуть, но не подгореть!).

5.  Остывшие изделия раскрашиваем гуашью или акварелью.

6.  Для изготовления картин без применения краски отдельные детали держим в духовке подольше, чтобы они приобрели оттенки от бежевого до коричневого цвета.

7.  Готовые части картины приклеиваем на плотную основу, обтянутую тканью. Можно всю твердую основу загрунтовать тестом, а затем приклеить полуобъемные детали картины.

Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Хранить его лучше в полиэтиленом пакете в холодильнике. Так оно сохраняет свои свойства довольно долго- больше месяца. С помощью пищевых красителей можно получить тесто розового, желтого, синего цвета. Если на глазах у ребенка соединить розовое и желтое тесто, вымесить его - получится оранжевое. Ребенок будет удивлен. Смешивая желтое и синее тесто, можно получить зеленое, смешивая розовое и синее - фиолетовое.

Перспективный план работы кружка «Увлекательная тестопластика» (старшая группа)

Осень

Сентябрь

1тема:. знакомство с технологией тестопластики

Цель: Знакомство с технологией тестопластики; познакомить

со свойствами материала, вызвать интерес и желание

заниматься тестопластикой.

2.тема: «Бусы»

Цель: закрепить умение лепить предметы круглой, овальной

формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить

передавать некоторые характерные признаки.

З.тема: «Овощи»

Цель: учить детей передавать основную форму

овощей ( округлую, удлиненную), характерные отличия,

лепить всей рукой и пальцами. Развивать умение

анализировать и оценивать свои работы.

4.тема: «Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры

в «магазин».

Цель: закрепить умения передавать форму разных овощей.

Учить передавать в лепке из теста характерные особенности

каждого предмета, пользуясь приемами раскатывания,

сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Октябрь

1.тема: «Змея на ветке»

Цель: учить детей создавать сказочный образ. Закрепить

умение детей лепить предметы удлиненной формы,

сужающийся к одному концу учить объединять поделку из

теста с природным материалом (веточкой).

2.тема: «Посуда для кукол»

Цель: закрепить умение лепить посуду, воспитывать желание

заниматься, самостоятельность и аккуратность в работе.

З.тема: «Уточка»

Цель: продолжать учить приемам: примазывания,

сглаживания, приплющивания; передавать относительную

величину частей головы и туловища. Воспитывать стремление

добиваться лучшего результата.

4.тема: «Птичка»

Цель: закрепить умение лепить птичку, передавая овальную

форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв,

хвост, крылышки. Учить замечать разнообразие

получившихся изображений.

Ноябрь

1.тема: «Вылепи свою любимую игрушку».

Цель: учить детей создавать образ любимой игрушки.

закреплять разнообразные приемы лепки всей рукой и

пальцами, воспитывать стремление доводить начатое дело до

конца, вызывать эстетическое отношение к своим работам,

учить их оценивать.

2.тема: «Разные рыбки»

Цель: продолжать учить передавать отличительные

особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но

несколько различающихся друг от друга по пропорциям.

Закреплять ранее показанные приемы.

З.тема: «Улитка»

Цель: учить детей создавать образ улитки. Закреплять умение

лепить фигурку по частям.

4.тема: «Котенок»

 Цель: продолжать учить детей создавать образ животного; закреплять умение лепить фигурку животного по частям,

используя разные приемы: раскатывания теста между

ладонями, оттягивания мелких деталей, соединение частей

путем прижимания и сглаживания мест соединения.

Зима

Декабрь

1.тема: «Лепка по замыслу»

Цель: учить детей задумывать содержание своей работы.

Доводить замысел до конца, добиваться более полной и точной

передачи формы предмета, его строения, частей.

2.тема: «Девочка в шубе»

Цель: продолжать учить лепить фигуру человека, правильно

передавать форму одежды, частей тела, соблюдать пропорции.

Использовать усвоенные приемы соединения частей,

сглаживания мест скрепления.

З.тема: «Хоровод»

Цель: закреплять умения детей изображать фигуру человека,

правильно передавать соотношение частей. Учить объединять

свою работу с работами других детей, развивать образное

восприятие.

4.тема: «Зайчиха с зайчатами»

Цель: учит детей создавать коллективными усилиями

несложную композицию, закреплять умение лепить зайца,

зайчат, добиваться большой точности в передаче основной

формы, характерных деталей. Коллективно обдумывать

расположение животных на подставке.

Январь

1.тема: «Кружка,  украшенная цветком»

Цель: закрепить умение детей лепки посуды - ленточным

способом, учить соединять лентообразную форму с

диском (дном); продолжать учить украшать изделие налепами

более сложной формы (цветком); закреплять умение прочно

соединять части изделия, заглаживая места соединения.

2.тема: «Миска с узором»

Цель: продолжать учить передавать в лепке характерную форму миски: небольшое дно, высокие стенки ( верхняя часть), украшать изделие рельефным выпуклым узором - налепами; закрепить знакомые способы лепки.

З.тема: «Ваза для цветов» 

Цель: продолжать учить детей лепить ленточным способом высокую посуду; познакомить с разными способами оформления верхнего края вазы: расширяющим и сужающим; формировать представления о том, что узор тесно связан с формой украшаемого изделия, что высокую посуду можно украсить удлиненным узором, расположенным вертикально.

4.тема: «Устроим выставку посуды»

 Цель: развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); продолжать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий дать детям представление об устройстве выставки.

Февраль

1.тема: «Матрешки»

Цель: продолжать учить лепить матрешки разные по величине,

составлять из них хоровод, использовать знакомые приемы

лепки.

2.тема: «Какие звери живут в зимнем лесу»

Цель: обогащать знания детей о животных, лепить животных

из целого куска, передавать движения

(сидит, бежит, повернул голову и т.д.)

З.тема: «Что было в избушке трех медведей?»

Цель: учить детей умению дополнять образы сказки новыми

предметами, развивать воображение детей, лепить стол,

стулья, посуду (создавать разные по размеру предметы).

4.тема: лепка по сказке ( коллективная). «Три медведя»

Цель: развивать у детей замысел, воображение, уметь

передавать сказочные образы трех медведей, связать

содержание лепки с образом дремучего леса, передавать

разные по величине фигуры в движении, дополнять

отдельными деталями (в лапах корзинки с грибами).

Весна

Март

1.тема: «Что ты хочешь подарить маме в день 8 марта»

Цель: воспитывать у детей любовь и заботу о маме, бабушке,

вызывать желание порадовать их подарками, учить

использовать полученные умения в различных видах

изобразительной деятельности.

2.тема: «Собачки весело играют»

Цель: воспитывать у детей интерес и заботливое отношение

 к животным, передавать в лепке движения фигурок –

(прыгает, лежит, стоит несложный предмет.)

З.тема: «Жаворонок»

Цель: закрепить умение лепить птичку, передавая овальную

форму тела, оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв,

хвост, крылышки. Учить замечать разнообразие получившихся

изображений.

4.тема: «Дымковская лошадка»

Цель: воспитывать у детей интерес к творчеству народных

мастеров, уметь лепить фигурку лошадки из целого куска,

вытягивая и прищипывая мелкие детали, по желанию лепить

фигурку человека на лошадке.

Апрель

1.тема: «Дядя Степа в зоопарке»

Цель: воспитывать у детей любовь к литературному герою,

передавать образ литературного персонажа в лепке, создавать

фигуру человека, показывая особенности одежды, различие в

величине (высокий дядя Степа и маленькие дети).

2. тема: «Птичий двор». ( коллективная)

Цель: вызвать интерес к птицам, видеть их характерные

особенности, соотносить их по величине, с помощью стеки

передавать оперение.

З.тема: «Каких животных ты любишь?»

Цель: воспитывать у детей любовь к животным, вызывать

стремление передавать передать их в лепке, изображать разных

по форме животных,

4.тема: «По замыслу»

Цель: развивать у детей воображение, умение придумывать

содержание своей работы, упражнять в самостоятельном

применении полученных данных

Май

1.тема: «Мы плывем на пароходе» ( коллективная)

Цель: развивать у детей наблюдательность, учить детей лепить свои «автопортреты», выделяя характерные особенности своей

внешности.

2.тема: по сказке «кот, петух и лиса».

Цель: закреплять у детей умение передавать сюжет сказки,

лепить персонажей сказки, видеть пропорции и величину

фигурок животных, их характерные особенности.

З.тема: «Мои игрушки» лепка с натуры.

Цель: развивать у детей наблюдательность, лепить из целого

куска, делить целое на части, соединять элементы между собой,

передавать характерные особенности.

4.тема: «по замыслу»

Цель: развивать у детей воображение, умение передавать в

лепке разные по форме предметы, характерные фигурки

персонажей, сказочных героев, обращать внимание на

выразительность образа.